Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 16:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование сущности государственного долга и методов регулирования объемов и структуры.
Задачи:
рассмотреть понятие и виды государственного долга;
рассмотреть методы регулирования государственного долга;
изучить внешний и внутренний государственный долг РФ;
ознакомиться с принципами управлении государственным долгом РФ;
рассмотреть методы регулирования государственного долга.
Введение........................................................................................................3
1. Сущность государственного долга..............................................................5
1.1 Понятие и виды государственного долга..............................................5
1.2 Методы регулирования государственного долга.................................7
2. Внешний и внутренний долг РФ................................................................11
2.1 Внешний долг РФ..................................................................................11
2.2 Внутренний долг РФ.............................................................................17
3. Управление государственным долгом РФ................................................25
3.1 Принципы управлении государственным долгом РФ.......................25
3.2 Методы регулирования государственного долга РФ.........................27
Заключение...............................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................36
ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................................................38
содержание
Введение......................
1.
Сущность государственного долга.........................
1.1 Понятие
и виды государственного долга.........................
1.2 Методы
регулирования государственного долга.........................
2. Внешний
и внутренний долг РФ............................
2.1 Внешний
долг РФ............................
2.2 Внутренний
долг РФ............................
3. Управление
государственным долгом РФ............................
3.1 Принципы управлении государственным долгом РФ.......................25
3.2 Методы регулирования государственного долга РФ.........................27
Заключение....................
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................
ПРИЛОЖЕНИЕ....................
Введение
Актуальность темы. Экономика России крепнет и находится уже на той стадии, когда необходимо смотреть в будущее, а для хорошего положения в будущем необходимо рассчитаться с прошлыми долгами. Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом. Также для изучения немаловажно, за счет каких источников он финансируется (инфляционных или неинфляционных).
Система государственных заимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики. Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации.
Отсутствие
целостной государственной
Факт
использования внешних
Рынок внутреннего долга является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, в связи, с чем его позитивные и негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики.
Цель курсовой работы – исследование сущности государственного долга и методов регулирования объемов и структуры.
Задачи:
1.
Сущность государственного
долга
1.1 Понятие
и виды государственного долга
Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.
Государственный
долг - это общая сумма всех выпущенных,
но еще не погашенных займов государственных
и не выплаченных по ним процентов.
Государственный долг образуется вследствие
возникновения дефицитов
Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
Долговые обязательства
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
По уровню управления государственный долг делится на:
1.2 Методы
регулирования государственного долга
Методы регулирования государственного долга можно подразделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
-
рефинансирование - погашение части
государственного долга за
- конверсия - изменение доходности займа;
-
консолидация - превращение части
имеющейся задолженности в
-новация
- соглашения между государством-
-
унификация - решение государства
об объединении нескольких
-
отсрочка - консолидация при
- дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.
В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного долга:
1.
обмен одних долговых
2. обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема "облигации-акции");
3.
досрочный выкуп долговых
4.
списание части долговых
1.) Схема "облигации-облигации" Наиболее популярной схемой реструктуризации долгов в последнее десятилетие стал обмен "проблемных" долговых обязательств на новые. Самым распространенным способом проведения подобных сделок является так называемый "план Бреди" (по имени главы казначейства США, впервые выступившего с такой инициативой в 1989 г.). Основание же для реализации этой схемы в той или иной стране - согласование правительством этого государства программы экономических действий с МВФ (обычно она носит название Structural Adjustment Program).
В общих чертах "план Бреди" выглядит следующим образом. Правительство страны, намеревающейся реструктурировать свой национальный долг, достигает определенных договоренностей с МВФ и разрабатывает совместно с фондом программу структурной перестройки экономики, включающую в себя предоставление стране новых кредитных ресурсов. После того как эта программа начинает успешно претворяться в жизнь, инвесторам предлагается обменять имеющиеся у них кратко- и среднесрочные долговые обязательства на долгосрочные ценные бумаги, номинированные обычно в валюте одного из государств "большой семерки", которые частично обеспечены US T-Bills. При этом происходит частичное списание долга (от 20 до 50%).. Впоследствии аналогичные варианты реструктуризации широко применялись в странах Латинской Америки (Аргентине, Бразилии и т.д.), Восточной Европы (Болгарии, Польше), Африки (Нигерии, Марокко). Юго-Восточной Азии (Филиппинах). В ходе реализации данной программы Всемирным банком, МВФ и Экспортно-импортным банком Японии был создан специальный фонд в 32 млрд. долл. для обеспечения выпуска Brady bonds; на эти средства приобретались US T-Bills, которые являлись обеспечением новых ценных бумаг. Кардинальное отличие обычной схемы реструктуризации "облигации-облигации" от "плана Бреди" - относительно стабильное состояние экономики страны, предлагающей подобный обмен, а также безупречность кредитной истории инструментов, подлежащих обмену, причем наличие согласованной с МВФ программы экономических действий не является необходимым условием