Пути повышения рентабельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе будут проанализированы показатели рентабельности, рассмотрены методы и модели факторного анализа рентабельности продукции и рентабельности производства.
В первой главе выясним, что же такое рентабельность, рассмотрим ее цели, задачи и виды. Во второе главе будут рассмотрены методы анализа и оценки рентабельности, а также методы и инструменты ее повышения.

Работа содержит 1 файл

фин мен.docx

— 80.09 Кб (Скачать)

   Введение 

   Рыночная  экономика в Российской Федерации  набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция  как основной механизм регулирования  хозяйственного процесса.

   В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

   Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия  в современных условиях, управленческому  персоналу  необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности.

   Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают, окончательны результаты хозяйствования, потому, что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

   В финансовом анализе используются различные  показатели рентабельности. Все они  относительные и показывают, сколько  единиц прибыли (валовой прибыли, операционной, налогооблагаемой, прибыли от обычной  деятельности и чистой) получит предприятие  на единицу реализованной продукции (активов, производственных фондов, собственного капитала). При определении показателей  рентабельности в числителе всегда будет прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов или затрат. Однако на практике, анализ не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории. Неслучайно в прикладных науках говорят о двух группах показателей рентабельности как об относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон – ресурсы или совокупный доход и виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями, т.е. знаменателями дроби коэффициента рентабельности выступают стоимостные оценки ресурсов (капитала, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае – показатели выручки от реализации продукции, работ, услуг, (в целом и по видам).

   Существует  множество коэффициентов рентабельности, в зависимости от того, с чьей позиции оценивается эффективность  финансово-хозяйственной деятельности предприятия, поэтому выбор оценочного коэффициента зависит от алгоритма  расчета, т.е. от того, какой показатель прибыли будет использоваться в  расчетах.(10, С.432)

   В мировой учетно-аналитической практике известны различные интерпретации  показателей прибыли, однако единого  универсального коэффициента не существует.

   Если  аналитические расчеты вести  с позиции предприятия, то в качестве обобщающего показателя ресурсов (инвестиций) используется средняя стоимость  активов (валюта баланса по активу).

   Считаю, что данная тема никогда не потеряет своей актуальности, так как целью  любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и  важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли  не может охарактеризовать эффективность  использования предприятием  своих  ресурсов. Одним из основных показателей  характеризующих эффективность  работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных  ресурсов в отношении к вновь  приобретенным (прибыли) ресурсам.

   В курсовой работе будут проанализированы показатели рентабельности, рассмотрены  методы и модели факторного анализа  рентабельности продукции и рентабельности производства.

   В первой главе выясним, что же такое  рентабельность, рассмотрим ее цели, задачи и виды. Во второе главе будут  рассмотрены методы анализа и  оценки рентабельности, а также методы и инструменты ее повышения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
  1. Теоретические основы оценки рентабельности на предприятии
    1. Сущность, цели и задачи оценки рентабельности на предприятии
 

   Рентабельность  представляет собой доходность  (прибыльность) производственно-торгового  процесса. Ее величина измеряется уровнем  рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые  в экономических расчетах, характеризуют  относительную прибыльность.

   Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости (11, С.464).

   Прибыль – один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности организаций. За счет прибыли  осуществляется финансирование мероприятий  по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организации, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

   Доходность  хозяйствующего субъекта характеризуется  абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности –  сумма прибыли (доходов). Относительный  показатель – уровень рентабельности.

   Абсолютные  показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей  прибыли за ряд лет. При этом следует  отметить, что для получения более  объективных результатов следует  рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

   Относительные показатели меньше подвержены влиянию  инфляции, т.к. представляют собой различные  соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

   По  абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и  масштабы деятельности. Поэтому для  характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный  показатель – уровень рентабельности.

   Эти характеристики наиболее целесообразно  рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры  сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно  более достоверно судить о работе предприятия.(6, С.101)

   В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

   Прибыль, являясь важнейшим показателем  результативности производственно-хозяйственной  деятельности, не дает полного представления  об его эффективности, так как  не учитывает величину затрачиваемых  ресурсов и условий, при которых  она была достигнута. Она в большей  степени характеризует результат  деятельности.

   Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим  факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.

   Показатели  рентабельности – это важнейшие  характеристики фактической среды  формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными  элементами сравнительного анализа  и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

   Если  прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный  показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация  рентабельна, если суммы выручки  от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования  прибыли.

   Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль  характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта  с наличными или использованными  ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как  инструмент в инвестиционной политике и ценообразования. 

    1. . Виды рентабельности предприятия
 

   Общая рентабельность предприятий определяется отношением балансовой прибыли к  среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле

         (20)

  
где  
Р — уровень рентабельности, %;
  П — прибыль;
   — среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
    - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

   Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к  фактической среднегодовой стоимости  производственных основных фондов и  нормируемых оборотных средств, не про кредитованных банком. Фактические  остатки нормируемых оборотных  средств устанавливаются исходя из их остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.

   Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью  производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.

   Расчетная рентабельность представляет собой  отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым'' предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.(2, С.85)

   При анализе работы объединений, предприятий, особенно при планировании к оценке рентабельности  изделиям, важное значение имеет рентабельности определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле:

          (21)

  
где  
Р — уровень рентабельности, %;
  О — оптовая цена предприятия на изделие;
  С — полная себестоимость изделия.

   Показатель  рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.

Информация о работе Пути повышения рентабельности на предприятии