Государственный кредит и управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.
Задачами данной работы являются следующие:
• изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
• изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
• проблем формирования и управления внешним государственным долгом и поиск путей их решения;

Содержание

Введение

Глава 1. Необходимость и сущность государственного кредита в современной экономике

1.1.Роль государственного кредита в современной экономике

1.2.Понятие и формы государственного кредита

1.3.Структура и формы внутреннего госкредита.

1.4. Международный государственный кредит

1.5.Состав государственного долга

Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга

2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ

2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ

Глава 3. Управление государственным долгом РФ и перспективы его погашения

3.1.Проблемы управления государственным долгом РФ

3.2 Перспективы погашения государственного долга

3.3 Анализ возможных вариантов урегулирования долговой проблемы России

Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая_финансы.docx

— 963.39 Кб (Скачать)

     Казначейские  ссуды выдаются на льготных условиях (по срокам и уровню процента) в случае финансовых затруднений предприятий  и хозяйственных организаций  ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической  ситуации. Эти ссуды не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки  жизненно важных для народного хозяйства  экономических структур. Использование  казначейских ссуд не означает, что  безвозмездное бюджетное финансирование в отношении государственных  предприятий полностью себя изжило. Оно сохраняет право на существование, но как исключительная мера в порядке  оказания финансовой помощи хозорганам, оказавшимся в затрудненном положении  ввиду особенностей реализации производимой в интересах общества продукции, неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, кризисных явлениях в экономике и т.п.

     Важным  каналом формирования финансовых ресурсов государства выступает превращение  части вкладов населения в  учреждениях различных банков в  государственные займы, которые  могут быть облигационными и безоблигационными. Безоблигационные займы фактически являются бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Обращение части сберегательных вкладов населения в государственные займы выделяется как специфическая форма государственного кредита. Дело в том, что в отличие от государственных займов, когда физические и юридические лица самостоятельно и за счет собственных временно свободных денежных средств покупают ценные бумаги государства, превращение части сберегательных вкладов населения в кредит государству осуществляется при помощи посредника (сберегательного банка), который распоряжается, в свою очередь, не собственными, а заемными средствами и при этом без ведома их реального владельца.

     Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда характеризуется тем, что  государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть  кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Это форма способствует развитию инфляционных процессов.

     Гарантированные займы характеризуются тем, что  правительство гарантирует безусловное  погашение займа выпущенного  нижестоящим органам власти и  управления или отдельными хозяйственными организациями, а также гарантирует  выплату процентов по займу. По гарантированному займу правительство реально  несет финансовую ответственность  только в случае неплатежеспособности плательщика.

     Государственные займы классифицируются следующим образом:

- по праву эмиссии или по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами власти;

- по признаку держателей ценных бумаг на: реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные;

- в зависимости от характера или формы выплачиваемого дохода на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном;

- по срокам погашения займы подразделяются на: краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);

- в зависимости от обеспечения гособязательства делятся на закладные и беззакладные;

- в зависимости от метода определения дохода гособлигации делятся на облигации с твердым и переменным доходом;

- в зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа гособлигации могут быть обязательствами с правом долгосрочного погашения и без права долгосрочного погашения;

- в зависимости от обращения на открытом рынке государственные долговые бумаги делятся на рыночные и нерыночные.

     Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним  выступают средства бюджета, где  ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство  может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность  путем выпуска новых займов.

     Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными  условиями займа, но не могут превышать 30 лет (закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном  внутреннем долге РФ»);

по праву  эмиссии они делятся на:

-    выпускаемые центральным правительством;

- выпускаемые правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;

- по признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые: только среди населения; только среди юридических лиц; как среди юридических лиц, так и среди населения;

- по форме выплаты доходов займы могут делиться на:

     - процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

     - выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;

     - беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

- по методам размещения делятся на: добровольные; размещаемые по подписке; принудительные.

     Сейчас  используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются  только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

- по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

     Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения  займа и другие условия.

     Внешние облигационные займы на иностранных  денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими  консорциумами. За эту услугу они  взимают комиссионные.

     На  банковскую систему возложена обязанность  реализации ценных бумаг. Причем Центральный  банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а  коммерческие банки — вторичную  реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка  ценных бумаг, играющего большую  роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

     Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним или в иной форме, т. е. Центральный  банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

     Государственные долговые обязательства или ценные бумаги формируют госдолг страны и составляют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг. Существенная особенность государственных ценных бумаг — сочетание в них всех свойств инструментов фондового рынка с одновременными характеристиками, присущими государственному регулирующему макроэкономическому инструменту. Государственные долговые бумаги представлены в основном облигациями. В целом на фондовом рынке соотношение обращающихся акций и облигаций составляет 1:0,9 (рис. 3).

 

Рис. 3. Структура фондового рынка по видам ценных бумаг 

     Государственные ценные бумаги подразделяются на группы в зависимости от следующих факторов (критериев):

     - эмитент: центральное правительство; муниципалитеты; госпредприятия; правительственные финансовые корпорации;

     - срочность: краткосрочные казначейские векселя; среднесрочные ноты; долгосрочные облигации);

     -  держатель: предъявительские и именные;

     - метод выпуска: документарные (наличная форма); бездокументарные (безналичная форма);

     -  цель выпуска: покрытие дефицита госбюджета соответствующего уровня; финансирование инвестиционных проектов; финансирование социальных программ;

     -  формы выплаты дохода: выигрышные, процентные, дисконтные;

     - способ размещения: проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение.

     Закладные облигации обеспечиваются определенными  доходами или имуществом .Рыночные гособлигации обращаются на фондовой бирже.

     Ценные  бумаги, эмитируемые правительством с целью покрытия дефицита госбюджета и финансирования расходной части  бюджета, называются государственными ценными бумагами 
 

1.4. Международный государственный кредит 

     Международный государственный кредит представляет собой отношения, при которых  государство выступает на мировом  финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения  принимают форму государственных  внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Получателями внешних займов могут  выступать центральные правительства  и местные органы власти. Кредиторами  являются правительства, финансово-кредитные  учреждения, а также международные  организации.

     Международный государственный кредит может предоставляться  в форме прямых кредитов правительства  одной страны правительству другой страны. Такие кредиты носят по большей части долгосрочный характер и выдаются как на двухсторонней, так и на многосторонней основе. Их условия определяются заключаемыми межправительственными соглашениями. Целью получения государственного кредита страной-заемщиком является, как правило, финансирование дефицита государственного бюджета, импорт товаров  стратегического характера, реализация инвестиционных проектов или регулирование  сальдо платежного баланса. Если страна-кредитор очень заинтересована в реализации на мировом рынке определенных национальных товаров, она может предоставлять технические кредиты для их закупки. Страна-заемщик погашает такие кредиты встречными поставками товаров или оформляет их как государственный долг.

     В качестве кредиторов выступают главным  образом развитые страны, которые  при выдаче государственных кредитов чаще всего исходят из своих политических и экономических интересов, желания  расширить сферу геополитического влияния (например, получить доступ к  источникам сырья, обеспечить проникновение  в кредитуемую страну частного национального  капитала и т.д.).

     Международный государственный кредит предоставляется  также путем покупки правительством государственных ценных бумаг, выпущенных в другой стране. Например, государство  может часть доходов от внешнеэкономической  или другой деятельности разместить с целью обеспечения их сохранности  в государственные ценные бумаги высокоразвитой страны с устойчивой свободно конвертируемой валютой, выполняющей  функции резервной.

     В настоящее время масштабы прямого  государственного кредитования стали  незначительными в связи с  развитием деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка  и других международных финансовых институтов. Государственные кредиты  предоставляются в основном развивающимся  странам (на льготных условиях). Для  беднейших стран, не имеющих возможности  привлекать частные инвестиции, они  до сих пор остаются важным источником внешнего финансирования. 
 

1.5.Состав государственного долга 

     Государственный кредит напрямую связан с такой финансово-правовой категорией, как государственный  долг.

     Государственный долг подразделяется на две части  — капитальный и текущий.1

Информация о работе Государственный кредит и управление государственным долгом