Пути повышения рентабельности на предприятии на примере ООО «Стройизол»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:08, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических и методических основ рентабельности на предприятии, оценка ее на примере ООО «Стройизол» и предложение путей ее повышения.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы оценки рентабельности предприятия;
- провести анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Стройизол»;
- разработать пути повышения рентабельности на предприятии в условиях экономического кризиса на примере ООО «Стройизол».

Работа содержит 1 файл

Диплом_Повышение__рентабельности_Стройизол3.doc

— 766.50 Кб (Скачать)

 

Анализ таблицы 3 показал, что на протяжении всего исследуемого периода выручка увеличивалась как за счет интенсивных, так и экстенсивных факторов. Однако наибольший вклад в ее рост внесли все же  интенсивные факторы (фондоотдача, производительность), рост которых в значительной степени был обусловлен ростом цен. Лишь в 2007 г. по сравнению с 2006 г. незначительное снижение основных фондов привело к снижению выручки.

Проанализируем теперь динамику затрат, понесенных организацией за исследуемый период.

Динамика показателей затрат и себестоимости ООО «Стройизол» в 2006 – 2008 гг. представлена в таблице 4.

Таблица 4

Динамика показателей затрат и себестоимости ООО «Стройизол»

в 2006-2008 гг., тыс.руб.

Наименование показателей

2006

2007

2008

Темп роста %

Отклонение (+, –)

2007 к 2006

2008 к 2007

2008 к 2006

2007 от 2006

2008 от 2007

2008 от 2006

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Валовые затраты отчетного периода

56463

197101

382130

3,49

1,94

6,77

140638

185029

325667

Себестоимость товарного  выпуска

55519

193082

383936

3,48

1,99

6,92

137563

190854

328417

в том числе себестоимость товарной продукции

52528

181546

334737

3,46

1,84

6,37

129018

153191

282209

Себестоимость услуг

2991

11536

49199

3,86

4,26

16,45

8545

37663

46208

Себестоимость реализованной продукции и услуг

56019

186617

390290

3,33

2,09

6,97

130598

203673

334271

Валовые затраты (ВЗ) представляют собой показатель, характеризующий все затраты, понесенные организацией в отчетном периоде и отражается по строке 03 формы 5-з. Этот показатель включает в себя себестоимость товарного выпуска (СТВ), расходы будущих периодов и затраты в незавершенном производстве.

Таким образом, не все затраты могут быть отнесены на себестоимость товарного выпуска отчетного периода. Она отличается от валовых затрат на изменение величин расходов будущих периодов (РБП) и затрат в незавершенном производстве. Себестоимость товарного выпуска включает в себя себестоимость товарной продукции (металлоконструкций и ТНП) и себестоимость оказанных услуг.

Себестоимость реализованной продукции не совпадает с себестоимостью товарного выпуска  из-за изменения остатков готовой продукции на складе. В 2006 и 2007 гг. затраты в незавершенном производстве и расходы будущих периодов увеличились, в результате чего себестоимость товарного выпуска была меньше валовых затрат в эти периоды. В 2008 г. наблюдалось увеличение этих величин, что привело к превышению себестоимости товарного выпуска над валовыми затратами. Из таблицы 3 также видно, что в 2007 г. себестоимость реализованной продукции была ниже себестоимости товарного выпуска, а в 2006 г. и в 2008 г. – наоборот. Это также объясняется изменением остатков готовой продукции на складе, данные которой представлены в приложении 1. 

В приложении 2 представлена классификация валовых затрат на постоянные и переменные. Основную долю составляли переменные затраты, доля постоянных затрат за период снизилась почти на 6%.

Для получения более полной картины динамики затрат и себестоимости  рассчитаем их уровень, данные которого представлены в таблице 5.

Таблица 5

Уровень затрат ООО «Стройизол» в 2006-2008 гг. %

Наименование показателей

2006

2007

2008

Отклонение (+/–)

2007 от 2006

2008 от 2007

2008 от 2006

1

2

3

4

5

6

7

Уровень себестоимости товарного выпуска

0,909

0,888

0,884

–0,021

–0,004

–0,025

в том числе уровень себестоимости товарной продукции

 

0,911

0,888

0,885

–0,023

–0,003

–0,026

Уровень себестоимость услуг

0,882

0,893

0,877

0,011

–0,016

–0,005

Уровень себестоимости реализованной продукции

0,909

0,888

0,884

–0,021

–0,004

–0,025

 

Как показывают данные таблицы 5, на протяжение всего периода расходы на 1 рубль товарного выпуска, товарной продукции, оказанных услуг, а также реализованной продукции снижались, что является положительной тенденцией. При этом затраты на 1 рубль товарной продукции были выше соответствующего показателя услуг, однако в целом за период затраты на 100 руб. товарной продукции снизились на 2,6 руб., в то время как по услугам – лишь на 50 коп.

В производственной деятельности ООО «Стройизол», как и любого другого предприятия, используются три группы ресурсов: основные фонды, оборотные средства и трудовые ресурсы. Динамика ресурсов производства  ООО «Стройизол» в 2006-2008 гг. представлена в таблице 6.

Таблица 6

Динамика ресурсов производства ООО «Стройизол» в 2006-2008 гг., тыс.руб.

Наименование показателей

2006

2007

2008

Темп роста

Отклонение (+, –)

2007 к 2006

2008 к 2007

2008 к 2006

2007 от 2006

2008 от 2007

2008 от 2006

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Основные фонды (остаточная стоимость)

111 561

112 329

112 123

100,69

99,82

100,50

767,5

–205,5

562

Оборотные средства

132 758

179 698

213 192

135,36

118,64

160,59

46 939,5

33 494

80 433,5

Среднесписочная численность, чел.

793

798

906

100,63

113,53

114,25

5

108

113

 

Все показатели анализируются по среднегодовым учетным  значениям. Из данных таблицы 6 видно, что на протяжение всего анализируемого периода основные фонды в оценке по остаточной стоимости оставались примерно на одном уровне и составили в 2007 г. 112 123 тыс.руб.

Это можно объяснить тем, что ввод в эксплуатацию новых объектов основных фондов осуществлялся приблизительно в той же сумме, в которой была начислена амортизация.  Поэтому остаточная стоимость основных средств за период изменилась незначительно.

Оборотные средства возросли (в 2007 г. – на 35%, в 2008г. – на 18,6%) в целом за период на 60,6% и составили в 2008 г. 213 192 тыс.руб.

Среднегодовая численность персонала за период  увеличилась на 113 человек (что произошло главным образом за счет увеличения численности в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 108 человек).

Для получения более полной картины  обеспеченности предприятия ресурсами рассмотрим подробнее состояние каждого из них. 

Чтобы более полно охарактеризовать состояние основных фондов предприятия следует проанализировать степень их износа, для чего были рассчитаны коэффициенты износа, представленные в приложении 3. Как показывают данные, износ достаточно высок и возрос за период с 43,1% до 43,6%. Такой уровень износа характеризует довольно высокий уровень устаревания  основных фондов. Наиболее изношены машины, оборудование и транспортные средства – на 65%, здания и сооружения – на 36%. Износ машин и оборудования велик даже, несмотря на ежегодный ввод в эксплуатацию новых объектов и выбытие старых. Такие высокое коэффициенты износа свидетельствуют о недостаточном обновлении основных средств, модернизации и реконструкции, что является негативной тенденцией и в конечном итоге может отрицательно повлиять на производственную деятельность предприятия. Что касается оборотных средств, их структура представлена в таблице 7.

Как видно из таблицы 7, оборотные средства включают в себя  запасы и затраты, дебиторскую задолженность, краткосрочные финансовые вложения и денежные средства.

 

 

Таблица 7

Структура оборотных средств ООО «Стройизол» в 2006-2008 гг.,

тыс. руб.

Наименование показателей

2006

2007

2008

Удельный вес, %

Отклонение (+/–), п.п., %

сумма тыс.руб

сумма тыс.руб

сумма тыс.руб

2006

2007

2008

2007 от 2006

2008 от 2007

2008 от 2006

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оборотные средства, всего в том числе

132 758

179 698

213 191

100,00

100,00

100,00

0,00

0,00

0,00

Запасы и затраты

12 925

29 669

41 198

9,74

16,51

19,32

6,78

2,81

9,59

Дебиторская задолженность

119 708

149 011

160 892

90,17

82,92

75,47

–7,25

–7,45

–14,70

в том числе краткосрочная

119 708

149 011

160 892

90,17

82,92

75,47

–7,25

–7,45

–14,70

Краткосрочные финансовые вложения

0

50

10 050

0,00

0,03

4,71

0,03

4,69

4,71

Денежные средства

125

967

1 051

0,09

0,54

0,49

0,44

–0,05

0,40

 

Наибольший удельный вес в структуре оборотных средств представляет дебиторская задолженность, которая полностью является краткосрочной.  Такое явление отрицательно для деятельности предприятия, так как средства фактически отвлечены из оборота предприятия, то есть не могут быть использованы для закупки нового сырья и материалов для расширения производства. Однако следует отметить и положительную тенденцию снижения удельного веса дебиторской задолженности с 90% до 75,5%. Удельный вес запасов и затрат увеличился с 9,7% до 19,3% (то есть почти на 10 п.п.). Денежные средства на счетах предприятия составляют незначительную сумму и к концу исследуемого периода едва достигли 0,5%. Что же касается краткосрочных финансовых вложений, то в 2006 г. предприятие не обладало этим активом, в 2007 г. доля их составила 0,03%, а в 2008 г. возросла до 4,7%.

Для анализа эффективности использования оборотных средств рассчитаем показатели их оборачиваемости в целом, а также оборачиваемости дебиторской задолженности и запасов и затрат на основе выручки от реализации. Результаты расчетов представлены в таблице 8.

Таблица 8

Показатели оборачиваемости оборотных средств ООО «Стройизол»

в 2006-2008 гг., раз

Наименование показателя

2006

2007

2008

Темп роста

Отклонение (+/-)

2007 к 2006

2008 к 2007

2008 к 2006

2007 от 2006

2008 от 2007

2008 от 2006

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оборачиваемость оборотных средств

0,46

1,17

2,07

2,52

1,77

4,46

0,71

0,90

1,61

Оборачиваемость дебиторской задолженности

0,51

1,41

2,74

2,74

1,94

5,33

0,90

1,33

2,23

Оборачиваемость запасов и затрат

4,77

7,09

10,71

1,49

1,51

2,25

2,32

3,63

5,95

Информация о работе Пути повышения рентабельности на предприятии на примере ООО «Стройизол»