Государственный кредит и управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.
Задачами данной работы являются следующие:
• изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
• изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
• проблем формирования и управления внешним государственным долгом и поиск путей их решения;

Содержание

Введение

Глава 1. Необходимость и сущность государственного кредита в современной экономике

1.1.Роль государственного кредита в современной экономике

1.2.Понятие и формы государственного кредита

1.3.Структура и формы внутреннего госкредита.

1.4. Международный государственный кредит

1.5.Состав государственного долга

Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга

2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ

2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ

Глава 3. Управление государственным долгом РФ и перспективы его погашения

3.1.Проблемы управления государственным долгом РФ

3.2 Перспективы погашения государственного долга

3.3 Анализ возможных вариантов урегулирования долговой проблемы России

Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая_финансы.docx

— 963.39 Кб (Скачать)

     Следующая проблема относится к источникам погашения внешнего долга. Обычно они  предусматриваются в государственном  бюджете, для чего отводится специальная статья. Однако, как уже упоминалось, в последнее время не только бюджет характерен профицитом с 2000 г., но и создан так называемый Стабилизационный фонд в 2004 г., главная функция которого — погашение внешней задолженности. В настоящее время правительство делает упор на средства из дополнительных источников, а именно — на средства Стабилизационного фонда. При погашении внешнего государственного долга необходимо соблюдать сроки платежей, хотя поступление дополнительных доходов может и запаздывать. Поэтому дополнительные доходы не гарантируют погашение внешнего долга в установленный срок, хотя это и важный источник. К тому же у государства есть и другие серьезные потребности: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения. Правительство рассчитывает использовать значительную часть дополнительных поступлений для погашения внешней задолженности.

     В целом можно выделить положительные  моменты в вопросе внешнего долга:

  1. снижается общий объем;
  2. повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ);
  3. снижается долговая нагрузка на экономику;
  4. из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.
 
 

2.2 Анализ динамики  и структуры внутреннего  государственного  долга РФ 

     Внутренний  долг государственный – финансовые обязательства государства, возникающие  в связи с привлечением для  выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных  организаций и населения страны.

     В РФ включает в себя долговые обязательства  Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими  лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства  РФ. Внутренний долг охватывает задолженности  прошлых лет, вновь возникшие  задолженности и долговые обязательства  бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

     Структура современного внутреннего долга  РФ:

  1. Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС):
  2. Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

     Купонные  облигации могут выпускаться  с фиксированной процентной ставкой, доход по которой выплачивается  постоянно на протяжении всего срока  обращения облигации. Установление фиксированной процентной ставки возможно при стабильной экономике, когда  колебания цен и процентных ставок весьма незначительны. В условиях высоких  и резко изменяющихся процентных ставок установление фиксированной  номинальной доходности чревато  большим риском для эмитента. При  снижении процентных ставок эмитент  должен будет выплачивать инвесторам доход по ставке, зафиксированной  при эмиссии облигаций.

     Облигации федерального займа (ОФЗ) – облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций.

     Срок  обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные  торги велись на бирже. Доход по ОФЗ  зависел от доходности по ГКО и  устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход  рассчитывался пропорционально  числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.

     Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными  бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной  стоимости. Размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей. 
 

 

Рис 6.Сруктура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах 

     Облигации федерального займа с амортизацией долга впервые выпущены в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной  стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения  облигаций может быть от 1 года до 30 лет. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного  дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным  достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.

     Объем внутреннего государственного долга  Российской Федерации, выраженного  в государственных ценных бумагах, увеличился по сравнению с показателем на 1 июня 2010г. (1 830,8 млрд. руб.) на 1,5% и составил на 1 мая 2011г. 2818,1 млрд. руб. (рис.7)

     Эволюция  рынка государственных ценных бумаг  вполне логично разбивается на этапы, которые отражают его интенсивное  развитие, появление ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса. На текущий момент можно выделить пять этапов развития российского рынка  внутреннего долга.

     Этап 1 связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования Центральным банком РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов. Содержание этапа 3 определяется системным финансовым кризисом, тогда как этап 4 характеризуется его постепенным преодолением. Наконец, этап 5 представляет современное развитие рынка внутреннего долга.  
 

 

Рис 7. Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах 
 

     На  рынке государственных ценных бумаг  за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено  доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование  рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось  полностью восстановить доверие  инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному  увеличению ликвидности рынка и  объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:

  1. снижен уровень доходности по государственным облигациям;
  2. стратегия формирования портфеля внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами;
  3. значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям.

     Основное  увеличение внутреннего долга произошло  в период 1993-98гг., когда бурно рос  рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность  различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших  до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее  за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований  сменилось их активным ростом, начиная  с 2003 г. Существует ряд мнений специалистов, что экспансия внутреннего долгового финансирования имеет многочисленные отрицательные последствия для экономики страны.

     Одним из негативных последствий внутренних государственных заимствований  является так называемый «эффект  вытеснения частных компонентов  совокупного спроса». Его суть состоит  в следующем. Если правительство  выпускает облигации государственных  займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы  внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок (или их меньшему снижению, чем  могло бы быть в отсутствие государственных  заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение (не снижение) может  быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительные кредитные  ресурсы от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские  расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных  расходов «вытесняет» все виды негосударственных  расходов: снижается инвестиционный и потребительский спрос, а также  чистый экспорт. 

        Основные  выводы подраздела 

      

       Объем  государственного  долга   Российской  Федерации  (далее  - государственный долг) увеличится  с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП  в 2013 году. 

       Увеличение  государственного  долга   произойдет  в  основном  за  счет  роста государственного  внутреннего долга   с 3 726,7 млрд. рублей  в 2010 году  до 8 826,3 млрд.рублей (14,2 % ВВП) в 2013 году.

     С ростом объемов государственного долга  увеличатся бюджетные ассигнования на его  обслуживание (процентные  расходы)  с  0,6 %  ВВП  в 2010  году   до 0,97 %  ВВП  в 2013 году,   объем   процентных  расходов  в 2013  году  будет больше  в   2,1 раза,  чем в 2010 году.    

     Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга в 2013 году по сравнению  с 2010 годом  увеличатся в 2,5 раза. 

     Объем  консолидированного  внешнего  долга  Российской  Федерации   (перед  нерезидентами) на 1 июля 2010 года составил 456,1 млрд. долларов США (31,7 % ВВП), в 2009 году и I квартале 2010 года указанный долг превышал объем международных резервов Российской Федерации. По состоянию на 1 июля 2010 года указанный долг стал меньше на 5,1 млрд. долларов США объема международных резервов Российской Федерации.

Глава 3. Управление государственным долгом РФ и перспективы  его погашения

    1. Проблемы  управления государственным  долгом РФ
 

     Рост  государственного внутреннего долга  РФ с начала 90-х гг. был особенно стремительным, что связано с  кризисом в экономике и финансах, обусловленным перестроечным периодом в развитии страны. Так, например,

     в 1993 г. сумма государственного долга  составила 838 млрд. руб. (при верхнем  пределе — т.е. максимально возможном  размере долга, установленном в  законе, — в 10 трлн. руб.).

     в 1994 г. на эти же цели из федерального бюджета было направлено более 48 млрд руб. при верхнем пределе в 88,4 трлн .руб.

     в 1997 г. верхний предел внутреннего  долга был установлен в сумме 560 трлн. руб.,

     в 1998 г. — 785,9 млрд. руб. (в деноминированных рублях).

     в 1999 г. верхний предел государственного внутреннего долга РФ был несколько  снижен — до 678,3 млрд. руб.

     Рост  государственного долга, как правило, влечет повышение ставок действующих  налогов или даже введение новых  налоговых платежей, ведь основной источник погашения государственных  долговых обязательств и расходов по его обслуживанию, как правило, один — бюджет, в котором эти средства закрепляются как расходы и выделяются отдельной строкой.

     В связи с этим требуется установление управления государственным долгом.

     Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определение  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг.

     Управление  государственным долгом является одним  из элементов макроэкономической политики. Эффективное использование долга  может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические  флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

Информация о работе Государственный кредит и управление государственным долгом