Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:08, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических и методических основ рентабельности на предприятии, оценка ее на примере ООО «Стройизол» и предложение путей ее повышения.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы оценки рентабельности предприятия;
- провести анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Стройизол»;
- разработать пути повышения рентабельности на предприятии в условиях экономического кризиса на примере ООО «Стройизол».
Расчет выполняется по формуле:
где П – прибыль;
З – размер текущих затрат или используемых ресурсов;
Ц –цена единицы продукции;
С - себестоимость
Рентабельность продаж - это коэффициент (а при умножении на 100 – показатель рентабельности в процентах) показывает, какую сумму прибыли от продаж получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.
где В – выручка от реализации
Показатели рентабельности продукции и продаж характеризуют важнейшую сторону деятельности предприятия – реализацию основной продукции и позволяют оценить долю себестоимости в продажах. Эти показатели связывают оперативную и стратегическую деятельность. В реальной практике нет какого-либо стандарта на данные показатели. Однако они могут быть использованы для сравнения с показателями в среднем по отрасли и с предприятиями конкурентами.
Рентабельность вложений предприятия - это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.
Среди показателей рентабельности вложений предприятия выделяют 5 основных:
1. Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.
2. Рентабельность вложений по чистой прибыли;
3. Рентабельность собственных средств, позволяющих установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования. Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:
Р = Пх100/Среднегодовая стоимость собственного капитала, или
где Рпр – рентабельность продаж – маржа (отношение прибыли от продаж к объему продаж);
Оа – оборачиваемость активов;
Т – отношение активов к собственному капиталу (финансовый леверидж)
Рентабельность собственного капитала называют еще рентабельностью чистого или акционерного капитала. Этот показатель отражает, как вознаграждаются акционеры в течение года. На показатель рентабельности собственного капитала обращают внимание все: аналитики, кредиторы, руководители, акционеры. Важно добиваться положительной динамики этого коэффициента.
4. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.
5. Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок [19, С. 199].
Для оценки эффективности капитальных вложений (инвестиций) в расширенное воспроизводство производственных фондов и новую технику рассчитываются показатели рентабельности инвестиций (капитальных вложений)- (Ри) и срока их окупаемости (Т):
Ри = П/Кв; Т = Кв/П
где П – годовой прирост чистой прибыли в результате реализации капитальных вложений,
Кв – капитальные вложения в соответствующие технические и организационные мероприятия.
Рентабельность капитальных вложений характеризует размер прироста чистой прибыли на 1 рубль капитальных вложений в мероприятие, срок окупаемости – период времени, в течение которого капитальные вложения компенсируются, перекроются годовым приростом чистой прибыли. Коэффициент рентабельности капитальных вложений в целях обоснования их экономической целесообразности сопоставляется с банковским процентом по долгосрочным депозитам.
Рентабельность активов - это один из важнейших комплексных показателей, позволяющих оценить результаты основной деятельности предприятия. Он исчисляется по следующей формуле:
Р = П/ средняя сумма активов х 100 (5)
Для оценки влияния различных факторов на рентабельность активов можно использовать другую формулу:
Р = (Рентабельность продаж х Оборачиваемость активов) х 100 или,
Р = (Прибыль/ выручка)(Выручка/средняя сумма активов) (6)
В данном случае средняя сумма активов представляет совокупный капитал предприятия.
Указанный коэффициент должен быть одним из основных инструментов руководителя в управлении предприятием. Он не только является главным показателем эффективности деятельности предприятия, но и объединяет весь набор элементов, которые отражают различные стороны работы предприятия (оперативную, финансовую и др.). При анализе взаимосвязей показателей рентабельности необходимо выделять те элементы, которые оказывают наиболее сильное негативное влияние, и сосредоточить все внимание на них.
Рентабельность производства исчисляется по следующей формуле:
Р = (Прибыль + Амортизация)/ Активы (7)
В данном случае учитывается, что для финансирования развития хозяйственной деятельности используется не только чистая прибыль, но и средства от начисленной амортизации. Этот показатель оценивает возможности организации по финансированию развития за счет собственных средств, эффективность использования активов.
Общая рентабельность отражает эффективность использования имеющихся в распоряжении предприятия производственных фондов, имущества, собственного и заемного капитала. Этот показатель определяется как:
Р = (П100)/(ОПФ+НОС)
где ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
НОС – среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств.
Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному, говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов * 100 и деленной на активы.
Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.
Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:
Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле: Число ОБ. Капитала = Валовая Выручка / Активы
Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. В итоге следует, что
Уровень Общей Рент. = Рент ОБ. * Число ОБ. Капитала (11)
Связь между тремя ключевыми индикаторами представлена на рисунке 2.
Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.
Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.
Подобный анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее групп показателей, факторный анализ может строится следующим образом.
Рентабельность продукции определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).
Рис. 3. Уровень общей рентабельности
Пусть К0 и К1 - рентабельность продукции базисного и отчетного периода соответственно. Тогда по определению:
K1=(N1-S1) / N1
где P1,P0 - прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;
N1,N0 - реализация продукции (работ, услуг) соответственно;
S1, S0 - себестоимость продукции (работ, услуг) соответственно;
K - изменение рентабельности за анализируемый период.
Влияние фактора изменения цены на продукцию определяется расчетом (по методу цепных подстановок):
KN=(N1-S0) / N1 - (N0-S0) / N0 (15)
Соответственно влияние изменения себестоимости даст общее изменение рентабельности за период:
KS=(N1-S1) / N1 - (N1-S0) / N1 (16)
Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:
K=KN-KS
Таким образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий: рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости; снижение себестоимости при постоянном объеме выручки; либо больший темп роста выручки по сравнению с темпом роста величины себестоимости.
Рентабельность производственных активов также легко моделируется по факторным зависимостям. Например:
KП.К.=P/(F+E)=(P/TR)х(TR/(F+E)
где KП.К - рентабельность производственных активов;
P - чистая прибыль;
F - стоимость основных производственных фондов;
E - средняя сумма оборотных средств;
TR - выручка от реализации.
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью фондов KП.К, производственных активов (P/(F+E)), рентабельностью реализации (P/TR), и фондоотдачей (TR/(F+E)). Экономический смысл заключается в том, что формула прямо показывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.
Необходимо рассмотреть еще одну факторную модель рентабельности:
P/PK=(P/TR) х (TR/TK) х (TK/PK)
где PK - собственный капитал;
TK - совокупный капитал.
Как видно, рентабельность собственного капитала (P/PK) зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P/TR), скорости оборота совокупного капитала (TR/TK), и соотношения собственного и заемного капитала. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Изучение подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности [19, С. 196].
Однако необходимо сделать следующую оговорку. При анализе факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам формул, иногда, искажается экономический смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств. К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности. В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности.
Подводя итог, теоретических и методических основ оценки рентабельности предприятия необходимо отметить, что рентабельность, показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль. Экономическое содержание рентабельности тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория рентабельность отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода. Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.
Информация о работе Пути повышения рентабельности на предприятии на примере ООО «Стройизол»