Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.
Задачами данной работы являются следующие:
• изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
• изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
• проблем формирования и управления внешним государственным долгом и поиск путей их решения;
Введение
Глава 1. Необходимость и сущность государственного кредита в современной экономике
1.1.Роль государственного кредита в современной экономике
1.2.Понятие и формы государственного кредита
1.3.Структура и формы внутреннего госкредита.
1.4. Международный государственный кредит
1.5.Состав государственного долга
Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга
2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ
Глава 3. Управление государственным долгом РФ и перспективы его погашения
3.1.Проблемы управления государственным долгом РФ
3.2 Перспективы погашения государственного долга
3.3 Анализ возможных вариантов урегулирования долговой проблемы России
Заключение
Список используемой литературы
Государственный внутренний долг возникает в виде займов государства у частных лиц (граждан) и у юридических лиц (предприятий и организаций).
Основной
регулятор дефицита госбюджета —
государственные займы (внутренние
и внешние).
1.2.Понятие
и формы государственного
кредита
Государственный кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
В
зависимости от характера операций
различают три формы
Государственное заимствование осуществляется в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственный займ – это привлечение временно свободных денежных средств физических и юридических лиц путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Прямые кредиты – это привлечение средств инвесторов без продажи им ценных бумаг. Прямое заимствование осуществляется у банков, международных финансовых организаций, правительств других государств.
Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, осуществляемым местными органами власти и субъектами хозяйствования. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним путем резервирования средств на погашение гарантированного займа или кредита.
Государственные
кредиты предоставляются за счет
бюджетных средств субъектам
хозяйствования, местным органам
власти, другим государствам, международным
организациям. В зависимости от категории
заемщика различают бюджетные и
государственные кредиты. Бюджетные
кредиты – это средства, предоставляемые
на возвратной основе юридическими лицами
своей страны или местными органами
власти. Государственный кредит –
это средства, предоставляемые на
возвратной основе другими государствам,
их юридическим лицам и
Государственный кредит выполняет две основные функции:
Фискальная
функция государственного кредита
заключается во временном изъятии
свободных денежных средств юридических
и физических лиц и аккумуляции
их для финансирования расходов государства.
Это позволяет увеличить
Регулирующая функция государственного кредита заключается в его воздействии на важнейшие макроэкономические показатели: объем денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.
Из
истории известно, что правительство
России еще в начале 17 века прибегало
к услугам государственного кредита
для покрытия своих расходов. Как
раз тогда появились первые государственные
займы, хотя существенным и относительно
регулярным источником поступлений
в казну займы начали выступать
лишь с середины 18 века. В условиях
феодальной России основными внутренними
кредиторами были монастыри и
церковь. Однако постепенно социальная
база государственного кредита расширялась:
заимодателями становились
При некоторой специфике стоящих перед ними задач главными операциями вышеназванных государственных учреждений были прием и выдача ссуд под залог помещичьих имений. Постепенно крупнейшим должником банковской системы становится царское правительство. К 1861 г. Государственный долг составлял внушительную сумму – 1264 млн. рублей. Выплата погашений и процентов по займам достигла 50 млн. рублей в год, или почти 15 % бюджетных расходов.
До
второй мировой войны к
История
государственного кредита показывает,
что причиной оформления заемных
операций выступает наличие бюджетного
дефицита. Испытывая потребность
в дополнительных финансовых ресурсах,
правительство не отказывается от возможности
мобилизации дополнительного
При
государственном кредите
Если рассматривать государственный кредит с точки зрения его участия в распределении национального дохода, то он присутствует на стадии перераспределения уже распределенного доход. Поэтому в сферу заемных операций государства может попасть только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения, к которым относятся временно свободные денежные средства населения, предприятия и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Однако при определенных условиях население и трудовые коллективы идут на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита выступают не только временно свободные денежные средства, но и суммы, предназначенные для удовлетворения первоочередных потребностей или финансирования необходимых производственных и социальных расходов предприятий. Подобное может произойти на добровольной основе лишь в условиях проведения государством активной и гибкой политики при максимальном разнообразии доходности государственных ценных бумаг, сроков действия государственных ценных бумаг, способов выплаты дохода, абсолютной ликвидности государственных ценных бумаг.
При
недостаточной
Государственное
заимствование может
1.3.Структура
и формы внутреннего
госкредита.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:
Государственные займы – основная форма государственного внутреннего кредита. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Облигация – это наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты.
Другим действующим в нашей стране видам государственных ценных бумаг является казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, в форме выплаты дохода и свободе обращения.
Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда; внебюджетных фондов или на специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на накопление бюджета.
По облигационным государственным займам доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выплаты казначейских обязательств предусматривается выплата дохода только в виде процентов.
Облигации могут свободно обращаться и быть с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.
В настоящее время ставится вопрос о целесообразности применения казначейских ссуд. В данном случае государственные органы могут оказывать предприятиям и организациям финансовую помощь, но на началах срочности, платности, возвратности. Бюджетные отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на иных условиях, по другим причинам и в иных целях.
Информация о работе Государственный кредит и управление государственным долгом