Пути повышения рентабельности на предприятии на примере ООО «Стройизол»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:08, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических и методических основ рентабельности на предприятии, оценка ее на примере ООО «Стройизол» и предложение путей ее повышения.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы оценки рентабельности предприятия;
- провести анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Стройизол»;
- разработать пути повышения рентабельности на предприятии в условиях экономического кризиса на примере ООО «Стройизол».

Работа содержит 1 файл

Диплом_Повышение__рентабельности_Стройизол3.doc

— 766.50 Кб (Скачать)

Итак, в таблице 16 представлены показатели рентабельности, рассчитанные на основе бухгалтерской прибыли. Рентабельность деятельности является наиболее общим показателем, характеризующим долю прибыли, приходящуюся на 100 руб. выручки. В 2006 г. этот показатель составил 6,05 и за период увеличился до 13,53. Это значит, что в 2008 г. 13,53 руб. из каждых 100 руб. полученной выручки представляют собой прибыль.

Ресурсорентабельность характеризует эффективность использования предприятием имеющихся у него ресурсов: основных и оборотных средств, а также затрат на оплату труда (последние косвенно характеризуют трудовые ресурсы).  За период этот показатель возрос на 11% (с 1,09% до 12,63%). Таким образом, в 2008 г. предприятие со 100 руб. ресурсов получало 12,63 руб. прибыли. Этот показатель довольно высок и его значение увеличивалось даже несмотря на рост стоимости используемых ресурсов, что объясняется более быстрым ростом прибыли.  Составляющими этого показателя являются фондорентабельность, рентабельность оборотных средств и трудовых ресурсов. Все эти показатели достаточно высоки и имеют тенденцию к увеличению.

Фондорентабельность характеризует  эффективность использования основных фондов. Данный показатель был рассчитан исходя из первоначальной стоимости основных фондов и в 2008 году он составил 29,55%. Показатель воз-

рос, несмотря на увеличение (хотя и незначительное) стоимости основных фондов.  Аналогичным образом интерпретируются и остальные составляющие ресурсорентабельности. Можно также рассчитать  и более частные показатели (рентабельность амортизационных отчислений)

              Однако, на наш взгляд, наиболее общим показателем эффективности деятельности предприятия является рентабельность активов, называемая также экономической рентабельностью, поскольку она отвечает на вопрос, сколько прибыли предприятие получает на каждые 100 руб. своего имущества. Данный показатель, как и прочие, имеет тенденцию к увеличению и возрос за период с 1,53 до 17,79%.

              Показатели рентабельности собственного и заемного капитала характеризуют  эффективность использования источников формирования имущества предприятия. Превышение рентабельности заемного капитала над рентабельностью собственного  объясняется превышением  суммы собственного капитала над заемным.  Хотелось бы отметить, что более информативным был бы показатель рентабельности, рассчитанный на основе прибыли, полученной непосредственно от использования тех или иных средств (собственного или заемного капитала). Однако такой информацией мы, к сожалению, не обладаем, поэтому  вынуждены ограничиться вышеприведенным анализом.

Показатели рентабельности ООО «Стройизол»в 2006 – 2008 гг.,  по отношению к прибыли от реализации продукции представлены в таблице 17.

Таблица 17

Показатели рентабельности ООО «Стройизол» в 2006 – 2008 гг., по отношению к прибыли от реализации продукции, %

Наименование показателя

2006

2007

2008

Отклонение (+/-), п.п.

2007 от 2006

2008 от 2007

2008 от 2006

1

2

3

4

5

6

7

Рентабельность продаж

 

9,10

11,23

11,58

2,13

0,35

2,48

Рентабельность себестоимости

 

10,01

12,65

13,10

2,64

0,45

3,09

 

              В таблице 17 представлены показатели рентабельности, рассчитанные на основе прибыли от реализации. Рентабельность продаж характеризует основную деятельность предприятия, поскольку характеризует сумму прибыли от продаж на каждые 100 руб. выручки. Этот показатель в 2006 г. составил 9,1% и был выше показателя рентабельности деятельности, что объяснялось превышением прибыли от реализации над прибылью бухгалтерской (в связи с убытками от прочих операций и внереализационной деятельности).

В последние два года в связи с улучшением деятельности предприятия в сфере внереализационных операций, прибыль бухгалтерская превышала прибыль от продаж, что повлекло за собой и превышение соответствующей рентабельности над рентабельностью продаж.  В 2008 г. она составила 11,58%. Т.е. из каждых 100 руб. полученной выручки 11,58 руб. приходилось на прибыль от реализации.

Для оценки окупаемости затрат, понесенных предприятием на осуществление основной деятельности, используем рентабельность затрат. Данный показатель также возрос за период  до 13,1%.

Для сравнения были также рассчитаны  общие показатели рентабельности на основе чистой прибыли, данные которого представлены в таблице 18.

Таблица 18

Показатели рентабельности ООО «Стройизол» в 2006 – 2008 гг., по отношению к чистой прибыли, %

Наименование показателя

2006

2007

2008

Отклонение (+/-), п.п.

2007 от

2006

2008 от 2007

2008 от 2006

1

2

3

4

5

6

7

Рентабельность деятельности

 

   4,24

  8,10

  9,47

3,86

1,37

  5,23

Рентабельность себестоимости

 

   4,66

  9,12

10,71

4,46

1,59

  6,05

Рентабельность активов

 

  1,07

  5,74

12,45

4,68

6,70

11,38

Рентабельность собственного капитала

  1,13

  7,26

17,52

6,13

10,26

16,39

Рентабельность заемного капитала

20,07

27,89

43,03

7,82

15,14

22,96

Ресурсорентабельность

 

  0,76

  4,18

  8,84

3,42

4,65

  8,07

Фондорентабельность

 

1,32

  8,50

20,69

7,18

12,18

19,37

Рентабельность оборотных средств

 

1,97

  9,47

19,61

7,51

10,14

17,64

 

Логично, что все они ниже аналогичных показателей, рассчитанных на основе бухгалтерской прибыли.  Эта разница объясняется налоговыми платежами. Так, например, рентабельность деятельности на основе бухгалтерской и чистой прибыли составила, соответственно, 13,53% и 9,47%.

Это значит, что из 100 руб.  выручки в распоряжении предприятия остается 9,47 руб. прибыли, а 4,05 руб. отчисляется  в качестве налоговых платежей.

В таблице 19 представлены показатели рентабельности, рассчитанные для производства. Все они рассчитаны на базе фактической себестоимости.

Таблица 19

Показатели рентабельности ООО «Стройизол» в 2006 – 2008 гг., рассчитанные для производства, %

Наименование показателя

2006

2007

2008

Отклонение (+/-), п.п.

2007 от

2006

2008 от 2007

2008

от 2006

1

2

3

4

5

6

7

Рентабельность товарного выпуска

  9,99

12,60

13,13

2,61

0,53

3,14

Рентабельность товарной продукции

  9,80

12,64

13,00

2,84

0,36

3,20

Рентабельность м/к

 

  9,91

12,03

12,85

2,12

0,83

2,95

Рентабельность м/к из дав. Металла

 

10,00

16,33

15,33

6,33

-1,01

5,33

Рентабельность м/к из собств. металла

  9,88

11,88

12,72

1,99

0,85

2,84

Рентабельность товаров народного потребления

  7,80

22,74

19,70

14,94

-3,04

11,90

Рентабельность услуг

 

13,34

12,00

14,00

-1,34

2,00

  0,66

 

Так, рентабельность товарного выпуска составила на начало периода 10% и за период возросла  до 13,13%.   Это значит, что на каждые 100 руб. себестоимости  товарного выпуска приходится прибыли 13,13 руб. прибыли.  Рентабельность товарного выпуска сложилась под влиянием  рентабельности товарной продукции и услуг.  Следует отметить, что почти на протяжение всего периода рентабельность услуг была выше рентабельности продукции. В свою очередь, рентабельность товарной продукции складывалась под влиянием рентабельности металлоконструкции и товаров народного потребления (в соответствии со структурой производства). При этом рентабельность товаров народного потребления в 2007 и 2008 гг. превышала рентабельность металлоконструкций. Наконец, рентабельность металлоконструкций складывается под влиянием  рентабельности металлоконструкций из собственного и давальческого металла. При этом рентабельность металлоконструкций из давальческого металла выше показателя для металлоконструкций из металла завода. Все вышеназванные показатели в динамике возрастали.

Подводя итог анализу формирования и использования прибыли  на примере ООО «Стройизол» можно отметить, что  ООО «Стройизол» относится  к   субъекту    малого    предпринимательства.    Производственная деятельность  ООО «Стройизол»   осуществляется в основном  на     рынке объектов    капитального строительства и нестандартного оборудования, в качестве поставщика строительных и мостовых конструкций. Анализ экономической деятельности ООО «Стройизол»    показал, что на протяжении всего анализируемого периода производство возрастало: в 2007 г. – в 3,55 раза, в 2006 г. – в 1,97 раза. Выручка увеличивалась как за счет интенсивных, так и экстенсивных факторов. Однако наибольший вклад в ее рост внесли все же  интенсивные факторы (фондоотдача, производительность), рост которых в значительной степени был обусловлен ростом цен. В производственной деятельности ООО «Стройизол», как и любого другого предприятия, используются три группы ресурсов: основные фонды, оборотные средства и трудовые ресурсы. На протяжение всего анализируемого периода основные фонды в оценке по остаточной стоимости оставались примерно на одном уровне. Оборотные средства возросли в целом за период на 60,6% и составили 213191 тыс. руб. Все коэффициенты ликвидности на конец периода удовлетворяют нормативным значениям, однако два из них получили тенденцию к снижению. В целом же за период производство увеличилось почти в 7 раз, что является положительной тенденцией развития предприятия.

Факторный анализ показателей прибыли предприятия показал, что на протяжение всего анализируемого периода все показатели прибыли увеличивались. Так, прибыль от реализации увеличилась за период более чем в 9 раз и составила 51113 тыс. руб. по сравнению с 5606 тыс. руб. в начале периода. Базовую часть прибыли от основной деятельности, и, следовательно, бухгалтерской  прибыли, составляет прибыль от реализации металлоконструкций. На протяжение всего изучаемого периода основным фактором увеличения прибыли было повышение цен. Результаты факторного анализа показали, что рост цен в целом за период привел к росту прибыли от реализации металлоконструкций на 2442838,8 тыс. руб. Влияние на выручку оказало также увеличение объема реализации с 8023 т. до 13548 т., которое вызвало увеличение прибыли на 7532 тыс. руб. Таким  образом, в целом за период изменение цен, себестоимости и физического объема реализации  в совокупности привело к увеличению прибыли на 39018 тыс. руб.

Информация о работе Пути повышения рентабельности на предприятии на примере ООО «Стройизол»