Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:29, лекция

Описание работы

Государство всегда выполняло классические экономические функции. Она законодательно формировала так называемые «общие правила игры», которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе и такие рыночные институты как банки, биржи, акционерные общества. Практика экономического развития общества без или с чересчур рьяным вмешательством государства доказало свою несостоятельность и даже вредность. Это относится как к классическому капитализму, где государство почти не вмешивается, так и к социализму, где его роль главная и определяющая.

Содержание

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики
1.2. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики
1.3. Функции государства в современной экономике.
1.4. Методы государственного регулирования экономики.
1.5. Модели государственного регулирования экономики
1.6. Система государственного управления социально-экономическим развитием в Украине

Работа содержит 1 файл

Темы 1-4.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

Важной характеристикой  экономической системы является ее социальная структура. Социальная структура отражает распределение национальной экономики по организационно-правовыми формам хозяйствования, уровню доходов и жизни населения.

Своеобразным зеркалом состояния экономики является структура внешней торговли. Для Украины характерен высокий удельный вес импорта энергоносителей, машин и оборудования, высокотехнологической промышленной продукции, продукции АПК и пищевой промышленности. Основными статьями экспорта Украины являются минеральные продукты, продукция химической промышленности, металлургии, сельского хозяйства.

 

4.2. Структурная  политика государства

 

Регулирование структурных  изменений в экономике является задачей структурной политики. В широком понимании структурная политика государства — это обоснование целей и характера структурных преобразований, определение комплекса мероприятий по поддержке развития тех элементов экономической системы, которые обеспечивают экономический рост и решение актуальных проблем настоящего.

Существует два типа структурной политики: пассивная и активная. Пассивная структурная политика состоит в том, что государство создает правовую базу для свободного перелива капитала и труда из одних отраслей в другие, но непосредственно не вмешивается в эти процессы. Структура изменяется только вследствие изменений в нормах прибыли. Если в определенной отрасли спрос превышает предложение, то в этой отрасли норма прибыли возрастает. Капитал из других отраслей изымается собственниками и вкладывается в отрасли с повышенной нормой прибыли. Производство товаров этой отрасли увеличивается и предложение их постепенно начинает превышать спрос. При этом норма прибыли в этой отрасли сначала снижается к средней величине, а потом становится меньше средней. Собственники капиталов начинают изымать их из этой отрасли и вкладывать в другую, где норма прибыли становится выше средней. Рыночное саморегулирование обеспечивает соответствующую требованиям рынка структуру экономики. Но этот путь связан со значительными социальными издержками.

Активная  структурная политика состоит в том, что государство с помощью системы мер и средств влияет на ускорение прогрессивных структурных сдвигов.

Активная структурная  политика предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий, которые включают: стимулирование перелива капитала в приоритетные отрасли; стимулирование развития отраслей, которые ускоряют внедрение достижений НТП; защиту и предоставление финансовой помощи отраслям, которые находятся в состоянии упадка и требуют коренной реконструкции производственного аппарата; свертывание части производств в депрессивных отраслях; разработка на государственном уровне долгосрочных планов, целевых программ, национальных проектов для решения актуальных проблем структурной перестройки, а также программ подготовки и переподготовки рабочей силы, создания рабочих мест и т.п.

Для определения модели структурной политики и обоснования  мероприятий по изменению структурных  элементов применяются три (варианта) решений:

1. Стратегия ограниченного роста. Для нее характерно установление целей «от достигнутого» уровня.

2. Стратегия неограниченного роста. Осуществляется через значительное превышение уровня кратко- и долгосрочных целей развития над уровнем фактического состояния базового периода.

3. Стратегия сокращения. Цели на будущее устанавливаются на уровне, низшем в сравнении с фактическим состоянием базового периода.

Концепция активной структурной  политики основывается на четком определении  наиболее эффективных направлений  структурной трансформации экономики. На данном этапе экономического развития к основным направлениям государственной структурной политики следует отнести:

1. Рост производства  в отраслях, которые обеспечивают  значительную часть экспорта  готовой продукции.

2. Рост производства  в отраслях, которые способны  на внутреннем рынке заменить  импортную продукцию.

3. Развитие производства товаров, конкурентоспособных на мировом рынке.

4. Поддержка производств,  которые используют ресурсосберегающие  технологии.

5. Рост производства  в отраслях, которые способны  повысить научно-технический уровень  и качество продукции.

6. Развитие конкуренции через реструктуризацию и диверсификацию производства.

7. Развитие производства  сырья, полуфабрикатов и комплектующих  для замены импортируемых.

На сегодняшний момент в Украине происходит структурная  перестройка экономики Украины, основной целью которой является формирование современной, эффективной, рациональной и экологически безопасной структуры экономики и создание конкурентоспособного отечественного производителя.

Основные задачи структурной  перестройки экономики Украины:

1. Формирование инновационных моделей развития экономики.

2. Реструктуризация предприятий  и технологическое обновление  производства.

3. Усиление социальной  ориентации экономики.

4. Повышение конкурентоспособности  отечественной производственной  продукции и увеличение экспортного потенциала конечного продукта.

5. Создание целостного  и емкого национального рынка.

6. Формирование эффективных  региональных структур экономики.

 

4.3. Государственная  инвестиционная политика

 

Важнейшим фактором структурных  изменений в экономике являются инвестиции. Государственная инвестиционная политика — это комплекс правовых, административных и экономических мер государства, направленных на расширение и активизацию инвестиционных процессов.

Инвестиции - это:

все виды имущественных, финансовых и интеллектуальных ценностей (средств), вкладываемые в объекты деятельности, в результате чего производится продукт (прибыль) или достигается социальный эффект;

затраты на создание, расширение, реконструкцию основного капитала, а также связанные с этим изменения оборотного капитала.

Разделяют два вида инвестиций: валовые и чистые.

Валовые инвестиции (ВИ) - это совокупный объем инвестиций за конкретный период, направленные на новое строительство, приобретение средств труда и прирост товарно-материальных ценностей.

Чистые  инвестиции (ЧИ) - это сумма валовых инвестиций за вычетом суммы амортизационных отчислений (А) за определенный период времени.

Динамика показателей  чистых инвестиций отражает экономическое  положение предприятия. Например, если ЧИ < 0, т.е. ВИ < А, то производственный потенциал предприятия сокращается. Если ЧИ = 0, т.е. ВИ = А, то объем выпускаемой продукции на предприятии является постоянной величиной, т.е. для предприятия характерна стагнация. Если ЧИ > 0, т.е. ВИ > А, то производственный потенциал предприятие расширяется.

В зависимости от объекта  инвестирования инвестиции делятся  на:

1. Реальные - это вложения денежных средств в материально-вещественные факторы производства и основные средства. Вложения в нематериальные активы называют инновационными инвестициями.

2. Финансовые - это вложения денежных средств в различные финансовые активы, прежде всего в ценные бумаги для приобретения прав на участие в деятельности предприятия, долговых прав и т.д.

По характеру участи инвестиции бывают:

1. Прямые - это непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств.

2. Непрямые - это опосредованное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств другими особами (финансовыми посредниками). Инвестор покупает ценные бумаги финансовых посредников, например, инвестиционные сертификаты инвестиционных компаний.

Существует деление  инвестиций в зависимости от времени:

1. Краткосрочные - вложение капитала на период не более чем один год.

2. Долгосрочные - вложения капитала на срок более одного года. Они делятся на подгуппы: до 2 лет; от 2 до 3 лет; от 3 до 5 лет; более 5 лет.

Экономическая эффективность инвестиций - это отношение экономического эффекта, полученного за определенный период времени от вложения капитала, к величине вложенного капитала, обусловившего получение этого эффекта. Экономический эффект от вложения капитала - чистый доход (прибыль), полученный инвестором в результате вложения инвестиций.

Внешняя простота формулы  оценки эффективности инвестиций не должна вводить в заблуждение. Предположим, что инвестор мог не вкладывать средства в проект, а положить их на депозит в банк, что более надежно и не требует от инвестора дополнительных усилий. К тому же нынешние деньги всегда «дороже» денег будущего. Связано это с возможностью получения процентов от вложения в банк и с существующей инфляцией. Поэтому принято приводить стоимость будущих денег (дохода) к стоимости предыдущих (инвестиций) (дисконтирование) с учетом инфляции.

Предположим, что инвестор получил в результате вложения капитала на Т лет сумму денег, равную Рт. Если бы он вложил свои деньги в банк, выплачивающий годовой процент r, то через Т лет он согласно формуле сложного процента он получил бы сумму равную Рт равную:

     (4.1)

где Рб – сумма, которую  надо положить в банк, чтобы через  Т лет получить сумму Рт;

r – процентная ставка банка, дол. ед.;

(1+r)T – коэффициент дисконтирования.

Таким образом, будущие  деньги Рт по своей стоимости эквивалентны вложенным в банк деньгам Рб, то есть для сравнения будущих денег с вложенными надо разделить их на коэффициент дисконтирования (1+r)T:

    (4.2)

Пример. Инвестор рассчитывает получить через 3 года в результате вложения капитала величиной 2 млн. грн. суммарный доход 3,5 млн. грн. Найдем на какую величину увеличится стоимость вложенных инвестором денег, если при их вкладе в банк он мог бы получить 10% годовых (r = 0,1).

Решение.

Необходимо привести полученные инвестором деньги ко времени  вложения. Стоимость полученных инвестором денег (Рб = 3,5 млн. грн.), приведенная ко времени их вложения (Т = 3 года), составляет:

Так что инвестор получит  доход в ценах, соответствующих  времени вложения капитала величиной 2,63 – 2 = 0,63 млн. грн. Другими словами инвестору надо положить в банк 2,63 млн. грн., чтобы без проблем получить 3,5 млн. грн. через 3 года.

 

В практических расчетах величина чистого дохода определяется как сумма чистой прибыли (валовой  прибыли за вычетом налогов и  отчислений) и амортизационных отчислений на восстановление основных средств производства.

Величина чистого дохода подлежит дисконтированию, т.е. приведению к времени соответствующему началу процесса инвестирования. При определении  экономического эффекта или экономической эффективности за период времени Т, суммарный дисконтированный чистый доход определяется по формуле:

    (4.3)

где r – ставка дисконтирования;

Pt – чистый доход (сумма чистой прибыли и отчислений на амортизацию, включаемых в себестоимость продукции) в году t;

t – номер года;

T – рассматриваемый период времени, в течении которого инвестиции приносят доход.

Величина ставки r принимается равной ставке банковского депозитного процента.

При наличии инфляции формула приобретает вид:

    (4.4)

где Lt– индекс роста цен за t лет, т.е. отношение среднего уровня цен в году t к уровню цен в начале периода инвестирования.

Если инвестиции распределены во времени и вкладываются в течении  ряда лет, то их дисконтирование производится по формулам 4.3 и 4.4. (если учитывать  и инфляцию).

При оценке экономического эффекта и эффективности инвестиций в реальный сектор экономики широко распространено определение срока окупаемости инвестиций. Сроком окупаемости называют время, в течении которого суммарный объем чистого дохода, полученного за счет инвестиций, становится равным суммарному объему самих инвестиций.

В Украине инвестиционный процесс регулируют свыше 100 законов и других нормативных актов, в частности Законы Украины «Об инвестиционной деятельности» (1991г.), «Об иностранных инвестициях» (1992 г.)„ «О ценных бумагах и фондовой бирже» (1991 г.), Декрет Кабинета Министров «О режиме иностранного инвестирования» (1993 г.) и др. В основу государственного регулирования инвестиционной деятельности положены следующие задачи:

• последовательная децентрализация  инвестиционного процесса;

• расширение смешанного финансирования инвестиционных проектов;

• увеличение доли внутренних (собственных) средств субъектов  хозяйствования в инвестиционных проектах;

• приоритет кредитованию в производственной сфере вместо невозвратного бюджетного финансирования;

• выделение бюджетных  средств преимущественно для реализации государственных приоритетов, программ (проектов), направленных на осуществление структурной перестройки экономики;

• финансирование строительства  объектов за счет бюджетных средств  на конкурсной основе;

Информация о работе Государственное регулирование экономики