Государственный кредит и управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.
Задачами данной работы являются следующие:
• изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
• изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
• проблем формирования и управления внешним государственным долгом и поиск путей их решения;

Содержание

Введение

Глава 1. Необходимость и сущность государственного кредита в современной экономике

1.1.Роль государственного кредита в современной экономике

1.2.Понятие и формы государственного кредита

1.3.Структура и формы внутреннего госкредита.

1.4. Международный государственный кредит

1.5.Состав государственного долга

Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга

2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ

2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ

Глава 3. Управление государственным долгом РФ и перспективы его погашения

3.1.Проблемы управления государственным долгом РФ

3.2 Перспективы погашения государственного долга

3.3 Анализ возможных вариантов урегулирования долговой проблемы России

Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая_финансы.docx

— 963.39 Кб (Скачать)

     Важным  источником погашения внешней задолженности  в РФ может стать использование  наших финансовых требований к должникам  из развивающихся стран (у нас этих требований более 100 млрд. долл.). К сожалению, это был ошибочный шаг, и Россия проиграла на нем, т.к. члены Парижского клуба заставили РФ списывать задолженность развивающихся стран, в то время как кроме Лондонского клуба списание долгов РФ не осуществлялось. Вместе с тем возможно реально получить хотя бы 1/3 этих требований при одновременном внедрении в страны-должники, например при приобретении за эти долги недвижимости и других видов собственности, а также предприятий.7

     В критических случаях при наступлении  сроков платежей иностранным кредиторам можно прибегнуть к помощи международных  резервных активов Российской Федерации,

     Мало  уделяется внимания привлечению  долларовых сбережений населения в  кредитную систему, что составляет примерно 50 млрд. долл., и часть из них можно было бы занять для погашения  государственных долгов.

     В числе новых источников поступлений  и доходов в бюджет следует  назвать торговлю углеводородными  квотами на мировом рынке. Согласно Киотскому протоколу 1997 г. США должны сократить выбросы парниковых газов (на их долю приходится 20% мировых выбросов), ведущих к потеплению поверхности планеты, на 7%; Япония и Канада на 6%, страны ЕС - на 8% к 2012 г. Россия же из-за экономического кризиса в течение многих лет сокращала выбросы и имеет излишек квот, который можно придать другим странам, заработав миллиарды долларов. Аналогичную операцию можно осуществить в случае разрешения Государственной Думой ввоза из-за границы для переработки и захоронения отработанного атомного топлива на территории России на сумму около 20 млрд. долл8.

     Не  меньшие суммы Россия может получить от борьбы с "бегством" капитала из страны (примерно 20 млрд. долл. ежегодно)

 

     

     Заключение 

     Назначение  государственного кредита проявляется  в первую очередь в том, что  он является средством мобилизации  в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно  мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном  бюджетном сальдо, мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

     Но  оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что  мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость  погашения государственного долга  требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения  долговых обязательств и уплата процентов  по ним отвлекают часть бюджетных  доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания  производственного и интеллектуального  потенциала общества.

     Главных задач системы управления внешним  долгом, являются: обеспечение национальной экономики страны внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

     Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета  и наличие свободных денежных средств у физических и юридических  лиц.

     Долговые  проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником  и кредитором, например такое двойственное положение Россия занимает в Парижском  клубе. В силу своего уникального  положения Россия стремится к  комплексному решению проблемы международной  задолженности при соблюдении баланса  интересов кредиторов и заемщиков.

     Особое  положение в составе государственного долга занимает внутренний государственный  долг, который на 1 мая 2011 года составлял 2818,1 млрд. руб. На протяжении последних нескольких лет на фоне понижающего тренда объема совокупной задолженности в процентах к ВВП страны (с 108,6% ВВП в 1999 г. до 4% ВВП в 2010 г.) и сокращения абсолютного размера внешнего долга наблюдался устойчивый рост абсолютного объема государственного внутреннего долга. Что свидетельствовало о расширении внутренних источников дефицитного финансирования государственных расходов, которое неизбежно связано с масштабными эффектами вытеснения частного инвестиционного спроса на капитал.

     Также не малое значение имеет и внешний  долг РФ. Но целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:

  1. снижается общий объем;
  2. снижается долговая нагрузка на экономику;
  3. из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.

В целом  можно констатировать, что сложившаяся  сегодня ситуация заставляет использовать наращивание государственного долга  за счет кредитов на текущее финансирование социальных обязательств государства  в ущерб инвестиционному и  инновационному развитию национальной экономики, что в перспективе  удлиняет фазу ее выхода из кризиса  и не позволяет в полной мере осуществлять масштабные структурные преобразования. Именно поэтому является актуальным, сегодня внедрение в практику управления государственным долгом России программно-целевого метода финансирования государственных инвестиционных расходов, в том числе за счет привлекаемых государством кредитных ресурсов. Кредитное  финансирование бюджетных дефицитов  уже не одно десятилетие является наиболее популярным инструментом экономической  политики государств в силу того, что оно позволяет в краткосрочной перспективе снизить политические издержки, связанные с наращиванием государственных расходов без повышения налоговой нагрузки

 

    Список  использованной литературы 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 31.07.1998 № 145-ФЗ по состоянию на 1 ноября 2009 г.] – М.: Издательство Юрайт, 2009
  2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие. / И.Т. Балабанов - 2-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика – 2006 - с.17
  3. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Г. М. Колпакова - 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 496 с.
  4. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 248 с.
  5. Ворожцов П. А. О принципах политики России в области управления государственным долгом / П. А. Ворожцов // Рынок ценных бумаг. -2005 - №18 - С.20 - 24.
  6. Воронин Ю. С. Управление государственным долгом / Ю. С. Воронин // Экономист. – 2006 - №1 - С.58 - 67.
  7. Златкис Б.И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках. // Финансы. 2008. - № 7. – С. 10 – 15. 37
  8. Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России / А. И. Лебедев // Проблемы теории и практики управления – 2008 - №3 - С.37-40
  9. Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. / А.К. Моисеев // Проблемы прогнозирования. – 2007. - № 4. - С. 99 – 107.
  10. Попкова Н.А. Управление государственным долгом проблемы и возможности. / Н.А. Попкова // Финансы. – 2010. - №1 – С.49-51.
  11. Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. // Аудитор. – 2007. - № 8. – С. 25 – 31.
  12. Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность / А. Селезнев Экономист – 2007 - №3 - С.31-40
  13. Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы. – 2008. - № 2. – С.22-24
  14. Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования /А.А. Чумаченко // Рынок ценных бумаг. – 2008 - №16 - С.63-66.
  15. Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России / В. Н. Шенаев // Бизнес и банки – 2009 - №26 - С.1-3.
  16. Аналитическая лаборатория ”Веди”//www.vedi.ru
  17. Интернет-журнал «Экономика России XXI век»//www.ruseconomy.ru
  18. Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin.ru
  19. Счетная палата РоссийскойФедерации//www.ach.gov.ru/bulletins
  20. Центральный банк Российской Федерации//www.cbr.ru

Информация о работе Государственный кредит и управление государственным долгом