Пути повышения рентабельности на предприятии на примере ООО «Стройизол»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:08, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических и методических основ рентабельности на предприятии, оценка ее на примере ООО «Стройизол» и предложение путей ее повышения.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы оценки рентабельности предприятия;
- провести анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Стройизол»;
- разработать пути повышения рентабельности на предприятии в условиях экономического кризиса на примере ООО «Стройизол».

Работа содержит 1 файл

Диплом_Повышение__рентабельности_Стройизол3.doc

— 766.50 Кб (Скачать)

Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляции и др. Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.  Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное.  Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени.  Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов. К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные  условия труда и быта.

Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.  При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели можно объединить в следующие группы: показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции; показатели, рассчитанные на основе производственных активов; показатели.

 

 

 


2. Анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Стройзол»

 

2.1. Общая характеристика деятельности предприятия

ООО «Стройизол» относится к субъекту малого предпринимательства.

Согласно уставу Общества, основными видами деятельности предприятия являются: производство металлических и других изделий и конструкций; выпуск товаров народного потребления; оказание посреднических, транспортных и других видов услуг.

Производственная деятельность ООО «Стройизол» осуществляется в основном на рынке объектов капитального строительства и нестандартного оборудования, в качестве поставщика строительных и мостовых конструкций.

Следует отметить, что предприятие сталкивается с определенными трудностями, так как острый дефицит финансовых ресурсов вынуждает потенциальных заказчиков проводить объемные маркетинговые исследования и тендерные торги, стремясь выбрать изготовителя металлоконструкций, предлагающего более выгодные условия и низкую цену, что создает дополнительные трудности при получении заказа.

Приступая к анализу хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Стройизол», прежде всего, рассмотрим динамику основных показателей производства и реализации, для чего рассчитаем их цепные и базисные темпы роста, а также абсолютные изменения. Результаты расчетов представлены в таблицах 1-4.

Валовой выпуск (ВВ) характеризует общий объем производства продукции (работ, услуг) предприятием в отчетном периоде в действующих ценах (без НДС, акцизов и иных обязательных платежей). Данный показатель отражается по строке 01 формы 5-з и включает в себя товарный выпуск (ТВ) и незавершенное производство.

Таким образом, валовой выпуск отличается от товарного на величину изменения остатков незавершенного производства (НП) 

Таблица 1

Динамика основных показателей производства ООО «Стройизол»

в 2006-2008 гг., тыс.руб.

Наименование показателей

2006

2007

2008

Темп роста %

Отклонение (+, –)

2007 к 2006

2008 к 2007

2008 к 2006

2007 от 2006

2008 от 2007

2008 от 2006

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Валовой выпуск

61 992

220 127

433 250

3,55

1,97

6,99

158 135

213 123

371 207

Товарный выпуск (в фактических ценах без НДС)

61 065

217 409

434 340

3,56

2,00

7,11

156 344

216 931

373 275

в том числе товарная продукция

57 675

204 489

378 253

3,55

2,09

6,56

146 814

173 764

320 578

Услуги

3 390

12 920

56 087

3,81

1,54

16,54

9 530

43 167

52 697

Товарная продукция (в  ценах 2006г. без НДС)

57 675

102 027

139 102

1,77

2,10

2,41

44 352

37 076

81 427

Услуги в тарифах 2006 года

3 390

7 018

28 427

2,07

4,05

8,39

3 628

21 409

25 037

Товарный выпуск (в  ценах и тарифах 2006 года)

61 065

109 045

167 530

1,79

1,54

2,74

47 980

58 485

106 465

Товарная продукция, т

7 936

14 042

19 144

1,77

1,45

2,41

6 106

5 102

11 208

 

Товарный выпуск, в свою очередь, включает товарную (то есть готовую) продукцию (ТП) и оказанные услуги. Из таблицы 1 видно, что в 2006 и 2007 гг. в результате увеличения остатков незавершенного производства валовой выпуск превышал товарный на 927 тыс.руб. и 2 718 тыс.руб. соответственно. В 2008 г. произошло снижение остатков незавершенного производства на 1 090 тыс.руб., что привело к увеличению товарного выпуска по сравнению с валовым.

Данные показывают также, что на протяжении всего анализируемого периода производство возрастало: в 2007 г. – в 3,55 раза, в 2006 г. – в 1,97 раза. В целом же за период производство увеличилось почти в 7 раз, что является положительной тенденцией развития предприятия.

Динамика основных показателей реализации ООО «Стройизол» в 2006-2008 гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика основных показателей реализации ООО «Стройизол»

в 2006-2008 гг., тыс.руб.

Наименование показателей

2006

2007

2008

Темп роста %

Отклонение (+, –)

2007 к 2006

2008 к 2007

2008 к 2006

2007 от 2006

2008 от 2007

2008 от 2006

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Выручка в фактических ценах

61 625

210 219

441 403

3,41

2,10

7,16

148 594

231 184

231 184

В том числе металлоконструкции

58 235

197 299

385 316

3,39

1,95

6,62

139 064

188 017

327 081

Услуги

3 390

12 920

56 087

3,81

4,34

16,54

9 530

43 167

52 697

Выручка от реализации м/к (в ценах 2006г.)

58 235

98 440

142 627

1,69

1,45

2,45

40 205

44 188

84 392

Выручка от реализации услуг (в тарифах 2006г.)

3 390

7 018

28 427

2,07

4,05

8,39

3 628

21 409

25 037

Выручка (в ценах и тарифах 2006г.)

61 625

105 457

171 055

1,71

1,61

2,8

43 832

65 597

109 430

Реализовано м/к, т

8 023

13 548

19 629

1,69

1,45

2,45

5 525

6 081

11 606

 

Из таблицы 2 видно, что объемы товарной и реализованной продукции (РП) не совпадают. Это объясняется изменением остатков готовой продукции на складе. Иначе говоря, либо реализация превышает производство за счет продажи части готовой продукции на складе (ОГП), и тогда эти остатки уменьшаются, либо реализуется меньше, чем было произведено, то есть часть продукции, произведенной в отчетном периоде, остается на складе, в результате чего эти остатки увеличиваются.

Из таблиц 1 и 2 видно, что в 2007 г. реализовано было меньше, чем произведено, а в 2006 и 2008 гг. – больше. В результате этого выручка в 2006 и 2008 гг. превысила товарный выпуск, а в 2007 г. была ниже него. При этом следует отметить, что услуги, оказанные в отчетном периоде, были в нем же и учтены. За анализируемый период выручка увеличилась более чем в 7 раз, однако в 2007 г. ее рост отставал от роста товарной продукции, что объясняется вышеназванными причинами.

Для расчета выручки от реализации металлоконструкций и услуг в сопоставимых ценах были использованы базисные индексы цен и тарифов на услуги. Данные таблицы 2. показывают, что выручка от реализации металлоконструкций за период возросла в 7,16 раза, а в сопоставимых ценах – лишь в 2,45 раза (фактически, рост выручки в сопоставимых ценах отражает изменение реализации в натуральном выражении). Выручка от реализации услуг в фактических ценах возросла в 16,5 раз, в то время как в сопоставимых – лишь в 8,4 раза. Следует также отметить, что выручка от реализации услуг возросла больше, чем от реализации металлоконструкций, что частично может быть объяснено меньшим объемом услуг по сравнению с реализованными металлоконструкциями. Для более глубокого понимания закономерностей изменения выручки от реализации рассмотрим теперь влияние отдельных факторов на абсолютное ее изменение, для чего проведем факторный анализ методом цепной подстановки. Примем во внимание такие факторы, как: фондоотдача и средняя стоимость основных фондов, производительность труда и среднесписочная численность, исходя из моделей:

В = ОФ * Ф                                                  (20)

В = П * Ч                                                    (21)

где    В – выручка в фактических ценах;

ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов;

Ф – фондоотдача;

П – производительность труда;

Ч – численность работников.

Для выявления влияния каждого фактора на общее изменение выручки используем метод цепной подстановки, последовательно изменяя производительность и численность, фондоотдачу и среднегодовую стоимость основных фондов.

Результаты расчетов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Влияние отдельных факторов на изменение выручки от реализации продукции ООО «Стройизол» в 2006-2008 гг., тыс.руб.

Факторы, влияющие на изменение выручки от реализации продукции

Изменение выручки

2007 к 2006

2008 к 2007

2008 к 2006

1

2

3

4

Общее изменение выручки, в том числе за счет

148 594,00

231 184,00

379 778,00

фондоотдачи

148 688,96

228 827,42

379 234,67

среднегодовой стоимости основных фондов

–94,96

2 356,58

543,33

производительности труда

148 206,42

202 735,44

370 997,74

численности работников

387,56

28 448,56

8 780,26

Информация о работе Пути повышения рентабельности на предприятии на примере ООО «Стройизол»