Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.
Задачами данной работы являются следующие:
• изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
• изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
• проблем формирования и управления внешним государственным долгом и поиск путей их решения;
Введение
Глава 1. Необходимость и сущность государственного кредита в современной экономике
1.1.Роль государственного кредита в современной экономике
1.2.Понятие и формы государственного кредита
1.3.Структура и формы внутреннего госкредита.
1.4. Международный государственный кредит
1.5.Состав государственного долга
Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга
2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ
Глава 3. Управление государственным долгом РФ и перспективы его погашения
3.1.Проблемы управления государственным долгом РФ
3.2 Перспективы погашения государственного долга
3.3 Анализ возможных вариантов урегулирования долговой проблемы России
Заключение
Список используемой литературы
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ИНСТИТУТ «ИНФО-РУТЕНИЯ»
«Государственный
кредит и управление
государственным
долгом»
Курсовая
работа по дисциплине
«Финансы»
Выполнил: студентка Королева Е.А.
гр.……….
Преподаватель:
Мурманск, 2011 г.
Содержание
Введение
Глава
1. Необходимость и сущность государственного
кредита в современной экономике
1.1.Роль
государственного кредита в
1.2.Понятие
и формы государственного
1.3.Структура
и формы внутреннего
1.4. Международный
государственный кредит
1.5.Состав
государственного долга
Глава
2. Анализ состояния и динамика государственного
долга
2.1 Анализ
динамики и структуры
2.2 Анализ
динамики и структуры
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Актуальность
работы Государственный кредит и
управление государственным долгом
- одна из наиболее актуальных и сложных
проблем для современной
Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.
Особое значение в современных условиях приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним из таких источников, наряду с налогами и иными доходами, являются государственные заимствования. Государственные заимствования являются важнейшим инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг. Государственное кредитование также активно используется в качестве инструмента регулирования экономики с целью поддержания тех или иных отраслей экономики, регионов, в некоторых случаях отдельных социально значимых предприятий и фирм. Использование международного кредита носит политический характер и служит обеспечению экономических и политических интересов России в современном мире. В этой связи необходимость рассмотрения и анализа государственного долга, а также государственного кредитования, которые оказывают непосредственное влияние на экономическое развитие страны, имеет важное значение. Однако, если в экономической науке «заемно-кредитные» отношения государства являлись и являются предметом глубокого изучения, то в юридической науке данной тематике как в прошлом, так и в настоящем уделяется недостаточное внимание.
В современный период, когда у Российской Федерации сохраняется» значительный по объему государственный долг не вызывает сомнений, что он нуждается в организации, упорядочении, регулировании со стороны государства в целях поддержания его объема на безопасном для государства уровне, обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, а также оптимизации стоимости обслуживания государственного долга. Необходимо отметить, что сложившаяся организационно-функциональная структура управленческого цикла в области долговой политики государства получила юридическое оформление. Однако названная система не лишена недостатков в финансово-правовом аспекте. Не до конца решенными остаются вопросы субъектного состава управления госкредитом, а именно в сфере разграничения компетенции, ответственности за осуществляемые действия между государственными органами и специализированными кредитными организациями. Не получили должного нормативного закрепления активно применяемые на практике «новые способы» управления долгом. Все это придает особую значимость правовой оценке названной проблемы.
Актуальность
темы курсовой работы обусловлена формированием
управления задолженностью в России
в качестве самостоятельной отрасли
российской экономики. Необходимость
погашения ранее принятых на себя
долговых обязательств является одним
из основных факторов, определяющих не
только интенсивность новых
Цель курсовой работы – рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.
Задачами данной работы являются следующие:
Предметом исследования выступает долговая стратегия государства. Объектами исследования являются задолженность, под которой понимается часть государственного долга, права требования, по которой принадлежат внешнегосударственным фирмам и учреждениям, а также физическим лицам.
Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления внутренним долгом.
Среди современных ученых в области финансового
права вопросы государственного кредита
исследовали Н.М. Артемов, В.В. Бесчеревных,
К.С. Вельский, Л.К. Воронова, О.Н. Горбунова,
Е.Ю. Грачева, СВ. Запольский, М.В. Карасева,
А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, Н.А. Куфакова,
С.Г. Пепеляев, Е.В. Покачалова, А.Д. Селюков,
Н.И. Химичева, СО. Шохин и другие.
Глава
1. Необходимость и сущность
государственного кредита
в современной экономике
С начала проведения в России экономических реформ отмечается бурное развитие финансово-правового института государственного кредита. Государственный кредит является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Несмотря на то, что государственный долг по настоящее время является одной из наиболее спорных проблем в экономике, мировая практика показывает, что все современные государства, независимо от уровня их экономического развития, активно используют долговые инструменты в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Соответственно, сопряженные с этим явления экономической жизни подвергаются обширному и сложному правовому регулированию.
В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. «Традиционно роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения».
Современная
кредитная система - это совокупность
различных кредитно-финансовых институтов,
действующих на рынке ссудных
капиталов и осуществляющих аккумуляцию
и мобилизацию денежного
Государственный
кредит является одним из основных
(наряду с налогами) инструментов для
решения проблем достижения баланса
бюджетных доходов и расходов.
Отдельные вопросы, касающиеся, например,
конкретного порядка заключения
договоров государственного займа
регулируются также гражданско-правовыми
нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не
влияет на обоснованность вывода о
том, что сам государственный
кредит является самостоятельным финансово-
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.
Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Большое
внимание в последние годы уделяется
дефициту бюджета и растущему
государственному долгу. Бюджетный
дефицит - это та сумма, на которую
в данный год расходы правительства
превосходят его доходы; национальный
или государственный долг - это
общая сумма накопленных
Государственный
кредит — это часть системы
государственных финансов. Так как
государство почти всегда нуждается
в привлечении дополнительных денежных
ресурсов, а объем налогов и
других доходов в системе
Рис.
1. Система источников
государственных финансов
Современное государство одновременно является и должником и кредитором.
Являясь
мощным экономическим агентом, располагающим
огромными средствами, государство
одновременно и берет взаймы и
дает взаймы другим государствам и
заемщикам в иностранных
Государственный кредит - это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса. Государственный долг и государственный кредит — следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных государств (рис. 2)
Необходимость
государственного кредита заложена
объективно в возможности
Инфляция и государственный долг — два пути погашения дефицита государственного бюджета.
Рис.
2. Финансовые методы
погашения дефицита
госбюджета
Небольшой дефицит госбюджета — встроенный стимул экономического роста в рыночной экономике.
Закономерен вопрос: а нужно ли вообще финансировать дефицит госбюджета? Ведь в небольших размерах дефицит бюджета стимулирует экономическую деятельность и рост национального хозяйства (кейнсианская модель экономики). Но бюджетный дефицит полезен лишь в малых, гомеопатических дозах. В остальных случаях (при стойкой тенденции к его росту) необходимо его регулировать. Выпуск денег в обращение всегда инфляционен. Если он не соответствует реальному росту воспроизводства, то государственные займы становятся основным регулятором дефицита госбюджета.
Информация о работе Государственный кредит и управление государственным долгом