Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:08, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических и методических основ рентабельности на предприятии, оценка ее на примере ООО «Стройизол» и предложение путей ее повышения.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы оценки рентабельности предприятия;
- провести анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Стройизол»;
- разработать пути повышения рентабельности на предприятии в условиях экономического кризиса на примере ООО «Стройизол».
Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляции и др. Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени. Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов. К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта.
Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели можно объединить в следующие группы: показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции; показатели, рассчитанные на основе производственных активов; показатели.
2. Анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Стройзол»
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия
ООО «Стройизол» относится к субъекту малого предпринимательства.
Согласно уставу Общества, основными видами деятельности предприятия являются: производство металлических и других изделий и конструкций; выпуск товаров народного потребления; оказание посреднических, транспортных и других видов услуг.
Производственная деятельность ООО «Стройизол» осуществляется в основном на рынке объектов капитального строительства и нестандартного оборудования, в качестве поставщика строительных и мостовых конструкций.
Следует отметить, что предприятие сталкивается с определенными трудностями, так как острый дефицит финансовых ресурсов вынуждает потенциальных заказчиков проводить объемные маркетинговые исследования и тендерные торги, стремясь выбрать изготовителя металлоконструкций, предлагающего более выгодные условия и низкую цену, что создает дополнительные трудности при получении заказа.
Приступая к анализу хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Стройизол», прежде всего, рассмотрим динамику основных показателей производства и реализации, для чего рассчитаем их цепные и базисные темпы роста, а также абсолютные изменения. Результаты расчетов представлены в таблицах 1-4.
Валовой выпуск (ВВ) характеризует общий объем производства продукции (работ, услуг) предприятием в отчетном периоде в действующих ценах (без НДС, акцизов и иных обязательных платежей). Данный показатель отражается по строке 01 формы 5-з и включает в себя товарный выпуск (ТВ) и незавершенное производство.
Таким образом, валовой выпуск отличается от товарного на величину изменения остатков незавершенного производства (НП)
Таблица 1
Динамика основных показателей производства ООО «Стройизол»
в 2006-2008 гг., тыс.руб.
Наименование показателей | 2006 | 2007 | 2008 | Темп роста % | Отклонение (+, –) | ||||
2007 к 2006 | 2008 к 2007 | 2008 к 2006 | 2007 от 2006 | 2008 от 2007 | 2008 от 2006 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Валовой выпуск | 61 992 | 220 127 | 433 250 | 3,55 | 1,97 | 6,99 | 158 135 | 213 123 | 371 207 |
Товарный выпуск (в фактических ценах без НДС) | 61 065 | 217 409 | 434 340 | 3,56 | 2,00 | 7,11 | 156 344 | 216 931 | 373 275 |
в том числе товарная продукция | 57 675 | 204 489 | 378 253 | 3,55 | 2,09 | 6,56 | 146 814 | 173 764 | 320 578 |
Услуги | 3 390 | 12 920 | 56 087 | 3,81 | 1,54 | 16,54 | 9 530 | 43 167 | 52 697 |
Товарная продукция (в ценах 2006г. без НДС) | 57 675 | 102 027 | 139 102 | 1,77 | 2,10 | 2,41 | 44 352 | 37 076 | 81 427 |
Услуги в тарифах 2006 года | 3 390 | 7 018 | 28 427 | 2,07 | 4,05 | 8,39 | 3 628 | 21 409 | 25 037 |
Товарный выпуск (в ценах и тарифах 2006 года) | 61 065 | 109 045 | 167 530 | 1,79 | 1,54 | 2,74 | 47 980 | 58 485 | 106 465 |
Товарная продукция, т | 7 936 | 14 042 | 19 144 | 1,77 | 1,45 | 2,41 | 6 106 | 5 102 | 11 208 |
Товарный выпуск, в свою очередь, включает товарную (то есть готовую) продукцию (ТП) и оказанные услуги. Из таблицы 1 видно, что в 2006 и 2007 гг. в результате увеличения остатков незавершенного производства валовой выпуск превышал товарный на 927 тыс.руб. и 2 718 тыс.руб. соответственно. В 2008 г. произошло снижение остатков незавершенного производства на 1 090 тыс.руб., что привело к увеличению товарного выпуска по сравнению с валовым.
Данные показывают также, что на протяжении всего анализируемого периода производство возрастало: в 2007 г. – в 3,55 раза, в 2006 г. – в 1,97 раза. В целом же за период производство увеличилось почти в 7 раз, что является положительной тенденцией развития предприятия.
Динамика основных показателей реализации ООО «Стройизол» в 2006-2008 гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика основных показателей реализации ООО «Стройизол»
в 2006-2008 гг., тыс.руб.
Наименование показателей | 2006 | 2007 | 2008 | Темп роста % | Отклонение (+, –) | ||||
2007 к 2006 | 2008 к 2007 | 2008 к 2006 | 2007 от 2006 | 2008 от 2007 | 2008 от 2006 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Выручка в фактических ценах | 61 625 | 210 219 | 441 403 | 3,41 | 2,10 | 7,16 | 148 594 | 231 184 | 231 184 |
В том числе металлоконструкции | 58 235 | 197 299 | 385 316 | 3,39 | 1,95 | 6,62 | 139 064 | 188 017 | 327 081 |
Услуги | 3 390 | 12 920 | 56 087 | 3,81 | 4,34 | 16,54 | 9 530 | 43 167 | 52 697 |
Выручка от реализации м/к (в ценах 2006г.) | 58 235 | 98 440 | 142 627 | 1,69 | 1,45 | 2,45 | 40 205 | 44 188 | 84 392 |
Выручка от реализации услуг (в тарифах 2006г.) | 3 390 | 7 018 | 28 427 | 2,07 | 4,05 | 8,39 | 3 628 | 21 409 | 25 037 |
Выручка (в ценах и тарифах 2006г.) | 61 625 | 105 457 | 171 055 | 1,71 | 1,61 | 2,8 | 43 832 | 65 597 | 109 430 |
Реализовано м/к, т | 8 023 | 13 548 | 19 629 | 1,69 | 1,45 | 2,45 | 5 525 | 6 081 | 11 606 |
Из таблицы 2 видно, что объемы товарной и реализованной продукции (РП) не совпадают. Это объясняется изменением остатков готовой продукции на складе. Иначе говоря, либо реализация превышает производство за счет продажи части готовой продукции на складе (ОГП), и тогда эти остатки уменьшаются, либо реализуется меньше, чем было произведено, то есть часть продукции, произведенной в отчетном периоде, остается на складе, в результате чего эти остатки увеличиваются.
Из таблиц 1 и 2 видно, что в 2007 г. реализовано было меньше, чем произведено, а в 2006 и 2008 гг. – больше. В результате этого выручка в 2006 и 2008 гг. превысила товарный выпуск, а в 2007 г. была ниже него. При этом следует отметить, что услуги, оказанные в отчетном периоде, были в нем же и учтены. За анализируемый период выручка увеличилась более чем в 7 раз, однако в 2007 г. ее рост отставал от роста товарной продукции, что объясняется вышеназванными причинами.
Для расчета выручки от реализации металлоконструкций и услуг в сопоставимых ценах были использованы базисные индексы цен и тарифов на услуги. Данные таблицы 2. показывают, что выручка от реализации металлоконструкций за период возросла в 7,16 раза, а в сопоставимых ценах – лишь в 2,45 раза (фактически, рост выручки в сопоставимых ценах отражает изменение реализации в натуральном выражении). Выручка от реализации услуг в фактических ценах возросла в 16,5 раз, в то время как в сопоставимых – лишь в 8,4 раза. Следует также отметить, что выручка от реализации услуг возросла больше, чем от реализации металлоконструкций, что частично может быть объяснено меньшим объемом услуг по сравнению с реализованными металлоконструкциями. Для более глубокого понимания закономерностей изменения выручки от реализации рассмотрим теперь влияние отдельных факторов на абсолютное ее изменение, для чего проведем факторный анализ методом цепной подстановки. Примем во внимание такие факторы, как: фондоотдача и средняя стоимость основных фондов, производительность труда и среднесписочная численность, исходя из моделей:
В = ОФ * Ф
В = П * Ч
где В – выручка в фактических ценах;
ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов;
Ф – фондоотдача;
П – производительность труда;
Ч – численность работников.
Для выявления влияния каждого фактора на общее изменение выручки используем метод цепной подстановки, последовательно изменяя производительность и численность, фондоотдачу и среднегодовую стоимость основных фондов.
Результаты расчетов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Влияние отдельных факторов на изменение выручки от реализации продукции ООО «Стройизол» в 2006-2008 гг., тыс.руб.
Факторы, влияющие на изменение выручки от реализации продукции | Изменение выручки | ||
2007 к 2006 | 2008 к 2007 | 2008 к 2006 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Общее изменение выручки, в том числе за счет | 148 594,00 | 231 184,00 | 379 778,00 |
фондоотдачи | 148 688,96 | 228 827,42 | 379 234,67 |
среднегодовой стоимости основных фондов | –94,96 | 2 356,58 | 543,33 |
производительности труда | 148 206,42 | 202 735,44 | 370 997,74 |
численности работников | 387,56 | 28 448,56 | 8 780,26 |
Информация о работе Пути повышения рентабельности на предприятии на примере ООО «Стройизол»