Пути повышения рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы является исследование динамики показателей рентабельности и выявление резервов ее повышения на ЗАО «Запорожский железорудный комбинат».
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи следующего характера:
дать определение рентабельности
изучить виды рентабельности и факторы влияющие на нее
дать краткую характеристику предприятию ЗАО «ЗЖРК»
оценить динамику рентабельности продукции, производства и продаж
сравнить рентабельность производства с минимальной рентабельностью
разработать пути повышения рентабельности предприятия ЗАО «ЗЖРК»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Рентабельность, ее виды и факторы влияющие на нее………………………...5
Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия……13
Оценка состояния рентабельности предприятия………………………..……17
Анализ рентабельности производственной деятельности и влияние факторов на ее изменение …………………………………………...……..17
Анализ рентабельности продаж и влияние факторов на ее изменение…21
Анализ рентабельности капитала и влияние факторов на ее изменение…………………………………………………………………....23
Анализ рентабельности с использованием Модели Дюпона……….……28
Пути повышения рентабельности предприятия………………………….…32
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЭП.docx

— 172.01 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ  И СПОРТАУКРАИНЫ 
 

ЗАПОРОЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

Кафедра международной экономики 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Экономика предприятия»

Тема: Пути повышения рентабельности предприятия 
 

                   Руководитель                            Сафонова Татьяна Владимировна

                       Выполнила

                       студентка гр.ЭП – 128                     Фоменко Наталья Валерьевна 
 
 

Запорожье

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. Рентабельность, ее виды и факторы влияющие на нее………………………...5
  2. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия……13
  3. Оценка состояния рентабельности предприятия………………………..……17
    1. Анализ рентабельности производственной деятельности и влияние факторов на ее изменение …………………………………………...……..17
    2. Анализ рентабельности продаж и влияние факторов на ее изменение…21
    3. Анализ рентабельности капитала и влияние факторов на ее изменение…………………………………………………………………....23
    4. Анализ рентабельности с использованием Модели Дюпона……….……28
  4. Пути повышения рентабельности предприятия………………………….…32

ВЫВОДЫ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    ЛИТЕРАТУРА

    ПРИЛОЖЕНИЯ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ

     Цель  предпринимательской деятельности – не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность – относительный показатель и отображает степень прибыльности предприятия. Рентабельность выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования разных фондов.

     Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех или не успех в бизнесе, рост или снижение объемов деятельности.

     Как количественный показатель рентабельность является разницей между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения между валовыми доходами и затратами оборота). Рентабельность, будучи конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

     Актуальность  темы объясняется тем, что рыночная экономика обусловливает необходимость  повышения эффективности производства в первую очередь на микроуровне, т.е. на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при  любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

     Объектом  исследования является ЗАО «Запорожский железорудный комбинат».

     Предметом данной курсовой работы является рентабельность ЗАО «ЗЖРК».

     Следовательно, целью курсовой работы является исследование динамики показателей рентабельности и выявление резервов ее повышения на ЗАО «Запорожский железорудный комбинат».

    Исходя  из поставленной цели, можно сформулировать задачи следующего характера:

  • дать определение рентабельности
  • изучить виды рентабельности и факторы влияющие на нее
  • дать краткую характеристику предприятию ЗАО «ЗЖРК»
  • оценить динамику рентабельности продукции, производства и продаж
  • сравнить рентабельность производства с минимальной рентабельностью
  • разработать пути повышения рентабельности предприятия ЗАО «ЗЖРК»

         Для решения вышеперечисленных задач будет использована годовая финансовая отчетность ЗАО «ЗЖРК» за 2007-2008 год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 1

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ВИДЫ И ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕЕ

           В одних источниках авторы используют такое определение:

рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль[3].

     В других источниках: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности[4].

     Без анализа уровня рентабельности продукции  нельзя правильно решить вопросы  структуры промышленного производства, его специализации, размещения по территории страны, определить эффективность производства той или иной продукции. На основе уровня рентабельности продукции государство  устанавливает уровень закупочных цен на продукцию.

      Показатель  рентабельности взаимосвязан со всеми  показателями эффективности производства,  в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.

      Рентабельность  имеет множество модифицированных форм, в зависимости от того какая  прибыль и ресурсы (расходы) используют в расчетах. Поэтому рассмотрим несколько классификаций указанных в разных источниках. 

В основном различают пять видов рентабельности:

  • рентабельность собственного капитала;
  • рентабельность активов;
  • рентабельность производственных фондов;
  • рентабельность продаж;
  • рентабельность продукции.

    Алгоритм  расчета рентабельности представляется собой отношение полученного  результата от использования объекта  к понесенным затратам. В общем  виде это можно представить следующим  образом: 

                                             (1.1) 

      Рентабельность  собственного капитала отражает долю прибыли в собственном капитале: 

         (1.2) 

      Рентабельность  активов (имущества) показывает, какую  прибыль получает предприятие с 1 гривны вложенной в активы: 

                                 (1.3) 

     Рентабельность  производственных фондов показывает, насколько эффективна отдача фондов: 

                                                                                    (1.4) 

где  ОПФ – средняя величина основных производственных фондов;

      ОС  – средняя величина оборотных  средств.

Показатели  рентабельности активно участвуют  в процессах анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятия, финансовом планировании, выработке управленческих решений, принятий решений кредиторами и инвесторами.

      Рентабельность  продаж показывает размер прибыли на 1 гривну реализованной продукции: 

                      (1.5) 

Рентабельность  продукции характеризует выход  прибыли в процессе реализации продукции  на единицу издержек в основной деятельности предприятий:

*100%             (1.6) 

    Основные  показатели рентабельности можно привести в таблице 1.1. «Основные показатели рентабельности», которые предоставляет  проф. Бутинец Ф. Ф. в своей книге «Экономический анализ».

                                                                                                              

             Табл. 1.1

     Основные  показатели рентабельности

№ п/п Вид рентабельности Формула для расчета Описание 
1 Рентабельность  активов по чистой прибыли от обычной  деятельности, Rод Сколько прибыли от обычной деятельности приходится на единицу средств, инвестируемых  в активы
2 Рентабельность  капитала (активов) по чистой прибыли, Rк(а) Сумма чистой прибыли, которая приходится на единицу 
      инвестированных в капитал средств
3 Рентабельность  собственного капитала, Rск Сумма чистой прибыли, которая приходится на единицу собственного капитала
4 Рентабельность  производственных фондов, Rпф Сумма чистой прибыли, которая приходится на единицу стоимости  производственных фондов
5 Рентабельность  реализованной продукции по прибыли  от реализации, Rq Сумма прибыли  от реализации, которая приходится на единицу выручки 
6 Рентабельность  реализованной продукции по прибыли  от операционной деятельности, Rq оп Сколько приходится прибыли от операционной деятельности на единицу выручки 
7 Рентабельность  реализованной продукции по чистой прибыли, Rq ч Сколько приходится чистой прибыли на единицу выручку
8 Рентабельность  продукции (товаров, работ, услуг), Rпрод Величина валовой  прибыли с 1 грн. затрат
9 Рентабельность  заемного капитала, Rзк Величина прибыли, которая приходится на 1 грн. заемного капитала
 

Исследуя  этот вопрос, была обнаружена более  подробная классификация рентабельности:

  • рентабельность основных средств
  • коэффициент базовой прибыльности активов
  • рентабельность инвестированного капитала
  • рентабельность примененного капитала
  • рентабельность суммарных активов
  • рентабельность активов бизнеса
  • рентабельность чистых активов
  • рентабельность наценки  
    Но вышеперечисленные показатели рентабельности редко используют на предприятиях при расчетах.

       Для оценки эффективности работы промышленного  предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Для эффективности  работы предприятия необходимо сопоставить  прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана.

     В связи с этим различают два  вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе финансовой прибыли, и рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

    При расчете рентабельности на ее показатель могут оказывать влияние различные  факторы. Они делятся на:

    1) внешние, которые связаны с  воздействием на деятельность  предприятия, рынка или государства;

    2) внутренние, т.е. те, которые предприятие  может изменять и регулировать  в зависимости от поставленных  целей и задач. Внутренние факторы  в свою очередь делятся на  производственные (непосредственно  связаны с основной деятельностью  предприятия) и непроизводственные (непосредственно не связаны с  производством продукции).

    Среди производственных факторов выделяют такие, как использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Они являются важными факторами увеличения прибыли предприятия и, соответственно, его рентабельности.

    Производственные  факторы могут влиять на результаты деятельности предприятия с двух позиций – экстенсивной (количественное изменение параметров элементов производства) и интенсивной (повышение качества использования производственных факторов). 

    В общем виде факторы, влияющие на показатели рентабельности, можно представить  в следующей схеме: 

Информация о работе Пути повышения рентабельности предприятия