Государственный кредит и управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.
Задачами данной работы являются следующие:
• изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
• изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
• проблем формирования и управления внешним государственным долгом и поиск путей их решения;

Содержание

Введение

Глава 1. Необходимость и сущность государственного кредита в современной экономике

1.1.Роль государственного кредита в современной экономике

1.2.Понятие и формы государственного кредита

1.3.Структура и формы внутреннего госкредита.

1.4. Международный государственный кредит

1.5.Состав государственного долга

Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга

2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ

2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ

Глава 3. Управление государственным долгом РФ и перспективы его погашения

3.1.Проблемы управления государственным долгом РФ

3.2 Перспективы погашения государственного долга

3.3 Анализ возможных вариантов урегулирования долговой проблемы России

Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая_финансы.docx

— 963.39 Кб (Скачать)

     Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) — непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу.

     Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).

     Понятие внутреннего государственного долга  России, представляющего собой долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ перед юридическими и физическими лицами, закреплен  в Бюджетном кодексе РФ, в нем  государственному долгу посвящена  отдельная глава. Бюджетный кодекс РФ закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и подразделяет понятия государственного долга РФ и государственного долга субъекта РФ.

     Государственный долг РФ определяется в Бюджетном кодексе РФ как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг субъекта РФ определяется как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а государственный долг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ.

     В соответствии со ст. 97 БК РФ долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

     кредитных соглашений и договоров, заключенных  от имени Российской Федерации, как  заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

     государственных займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской Федерации;

     договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации;

     договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

     соглашений  и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации  прошлых лет.

     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше  пяти лет до 30 лет).

     Долговые  обязательства Российской Федерации  погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа  и не могут превышать 30 лет. Изменение  условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе  сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

     В объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются:

     основная  номинальная сумма долга по государственным  ценным бумагам Российской Федерации;

     объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

     объем основного долга по бюджетным  ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

     объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

     В объем государственного внешнего долга  Российской Федерации включаются:

     объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

     объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных  государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. 
 

Глава 2. Анализ состояния  и динамика государственного долга 

2.1 Анализ динамики  и структуры государственного  внешнего долга  РФ 

     В  соответствии  с  Основными  направлениями  долговой  политики  Российской Федерации  на 2011 –  2013  годы,  одобренными  Правительством  Российской  Федерации 23 сентября 2010  года,  государственная  политика  в  области  государственного  долга Российской  Федерации  будет  направлена  на  обеспечение  безусловного  исполнения бюджетных  обязательств,  развитие  эффективного  рынка  государственных  ценных  бумаг  иминимизацию  стоимости государственных заимствований,  создание  условий для осуществления корпоративных заимствований. Согласно законопроекту в 2011 – 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности федерального  бюджета предусматривается осуществлять  значительные  заимствования навнутреннем финансовом рынке.  

     Всего  за 2011 –  2013  годы  предусматривается  общее  привлечение   средств  от размещения  государственных  ценных  бумаг  Российской  Федерации,  номинированных  в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.

     Государственный  долг Российской Федерации  при  этом   увеличится  с  11,8 % ВВП  в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.

     Динамика  объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2013 годах представлена в следующей  таблице.

      

 

     Объем  государственного  долга  в 2011 году  превысит  показатель 2010 года  на 28,7 %, в 2013 году - в 2,1 раза. В 2011 – 2013  годах  долговая  нагрузка  на федеральный  бюджет  возрастет. В  целяхопределения  безопасных  уровней объемов и структуры государственного  долга в мировой практике  используется  ряд показателей,  имеющих определенные  пороговые значения. 

     Основные  показатели,  характеризующие  степень  долговой  устойчивости, использующиеся  в  международной  практике,  применительно  к  Российской  Федерации  в 2009 - 2013 годах, представлены в следующей  таблице.

     Приведенные  данные  свидетельствует,  что  возросшие  объемы  заимствований  в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов,  рассчитанных  в  соответствии  с  международной  методикой,  бюджетная устойчивость  сохранится.  Вместе  с  тем  в  связи  с  ростом  бюджетных  ассигнований федерального  бюджета  на  исполнение  расходных  обязательств  по  обслуживанию  и погашению долга в 2012 – 2013 годах может произойти превышение предельного значения(10 %)  показателя  ликвидности  федерального  бюджета (отношение   бюджетных ассигнований  на   обслуживание  и  погашение  долга  к  доходам  федерального  бюджета)  в 2012 году - на 1,7  процентного пункта, в 2013 году - на 2,4 процентных пункта. 

     Динамика  показателя  ликвидности  бюджета  в 2009 – 2013 годах  представлена  на следующей диаграмме.

       

     Верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации(далее – внутренний долг) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей,   что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года. 

     В 2013 году  внутренний государственный  долг  увеличится в 2,4 раза по сравнениюс 2010 годом.  

     Динамика  объема  и  структуры  внутреннего  госдолга  представлена  в  следующей  таблице.

 
 

     Наиболее  значимый  вклад  в увеличение  государственного  внутреннего долга  вносят государственные  ценные  бумаги,  номинальная  стоимость  которых  указана  в  валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля  ценных  бумаг  в  общем  объеме  государственного внутреннего долга Российской Федерации будет повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года.

     Объем внутреннего долга, выраженного  в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту,  в 2011 году  составит  4 076,7 млрд.  рублей,  или  больше  на  39 %,  чем  в 2010 году.  За 2011 – 2013  годы  указанный  долг  увеличится  в 2,4 раза  и  к  концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего долга. 

     В  соответствии  с  Основными  направлениями  долговой  политики  Российской Федерации  на 2011 – 2013  годы  помимо  эмиссии  ОФЗ  и ГСО  предполагается  осуществить выпуск  еврооблигаций  в  рублях,  первое  размещение  их  возможно  в 2010 году.Предполагается,  что выпуск  таких бумаг позволит  привлечь  новых инвесторов  и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют.

     На  внутреннем  рынке  государственных  ценных  бумаг  преобладают  инструменты  со сроком  погашения 3 - 5  лет,  максимум 10  лет,  выпуск  более  долгосрочных  инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам  за риск, что будет  способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.

     В 2011 – 2013 годах  предусматривается  значительный  рост  государственного внутреннего  долга  по  государственным  гарантиям  Российской  Федерации. Законопроектом (пункт 3  статьи 15)  установлены  верхние  пределы  государственного внутреннего  долга  Российской  Федерации  по  государственным  гарантиям  Российской Федерации:  на 1 января 2012  года -  1 064,8 млрд. рублей,  на 1 января 2013  года - 1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 1 678,8 млрд. рублей.

     К  концу 2013 года  долг  по  гарантиям  составит  19 %  объема  государственного внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП. 

       Верхний  предел  государственного  внешнего  долга Российской  Федерации (далее - внешнего долга) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает на 2,6  млрд. долларов  США,  или на 4,9 %,  показатель,  утвержденный  на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро).

     Динамика  объема и структуры внешнего долга  представлена в следующей таблице.

 

     Анализ  динамики  показывает,  что  объем  государственного  внешнего  долга  в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом  на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году - в 1,4 раза. Объем государственного  внешнего  долга в рублевом  выражении увеличится  с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 %  ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.  Увеличение  внешнего  долга обусловлено заимствованиями на  внешних финансовых рынках  путем размещения  государственных ценных  бумаг (еврооблигационных  займов),  а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.  Доля  задолженности по  государственным ценным  бумагам,  номинированным  в иностранной валюте,  в 2011   году   сократится  по  сравнению с 2010  годом   на 4,2 процентных пункта и составит 68,7 %,  в конце 2013 года составит 65,7 %. 

     В 2011 – 2013  годах  предусматривается  увеличение  в 1,8 раза  государственного внутреннего  долга  по  государственным  гарантиям  Российской  Федерации  в иностранной  валюте,  что  связано  с  увеличением  объемов  предоставления  указанных государственных гарантий и их исполнением в рамках программ государственных гарантий Российской  Федерации  на 2011 – 2013 годы,  в  том  числе  в  части  оказания  поддержки экспорта российской промышленной продукции.

     Законопроектом (пункт 4 статьи 16) установлены верхние  пределы государственного внешнего  долга  Российской Федерации  по  указанным  гарантиям:  на  1 января 2012 года – 11,3 млрд. долларов США, на 1 января 2013 года – 15,8 млрд. долларов США, на 1 января 2014 года – 21,1 млрд. долларов США.  Доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте  в общем объеме внешнего долга  увеличится с 21,7 % в 2010 году  до 28 % в 2013 году, или на 6,3 процентных пункта. 

     Предусматривается снижение в 2011 – 2013 годах доли задолженности  по кредитам правительств иностранных  государств и МФО с 13,8 % до 6,3 %. 

     В  течение 2011 – 2013  годов  Правительство  Российской  Федерации  должно  будет полностью  рассчитаться  с  задолженностью  по  межправительственным  соглашениям  с Германией (срок погашения 2013 год), Францией (срок погашения 2011 год) и Турцией (срок погашения 2012  год),  также будет  завершено погашение   задолженности по  ряду  кредитов МФО.

Информация о работе Государственный кредит и управление государственным долгом