Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:08, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических и методических основ рентабельности на предприятии, оценка ее на примере ООО «Стройизол» и предложение путей ее повышения.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы оценки рентабельности предприятия;
- провести анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Стройизол»;
- разработать пути повышения рентабельности на предприятии в условиях экономического кризиса на примере ООО «Стройизол».
Источник: бухгалтерский баланс ООО «Стройизол» и планы развития на 2009 год
Рентабельность продукции рекомендуется повысить на 0,5 за счет повышения качества продукции, увеличение выручки и прибыли. Производительность активов повысится за счет вышеуказанных факторов. Рост собственного капитала обеспечит снижение коэффициента финансовой независимости на 0,2. опережающие темпы роста чистой прибыли, чем собственного капитала позволит повысить рентабельность собственного капитала на 0,48.
Тогда, изменение рентабельности собственного капитала в 2009 году по сравнению с 2008 годом произойдет в результате:
- снижения коэффициента финансовой независимости:
(-0,2) х 13% х 1,8 = -4,68%;
- роста рентабельности продукции:
(0,5%) х 6 х 1,8 = 5,4%;
- за счет ускорения оборачиваемости активов:
(-0,2%) х 6 х 0,135 = - 0,24%;
Общее изменение рентабельности собственного капитала составит:
- 4,68% + 5,4% - 0,24% = 0,48%
В 2009 году ООО «Стройизол» остается слишком рискованной, 86% капитала составят заемные средства, а в 2008 году было 86,5%. Уменьшение незначительное, но снижает степень риска предприятия, но снизило эффективность собственного капитала. Уровень рентабельности всего капитала в ООО «Стройизол» должен быть достаточен, чтобы обеспечить ожидаемую рентабельность собственного капитала.
Таким образом, ООО «Стройизол» в целях повышения рентабельности активов рекомендуется:
- ускорить оборачиваемость активов;
- повысить уровень рентабельности продукции.
Активы ООО «Стройизол» характеризуют его экономический потенциал по генерированию выручки, а следовательно, прибыли. Произведенные расчеты показывают, что повышение производительности активов может обеспечить в ООО «Стройизол» рост прибыли без увеличения ресурсов организации и даже при снижении рентабельности производства. Однако, наращивание активов, не сопровождаемое улучшением их использования, может негативно сказаться на финансовом результате деятельности ООО «Стройизол».
3.2. Пути повышения рентабельности реализации на предприятии
Результаты анализа за 2006 – 2008 годы показывают повышение рентабельности реализации продукции с 9,1% в 2006 году до 11,58% в 2008 году. Независимо от роста рентабельности ООО «Стройизол» имеет резервы и возможности повышения рентабельности. Рентабельность продаж по чистой прибыли в 2008 году составляет 9,47%.
Эти показатели свидетельствуют об эффективности не только хозяйственной деятельности по производству стройматериалов и предоставлению строительных услуг, но и политики ценообразования в ООО «Стройизол».
Для повышения рентабельности реализации ООО «Стройизол» рекомендуется:
- снизить затраты на единицу или на рубль продукции на основе рационального расходования средств, недопущения брака и потерь товара в процессе производства, разумного планирования заработной платы, недопущения перерасхода по технологическим отходам и другим статьям затрат;
- улучшить использование производственных ресурсов, формирующих себестоимость (снижение фондоемкости, материалоемкости, зарплатоемкости, амортизациоемкости продукции или повышение обратных им показателей: фондоотдачи, материалоотдачи);
- рост объема производства;
- рост цен на продукцию, сопровождаемый улучшением ее качество.
Исходя из расчетных показателей на 2009 год по ООО «Стройизол» можно определить резервы роста рентабельности реализации, данные по которым представлены в таблице 22.
Таблица 22
Показатели
| 2008 год | 2009 год | отклонение |
1 | 2 | 3 | 4 |
Выручка от реализации продукции, тыс.руб.
| 441403 | 442316 | 913 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. | 390290 | 390436 | 146 |
Прибыль от реализации, тыс.руб.
| 51113 | 51880 | 767 |
Рентабельность реализации, %
| 11,58 | 12,0 | 0,42 |
Источник: планы развития ООО «Стройизол» на 2009 год
В 2009 году за счет роста выручки на 913 тыс.руб. или на 0,2%, при одновременном увеличении себестоимости реализованной продукции на 146 тыс.руб. или на 0,03%, планируется рост прибыли от реализации на 767 тыс.руб. или на 1,5%. Изменение рентабельности реализации в 2009 году по сравнению с 2008 годом планируется на 0,42%.
В 2009 году изменение рентабельности реализации по сравнению с 2008 годом произойдет за счет:
- изменения цены реализации продукции: 442316 тыс.руб. – 390290 тыс.руб. / 442316 тыс.руб. – 0,116 = 0,002 х 100% = 0,2%:
- изменение рентабельности реализации за счет изменения себестоимости продукции: (442316 тыс.руб. – 390436 тыс.руб. / 442316 тыс.руб.) – (442316 тыс.руб. – 390290 тыс.руб. / 442316 тыс.руб.) = 0,22%
Общее изменение рентабельности реализации равно:
0,22% + 0,2% = 0,42%
Главным фактором роста рентабельности товарной продукции является повышение производительности труда за счет его фондовооруженности, роста квалификации работников, улучшения организации труда и использования рабочего времени. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоения новых технологий, расширение производства. Не требует капитальных затрат ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое ведет к росту объемов производства и реализации продукции и на этой основе росту рентабельности реализации.
Основными направлениями роста рентабельности реализации является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости; повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта; реализация в более оптимальные сроки и так далее.
Необходим переход от принципа минимизации издержек к принципу оптимизации затрат по всем производственным и коммерческим процессам при соблюдении заданной цены и качества. Например, внедрить инспектирование всех производственных подразделений для определения структуры и механизма формирования затрат, а также оценки их целесообразности и обоснованности.
Рентабельность реализации в ООО «Стройизол» может быть повышена за счет совершенствования технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.
Снижение себестоимости и увеличение прибыли предприятия и на этой основе повышение рентабельности может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.
Таким образом, основными источниками повышения рентабельности реализации является увеличения объема выпуска продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции и работ. Как показывают результаты анализа, ООО «Стройизол» располагает еще достаточными резервами для существенного улучшения своего финансового состояния. ООО «Стройизол» необходимо разработать мероприятия по снижению себестоимости, с целью обеспечения прибыльной работы, достаточной для бездефицитного баланса.
Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство.
Подводя итог третьей главы можно отметить, что одним из важнейших резервов роста рентабельности работы является снижение непроизводственных расходов и потерь. Большой удельный вес в составе непроизводственных расходов и потерь занимают затраты, связанные с уплатой штрафов. Соблюдение условий договоров, налогового законодательства, позволит ООО «Стройизол» избежать убытков.
Уровень рентабельности может быть оптимизирована за счет улучшения системы внутрипроизводственного планирования и контроля издержек и инвестиций, за счет комплексной рационализации хозяйственной деятельности и обоснованного выбора учетной политики на анализируемом предприятии.
На уровень рентабельности от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков продукции на начало и на конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли, а значит к снижению рентабельности. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации. ООО «Стройизол» может произвести продукции больше, чем способно реализовать. Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков.
В целях повышения рентабельности ООО «Стройизол» должно предпринять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции, как в количественном, так и суммарном выражении.
В соответствии с этим, предлагаемые мероприятия должны обеспечить рост рентабельности работы ООО «Стройизол». Для этого необходимо:
1) увеличить объем производства и реализации продукции на основе повышения ее качества и на основе реализации ее на более выгодных условиях как для ООО «Стройизол», так и для покупателей. Рост выручки от реализации обеспечит увеличение прибыли, рост рентабельности;
2) строгое соблюдение заключенных договоров по поставке продукции обеспечит сохранение имеющихся покупателей и сделает предприятие инвестиционно привлекательным, а это будущая выручка, прибыль и рентабельность;
3) повысить конкурентоспособность продукции, а значит увеличение реализации, на этой основе повышения рентабельности работы;
4) сократить затраты на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономичного использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования, что является прямым фактором роста рентабельности деятельности предприятия.
В 2009 году по разработанной программе развития в ООО «Стройизол» намечается:
- освоить выпуск новой продукции на основе заказов и с учетом потребности;
- оборудовать производственный цех по производству новой продукции;
- составить договора на реализацию данной продукции, с учетом, что объем реализации должен составить не менее 95% от произведенной продукции;
- разработать смету затрат на производство и реализацию новой продукции;
- определить резерв снижения себестоимости по продукции, производимой по заранее предусмотренной программе;
- определить рост выручки от реализации производимой продукции за счет повышения качества продукции и роста цен.
Выводы и предложения
1) Теоретические и методические основы оценки рентабельности предприятия показали, что рентабельность, показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль. Экономическое содержание рентабельности тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория рентабельность отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.
Информация о работе Пути повышения рентабельности на предприятии на примере ООО «Стройизол»