Государственный кредит и управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.
Задачами данной работы являются следующие:
• изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
• изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
• проблем формирования и управления внешним государственным долгом и поиск путей их решения;

Содержание

Введение

Глава 1. Необходимость и сущность государственного кредита в современной экономике

1.1.Роль государственного кредита в современной экономике

1.2.Понятие и формы государственного кредита

1.3.Структура и формы внутреннего госкредита.

1.4. Международный государственный кредит

1.5.Состав государственного долга

Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга

2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ

2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ

Глава 3. Управление государственным долгом РФ и перспективы его погашения

3.1.Проблемы управления государственным долгом РФ

3.2 Перспективы погашения государственного долга

3.3 Анализ возможных вариантов урегулирования долговой проблемы России

Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая_финансы.docx

— 963.39 Кб (Скачать)

     Государственный внутренний долг возникает в виде займов государства у частных  лиц (граждан) и у юридических  лиц (предприятий и организаций).

     Основной  регулятор дефицита госбюджета —  государственные займы (внутренние и внешние). 
 

1.2.Понятие и формы государственного кредита 

     Государственный кредит как экономическая категория  — система денежных отношений, возникающих  в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования  временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

     В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита:

  • государственное заимствование;
  • государственная гарантия;
  • государственный кредит.

     Государственное заимствование осуществляется в  виде государственных займов и прямых кредитов. Государственный займ – это привлечение временно свободных денежных средств физических и юридических лиц путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Прямые кредиты – это привлечение средств инвесторов без продажи им ценных бумаг. Прямое заимствование осуществляется у банков, международных финансовых организаций, правительств других государств.

     Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, осуществляемым местными органами власти и субъектами хозяйствования. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и  кредитов, но и выплату процентов  по ним путем резервирования средств  на погашение гарантированного займа  или кредита.

     Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств субъектам  хозяйствования, местным органам  власти, другим государствам, международным  организациям. В зависимости от категории  заемщика различают бюджетные и  государственные кредиты. Бюджетные  кредиты – это средства, предоставляемые  на возвратной основе юридическими лицами своей страны или местными органами власти. Государственный кредит –  это средства, предоставляемые на возвратной основе другими государствам, их юридическим лицам и международным  организациям.

     Государственный кредит выполняет две основные функции:

  • фискальную;
  • регулирующую.

     Фискальная  функция государственного кредита  заключается во временном изъятии  свободных денежных средств юридических  и физических лиц и аккумуляции  их для финансирования расходов государства. Это позволяет увеличить государственные  расходы без соответствующего увеличения налогообложения.

     Регулирующая  функция государственного кредита  заключается в его воздействии  на важнейшие макроэкономические показатели: объем денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.

     Из  истории известно, что правительство  России еще в начале 17 века прибегало  к услугам государственного кредита  для покрытия своих расходов. Как  раз тогда появились первые государственные  займы, хотя существенным и относительно регулярным источником поступлений  в казну займы начали выступать  лишь с середины 18 века. В условиях феодальной России основными внутренними  кредиторами были монастыри и  церковь. Однако постепенно социальная база государственного кредита расширялась: заимодателями становились купцы, промышленники, иногда земледельцы. Правительство  брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным  имуществом. Однако нередко займы  предоставлялись и в принудительном порядке. В это время сформировались такие формы и виды государственного кредита, как государственные займы, выпуск казначейских обязательств, заимствование  средств у казенных банков. В стране функционировали следующие государственные  банковские учреждения:

  • Государственный заемный банк (1786 г.)
  • Государственный коммерческий банк (1817 г.)
  • Сохранные казны при петербургском и московском воспитательных домах (1772 г.)
  • Приказы общественного призрения (1775 г.)

     При некоторой специфике стоящих  перед ними задач главными операциями вышеназванных государственных  учреждений были прием и выдача ссуд под залог помещичьих имений. Постепенно крупнейшим должником банковской системы  становится царское правительство. К 1861 г. Государственный долг составлял  внушительную сумму – 1264 млн. рублей. Выплата погашений и процентов  по займам достигла 50 млн. рублей в год, или почти 15 % бюджетных расходов.

     До  второй мировой войны к государственному заимствованию прибегали лишь в  исключительных случаях. После войны  с «легкой руки» Дж. М. Кейнса, который создал концепцию «занимай и расходуй», государственное заимствование становится общим правилом для многих стран, в том числе и стран бывшего СССР. Послевоенные десятилетия стали периодом значительного усиления заемной деятельности в национальных хозяйственных механизмах многих стран мира. «Дефицитное финансирование» стало обычной нормой. Восстановление разрушенных в результате войны экономик стран западной, южной и восточной Европы требовало огромных средств. Рассчитывать только на налоговые поступления означало затянуть этот процесс на многие и многие годы. Поэтому государственные займы можно рассматривать как один из факторов быстрого восстановления пострадавших в войне национальных экономических систем.

     История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных  операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность  в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности  мобилизации дополнительного финансового  фонда и в условиях сбалансированности бюджета. Это является вполне оправданным  шагом, поскольку за счет средств  фонда государственного кредита  могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступлений обычных бюджетных доходов. Тем не менее в любом случае – и при бюджетном дефиците, и при сбалансированном бюджете - заемные средства не могут считаться доходами государства и отражаться в доходной части бюджета. Поэтому отношения по линии государственного кредита нельзя смешивать с банковским кредитом, поскольку ссудный фонд, выступающий материальной основой банковского кредита, используется для предоставления заемных средств предприятиям, учреждениям и частным лицам в целях обеспечения бесперебойности и повышения эффективности процесса расширенного воспроизводства.

     При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках государства. Поэтому  государственный кредит выражает часть  финансовых отношений общества, что  не допускает свободного обращения  с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию правительственных расходов. Исторический опыт свидетельствует, что заимствование ресурсов для финансирования государственных потребностей возможно. Однако это заимствование должно осуществляться с соблюдением положений, характерных для сущности государственного кредита и осуществляемых на принципах возвратности, срочности, платности.

     Если  рассматривать государственный  кредит с точки зрения его участия  в распределении национального  дохода, то он присутствует на стадии перераспределения  уже распределенного доход. Поэтому  в сферу заемных операций государства  может попасть только часть доходов  и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения, к  которым относятся временно свободные  денежные средства населения, предприятия  и организаций, не предназначенные  для текущего потребления. Однако при  определенных условиях население и  трудовые коллективы идут на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита выступают не только временно свободные денежные средства, но и суммы, предназначенные для удовлетворения первоочередных потребностей или финансирования необходимых производственных и социальных расходов предприятий. Подобное может произойти на добровольной основе лишь в условиях проведения государством активной и гибкой политики при максимальном разнообразии доходности государственных ценных бумаг, сроков действия государственных ценных бумаг, способов выплаты дохода, абсолютной ликвидности государственных ценных бумаг.

     При недостаточной привлекательности  государственных ценных бумаг для  потенциальных кредиторов данная возможность  осуществима лишь по принуждению  со стороны правительства. В то же время формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках государства  за счет мобилизации денежных средств  населения, предприятий, организаций  является лишь одной из сторон государственных  кредитных отношений. Второй аспект указанных связей обусловлен тем, что  выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет доходов  государственного бюджета. В данном случае круг плательщиков налогов и  сборов не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг.

     Государственное заимствование может осуществляться как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Вследствие чего выделяют внутренний и внешний (международный) государственный кредит. При осуществлении государственного кредитования, государство, как правило, выступает в роли заемщика временно свободных средств физических и юридических лиц, а население, предприятия, организации – в роли кредиторов. В международном отношении государство может выступать как в роли заемщика, так и в роли кредиторов. В государственные кредитные отношения включается также условный кредит, когда государство выступает в роли гаранта выполнения условий по кредитам. 
 
 

1.3.Структура и формы внутреннего госкредита.  

     Внутренний  государственный кредит может выступать в следующих формах:

  • государственные займы;
  • обращение части вкладов населения в государственные займы;
  • заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
  • казначейские ссуды (бюджетные ссуды);
  • гарантированные займы.

     Государственные займы – основная форма государственного внутреннего кредита. Государственные  займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций  привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и  реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных  ценных бумаг.

     Облигация – это наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизирует  государственное долговое обязательство  и дает право ее владельцу по истечении  определенного срока получить обратно  сумму долга и проценты.

     Другим  действующим в нашей стране видам  государственных ценных бумаг является казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается  в целях выпуска, в форме выплаты  дохода и свободе обращения.

     Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда; внебюджетных фондов или на специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства  направляются только на накопление бюджета.

     По  облигационным государственным  займам доход может выплачиваться  в виде процентов, выигрышей или  не выплачиваться вовсе (по целевым  займам). Условиями выплаты казначейских обязательств предусматривается выплата дохода только в виде процентов.

     Облигации могут свободно обращаться и быть с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.

     В настоящее время ставится вопрос о целесообразности применения казначейских ссуд. В данном случае государственные  органы могут оказывать предприятиям и организациям финансовую помощь, но на началах срочности, платности, возвратности. Бюджетные отношения  по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной  власти и управления оказывают финансовую помощь на иных условиях, по другим причинам и в иных целях.

Информация о работе Государственный кредит и управление государственным долгом