Пути повышения рентабельности на предприятии на примере ООО «Стройизол»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:08, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических и методических основ рентабельности на предприятии, оценка ее на примере ООО «Стройизол» и предложение путей ее повышения.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы оценки рентабельности предприятия;
- провести анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Стройизол»;
- разработать пути повышения рентабельности на предприятии в условиях экономического кризиса на примере ООО «Стройизол».

Работа содержит 1 файл

Диплом_Повышение__рентабельности_Стройизол3.doc

— 766.50 Кб (Скачать)

Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.

Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляции и другие.

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.  Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное.  Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени.  Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов. К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные  условия труда и быта.

Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.  При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели можно объединить в следующие группы: показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции; показатели, рассчитанные на основе производственных активов; показатели.

2) ООО «Стройизол» относится  к   субъекту    малого    предпринимательства.  Производственная деятельность  ООО «Стройизол»   осуществляется в основном  на     рынке объектов    капитального строительства и нестандартного оборудования, в качестве поставщика строительных и мостовых конструкций. Анализ экономической деятельности ООО «Стройизол»    показал, что на протяжении всего анализируемого периода производство возрастало: в 2007 г. – в 3,55 раза, в 2006 г. – в 1,97 раза. Выручка увеличивалась как за счет интенсивных, так и экстенсивных факторов. Однако наибольший вклад в ее рост внесли все же  интенсивные факторы (фондоотдача, производительность), рост которых в значительной степени был обусловлен ростом цен. В производственной деятельности ООО «Стройизол», как и любого другого предприятия, используются три группы ресурсов: основные фонды, оборотные средства и трудовые ресурсы. На протяжение всего анализируемого периода основные фонды в оценке по остаточной стоимости оставались примерно на одном уровне. Оборотные средства возросли в целом за период на 60,6% и составили 213191 тыс. руб. Все коэффициенты ликвидности на конец периода удовлетворяют нормативным значениям, однако два из них получили тенденцию к снижению. В целом же за период производство увеличилось почти в 7 раз, что является положительной тенденцией развития предприятия.

Факторный анализ показателей прибыли предприятия показал, что на протяжении всего анализируемого периода все показатели прибыли увеличивались. Так, прибыль от реализации увеличилась за период более чем в 9 раз и составила 51113 тыс. руб. по сравнению с 5606 тыс. руб. в начале периода. Базовую часть прибыли от основной деятельности, и, следовательно, бухгалтерской  прибыли, составляет прибыль от реализации металлоконструкций. На протяжение всего изучаемого периода основным фактором увеличения прибыли было повышение цен. Результаты факторного анализа показали, что рост цен в целом за период привел к росту прибыли от реализации металлоконструкций на 2442838,8 тыс. руб. Влияние на выручку оказало также увеличение объема реализации с 8023 т. до 13548 т., которое вызвало увеличение прибыли на 7532 тыс. руб. Таким  образом, в целом за период изменение цен, себестоимости и физического объема реализации  в совокупности привело к увеличению прибыли на 39018 тыс. руб.

Показатели, непосредственно характеризующие реализацию, следует рассчитывать на основе прибыли от продаж (это рентабельность продаж и себестоимости). В 2006 г. этот показатель составил 6,05 и за период увеличился до 13,53. Это значит, что в 2008 г. 13,53 руб. из каждых 100 руб. полученной выручки представляют собой прибыль. Этот показатель довольно высок и его значение увеличивалось даже несмотря на рост стоимости используемых ресурсов, что объясняется более быстрым ростом прибыли. Составляющими этого показателя являются фондорентабельность, рентабельность оборотных средств и трудовых ресурсов. Все эти показатели достаточно высоки и имеют тенденцию к увеличению. Рентабельность активов, имела тенденцию к увеличению и возросла за период 2006-2008 г. с 1,53 до 17,79%.  В последние два года в связи с улучшением деятельности предприятия в сфере внереализационных операций, прибыль бухгалтерская превышала прибыль от продаж, что повлекло за собой и превышение соответствующей рентабельности над рентабельностью продаж.  В 2008 г. она составила 11,58%. т.е. из каждых 100 руб. полученной выручки 11,58 руб. приходилось на прибыль от реализации.

3) Проведенный анализ рентабельности в ООО «Стройизол» показал, что на предприятии рентабельность этих показателей за 2006 – 2008 годы растет за счет увеличения объема работ, на этой основе увеличения выручки от реализации выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, снижения уровня затрат. Повышение рентабельности за анализируемые периоды произошло так же за счет положительного сальдо доходов и расходов от внереализованных операций.

ООО «Стройизол» в целях повышения рентабельности активов рекомендуется: ускорить оборачиваемость активов; повысить уровень рентабельности продукции.

              Активы ООО «Стройизол» характеризуют его экономический потенциал по генерированию выручки, а следовательно, прибыли. Произведенные расчеты показывают, что повышение производительности активов может обеспечить в ООО «Стройизол» рост прибыли без увеличения ресурсов организации и даже при снижении рентабельности производства. Однако, наращивание активов, не сопровождаемое улучшением их использования, может негативно сказаться на финансовом результате деятельности ООО «Стройизол».

Основными направлениями роста рентабельности реализации является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости; повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта; реализация в более оптимальные сроки и так далее.

В соответствии с этим, предлагаемые мероприятия должны обеспечить рост рентабельности работы ООО «Стройизол». Для этого необходимо:

1) увеличить объем производства и реализации продукции на основе повышения ее качества и на основе реализации ее на более выгодных условиях как для ООО «Стройизол», так и для покупателей. Рост выручки от реализации обеспечит увеличение прибыли, рост рентабельности;

2) строгое соблюдение заключенных договоров по поставке продукции обеспечит сохранение имеющихся покупателей и сделает предприятие инвестиционно привлекательным, а это будущая выручка,  прибыль и рентабельность;

3) повысить конкурентоспособность продукции, а значит увеличение реализации, на этой основе повышения рентабельности работы;

4) сократить затраты на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономичного использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования, что является прямым фактором роста рентабельности деятельности предприятия.

В 2009 году по разработанной программе развития в ООО «Стройизол» намечается:

-   освоить выпуск новой продукции на основе заказов и с учетом потребности;

-  оборудовать  производственный цех по производству новой продукции;

-  составить договора на реализацию данной продукции, с учетом, что объем реализации должен составить не менее 95% от произведенной продукции;

-  разработать смету затрат на производство и реализацию новой продукции;

- определить резерв снижения себестоимости по продукции, производимой по заранее предусмотренной программе;

-    определить рост выручки от реализации производимой продукции за счет повышения качества продукции и роста цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые материалы:

1.Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993г.// Российская газета.-1993.-25 декабря;

2.Гражданский кодекс РФ. Часть 1 / Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации.-1994.-№31.-Ст.3301.

3.Гражданский кодекс РФ. Часть 2 / Федеральный закон РФ от 26 января 1996г. №14-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации..-1996.-№44. - Ст.3532.

II. Специальная литература:

4.Абрютина, М.С., Грачева, А.В. Анализ финансово-экономической   деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Дело и сервис»,2006.-502с.

5.Абакумов, М.Н., Анализ хозяйственной деятельности в промышленности.  Мн.: Высшая  школа, 2008-423с.

6.Аврошков, Л. Л., Адамчук, В.В., Антонова, О.В. Экономика предприятий: учебник для вузов- 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2006.-331с.

7.Баканова, М. И., Шеремет, А. Д. экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование -М.: Финансы и статистика,2007.-305с.

8.Бабич, А. М., Павлова, Л. Н. Финансы: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2006.-320с.

9.Баканов, М. И., Шеремет, А. Д. Теория анализ хозяйственной деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2007.-415с.

10.Бахитов, Р.Р., Коробейников, Н.Ю. Особенности финансового планирования в условиях изменения налогового законодательства. // Финансовый директор, 2006. - №2. – С. 100-101.

11.Белолипецкий, К. Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под. Ред. И.

П. Мерзлякова.- М.: ИНФРА-М, 2006.-318с.

12.Бланк, И. А.  Основы   финансового   менеджмента. Т-2 - е изд., перераб. И доп.-К.: Эльга, Ника - Центр, 2008. - 624с.

13.Богаров, В. В. Финансовый анализ.- СПб: Питер, 2006.-245с.

14.Волков, О. И., Скляринко, В.К. Экономика предприятия: Курс лекций .- М.:  ИНФРА-М, 2006.-280с. (высшее образование).

15.Горфинкель, В.Я., Швандар, В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006-. 670 с.

16.Грачев, А.И. Анализ  и управление  финансовой устойчивостью предприятия: Учебно-практическое пособие.- М.: Издательство «Фин- пресс », 2006.-135с.

17.Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры.-М.: Финансы и статистика, 2007.-560с.

18.Ковалев, А. И., Привалов, В. П. Анализ хозяйственного состояния предприятия.- Изд. 3-е. испр. и  доп. –М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.-415с.

19.Ковалев, В. В., Волкова, О. Н. Анализ хозяйственной деятельности  предприятия. М.: Проспект, 2006.-313с.

20.Ковалев, В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. -2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2007.-230с.

21.Колчина, Н. В., Поляк, В. Г., Павлова, Л. П. Финансы предприятий: Учебник / Под ред. Проф. Н. В. Колчиной. –М.: ЮНИТА,2007.-240с.

22.Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности. Мн.: Высшая школа 2006.-209с.

23.Колчин, Н.В., Поляк, Г. Б., Павлова, Н. П. Финансы предприятий:

Учеб. для вузов. - 3-е изд. Перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 9с.

              24.Либерман, И.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной

деятельности: учеб. пособие. 3-е изд.-М.: издательство РИОР, 2006.-19с.

25.Лихачев, О. Н. Финансовое планирование на предприятии. Учебное пособие.-М. ООО «ТК Велби», 2007.-415с.

26.Любушин, Н. П., Лещева, В. П., Дьякова, В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / Под. Ред. Проф. Н. П. Любушина. -М:ЮНИТА-ДАНА, 2009.-350с. 

27.Павлова, Л. Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 345 с.

28.Павлова, Л. Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. – 248 с.

29.Пястолов, Н. Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 2-е изд., - М.: Академия, 2007. – 100 с.

30.Поляк, Г.Б. Финансовый менеджмент: учебник для вузов, 2-е изд.,  перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-527с.

31.Петров, С.Н., Экономика предприятия: Практикум. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. -384с.

31.Румянцева, Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием: учеб. пособие.-М.: ИНФРА-М,2006.-459с.- (серия «Высшее образование»).

32.Савицкая, Г.В. методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс.- 3-е изд., испр.-М.: ИНФРА-М, 2007.-320с. (высшее образование).

33.Стоянова, Е.С. – Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник - 5-е изд., перераб. И доп.-М.: «Перспектива», 2006. - 656с.

Информация о работе Пути повышения рентабельности на предприятии на примере ООО «Стройизол»