Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение классификации, структуры, системы управления государственным долгом Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой теме.

Содержание

Введение 3

1.Понятие и сущность государственного долга Российской Федерации 4

1.1 Понятие государственного долга 4

1.2. Внутренний и внешний государственный долг 5

1.3. Значение государственного долга 8

1.4. Структура и динамика государственного долга Российской Федерации 9

2.Государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг 11

2.1. Нормативные основы территориальных займов 11

2.2. Содержание субфедерального и муниципального долга 13

2.3. Выпуск территориальных ценных бумаг 14

3.Управление государственным и муниципальным долгом 18

Заключение 22

Работа содержит 1 файл

КР по финансам.docx

— 128.42 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации 

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

    «Уфимский государственный нефтяной технический  университет» 

    Институт  экономики 

    Кафедра Бухгалтерский учет и аудит 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По  дисциплине «Финансы»

    Тема 21

    УПРАВЛЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил  студент группы ЭАЗс-09-01                                                          Л.Ф. Хуснутдинова Номер зачетной книжки                                                                                              ЭАЗс-104314 
 
 

    Проверил  к.э.н., доцент

    кафедры БУиА                                                                                                             Т.Б. Лейберт 
 

    Уфа 2010

Содержание

Введение 3

1.Понятие и сущность государственного долга Российской Федерации 4

1.1 Понятие государственного  долга 4

1.2. Внутренний и внешний  государственный  долг 5

1.3. Значение государственного  долга 8

1.4. Структура и динамика  государственного  долга Российской  Федерации 9

2.Государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг 11

2.1. Нормативные основы  территориальных  займов 11

2.2. Содержание субфедерального  и муниципального  долга 13

2.3. Выпуск территориальных  ценных бумаг 14

3.Управление государственным и муниципальным долгом 18

Заключение 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Государственный долг играет существенную и многогранную роль в системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения  по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга  оказывают значительное влияние  на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного  климата, структуру потребления  и развития международного сотрудничества государств.

     Причиной  возникновения государственного долга  является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

     Вместе  с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании  государством заемной политики для  финансирования расходов бюджета. Таким  образом, государственный долг –  это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного  государства.

     С экономической точки зрения государственный  долг представляет собой задолженность  государственных органов как  результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями  общества на основе займов денежных средств  у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

     С материальной точки зрения государственный  долг представляет собой общую сумму  задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным  по ним процентам.

     Правительства часто управляют большими портфелями валютных резервов, их бюджетная позиция  нередко подвергается значительному  риску по условным обязательствам и  последствиям плохого управления бухгалтерским  балансом в частном секторе. Поэтому  при любых финансовых кризисах, как  порожденных внутренними проблемами банковского сектора страны, так  и привнесенных извне в результате распространения мирового финансового  кризиса, обоснованная политика управления государственным долгом, наряду с  надежной макроэкономической политикой  и регулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих и производственных издержек, вызываемых такими кризисами.

     Целью данной работы является изучение классификации, структуры, системы управления государственным  долгом Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой теме. 

    
  1. Понятие и сущность государственного долга Российской Федерации
 

    1.1 Понятие государственного  долга 

    Основную  массу денежных ресурсов, предназначенных  для финансирования общегосударственных  нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового  состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов  государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований  является государственный кредит.

    Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых  заемщиком выступает государство  в лице его органов, а кредиторами  — физические и юридические лица. В сфере международных отношений  государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком1.

    Как один из видов кредита государственный  кредит предоставляется на началах  вероятности и платности; однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого  кредитов.

    Во – первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

    Банковский  кредит — это движение ссудного капитала, предоставляемого банками  предприятиям и организациям для  обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и  повышения его эффективности. Целью  предоставления такого кредита служит получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован  в эффективном использовании  ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита гарантирует  возврат заимствованных ресурсов. Таким  образом, мобилизация временно свободных  ресурсов кредитором в силу его экономических  интересов носит производительный характер.

    Во  –  вторых, при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности — товары (товарораспорядительные  документы), ценные бумаги и др. При заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество находящееся в его собственности.

    Функционирование  государственного кредита ведет  к образованию  государственного долга. Государственный долг – это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты2. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным  государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

    В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных  расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к  инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка  РФ привел к  тому, что их место заняли займы  внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета  и  растущих заимствований существенно  возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний.

    Значительные  размеры государственного долга  отражают кризисное состояние экономики  России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных  расходов по другим направлениям.

    Такие масштабы государственного долга требуют  и соответствующего управления им. Одним из методов регулирования  является утверждение законодательной  властью его верхних пределов. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012года  в сумме 5 148 390 316,9 тыс. рублей;

    Этим  же законом установлен и предельный размер государственных внешнего долга  на 1 января 2012 года в сумме 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро.

1.2. Внутренний и внешний государственный долг

 

     Согласно  определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг – это  обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  перед Российской Федерацией, возникающие  в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

     Внутренний  государственный долг РФ включает в  себя задолженность по государственным  краткосрочным обязательствам, облигациям федерального займа, облигациям государственного сберегательного займа, реструктурированную  задолженность по облигациям внутреннего  государственного валютного займа, а также просроченную задолженность  по централизованным кредитам сельскому  хозяйству и северным регионам.

     В объем внутреннего государственного долга включаются:

     1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

     2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

     3) объем основного долга по бюджетным  кредитам, полученным Российской  Федерацией;

     4) объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте  Российской Федерации;

     5) объем иных (за исключением указанных)  долговых обязательств Российской  Федерации, оплата которых в  валюте Российской Федерации  предусмотрена федеральными законами  до введения в действие настоящего  Кодекса.

     Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления  операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним или в иной форме.

     Выполнение  Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации  по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним осуществляется на основе специальных  соглашений, заключаемых с федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации  выполнять функции эмитента государственных  ценных бумаг.

Информация о работе Управление государственным долгом