Управление государственным долгом

Автор: Татьяна Вдовкина, 14 Октября 2010 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.
Система государственных заимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.

Содержание

Введение
1. Понятие и значение государственного долга
2. Виды государственного долга
3. Формы государственного долга
4. Принципы управления государственным долгом
5.Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом
6. Особенности денежно-кредитной политики Банка России
7. Динамика государственного внешнего долга России
Заключение
Практическая часть курсовой работы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРС.doc

— 870.00 Кб (Скачать)
 

     Федеральное агенТство по образованию  РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

     Филиал  «С Е В М А Ш В Т УЗ»

     государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования «Санкт – Петербургский государственный морской технический университет» в г. Северодвинске 

 

Курсовая  работа

по дисциплине финансы и кредит.

    На  тему: «Управление государственным долгом.»

    В №10

 

 
 
 

                                                                  Преподаватель: Васильева А.С

                                                       Студент: Вдовкина Т.И

                                       Группа: 2302 
 
 

Северодвинск 

2010

Содержание 

  Введение………………………………………………………………………….3

1. Понятие и значение государственного долга…………………………….......5

2. Виды государственного долга………………………………………………..10

3. Формы государственного долга……………………………………………...12

4. Принципы управления государственным долгом………………………….13

5.Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом………………………………………………………..15

  1. Особенности денежно-кредитной политики Банка России………………18
  2. Динамика государственного внешнего долга России…………………….22

Заключение…………………………………………………………..…………..25

Практическая  часть курсовой работы………………………………………….26

Список  литературы……………………………………………………………...55

Введение

 

     Я выбрала эту тему, так как в  данный момент, на мой взгляд, она  является одной из самых актуальных для России.  Экономика России крепнет и находится уже на той стадии, когда необходимо смотреть в будущее, а для хорошего положения в будущем необходимо рассчитаться с прошлыми долгами.

Управление  государственным долгом - это совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга;  механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора или гаранта. К мероприятиям, способствующим погашению государственного долга, относятся: выплаты кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.. Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. Для оценки государственного внешнего долга применяются показатели соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики. Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий несколько этапов: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. 

     В курсовой работе я хотела рассмотреть  внутренний государственный долг, а  также структуру и состояние  государственного долга на данный момент.

     Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.

     Система государственных заимствований  может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с  этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и значение  государственного  долга

    Проблема  долговой зависимости государства  и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

    Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных  заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц.

    Первое  основание возникновения государственного долга – это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета. Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов. Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков. Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц. Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

    Для государства на федеральном и  региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга. 1

    Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных  субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга.

    Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы  основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.

    По  структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:

  • задолженности владельцам ГКО-ОФЗ;
  • задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;
  • задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан;
  • внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;
  • вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.

    Предоставляя  для Российской Федерации право  приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.

    Для федерального уровня долговых обязательств государства Бюджетный кодекс устанавливает  верхний предел государственного внутреннего долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований на очередной финансовый год. Указанные предельные показатели долговых обязательств устанавливаются для всех уровней бюджетной системы. На федеральном уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований устанавливаются федеральным законом о бюджете на очередной год, в котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения.

    За  годы реформ налоговые доходы государства  резко уменьшились, что связано  с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с  начатой и не доведенной до конца  налоговой реформой, низким внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми уклонениями от уплаты налогов. Россия уже лет десять похожа на латиноамериканскую страну по структуре распределения доходов населения. Около половины доходов приходится на пятую часть россиян, которая не платит налогов с трех четвертей своих доходов. Их как раз и не хватает для выполнения государством социальных обязательств.

    Доходная  часть бюджета все эти годы падала, а расходы государства  сокращались недостаточно для того, чтобы установилось бюджетное равновесие. Кроме того, в условиях хронического недовыполнения бюджетных планов по доходам секвестирование расходов проводилось под давлением лоббирующих групп (АПК, ВПК, банковский и минерально-сырьевой секторы). В результате сложилась крайне нерациональная структура расходов, которая не способна обеспечить ни экономический рост, ни поддержание достаточного уровня социально-политической стабильности в обществе. 2

    С одной стороны, российскому государству нужно отказаться от значительной части своих обязательств, идущих еще от советской эпохи и принятых позже Госдумой. Они были бы уместны в развитой стране, но непосильны для нашей экономики. К тому же эти обязательства из года в год не выполняются, что порождает неплатежи и подрывает авторитет государства.

    С другой стороны, существуют серьезные ограничения на дальнейшее сокращение расходов. Сказывается сложившийся в советское время и ставший привычным уровень государственной поддержки населения. Кроме того, отношение россиян к экономическим преобразованиям во многом определяется динамикой социальных расходов государства. Его расходы на поддержание высокого уровня образования отражаются на темпах экономического роста. Важно и то, что дальше уменьшать расходы на управление, оборону, правоохранительные органы, дотации региональным бюджетам вряд ли удастся без предварительных радикальных реформ в этих сферах, что, в свою очередь, требует немалых бюджетных средств.

На возможности  сокращения расходов государства серьезно влияет заложенный в Конституцию механизм формирования институтов власти. Сильная президентская республика призвана ограничить популистскую и лоббистскую активность законодателей. Однако на практике независимость от Госдумы не только оградила правительство от популизма, но и поставила депутатов в комфортное и политически беспроигрышное положение, когда парламент в глазах населения не отвечает за результаты заложенной в бюджете нереалистичной социально-экономической политики. В итоге страна получала бюджет с дефицитом и вытекающими отсюда последствиями. Переломить эту тенденцию удалось лишь с 2000 г. в связи с изменениями в политическом спектре Госдумы. Дефицит бюджета покрывается разными способами: с помощью денежной эмиссии в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды государственного долга

    Существует  несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

    Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

    Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Информация о работе Управление государственным долгом