Управление государственным долгом РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование сущности государственного долга и методов регулирования объемов и структуры.

Задачи:

рассмотреть понятие и виды государственного долга;
рассмотреть методы регулирования государственного долга;
изучить внешний и внутренний государственный долг РФ;
ознакомиться с принципами управлении государственным долгом РФ;
рассмотреть методы регулирования государственного долга.

Содержание

Введение........................................................................................................3

1. Сущность государственного долга..............................................................5

1.1 Понятие и виды государственного долга..............................................5

1.2 Методы регулирования государственного долга.................................7

2. Внешний и внутренний долг РФ................................................................11

2.1 Внешний долг РФ..................................................................................11

2.2 Внутренний долг РФ.............................................................................17

3. Управление государственным долгом РФ................................................25

3.1 Принципы управлении государственным долгом РФ.......................25

3.2 Методы регулирования государственного долга РФ.........................27

Заключение...............................................................................................34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................36

ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................................................38

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по экономике.doc

— 538.50 Кб (Скачать)

содержание 

    Введение........................................................................................................3

    1. Сущность государственного долга..............................................................5

    1.1 Понятие и виды государственного долга..............................................5

    1.2 Методы регулирования государственного долга.................................7

    2. Внешний и внутренний долг РФ................................................................11

    2.1 Внешний долг РФ..................................................................................11

    2.2 Внутренний долг РФ.............................................................................17

    3. Управление государственным долгом РФ................................................25

    3.1 Принципы управлении государственным долгом РФ.......................25

    3.2 Методы регулирования государственного долга РФ.........................27

    Заключение...............................................................................................34

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................36

    ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................................................38 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

      Актуальность  темы. Экономика России крепнет и находится уже на той стадии, когда необходимо смотреть в будущее, а для хорошего положения в будущем необходимо рассчитаться с прошлыми долгами. Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом. Также для изучения немаловажно, за счет каких источников он финансируется (инфляционных или неинфляционных).

      Система государственных заимствований  может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики. Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации.

      Отсутствие  целостной государственной политики по привлечению и использованию  внешних финансовых ресурсов ведет  к нарастанию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

      Факт  использования внешних заимствований  в качестве универсального механизма решения финансовых проблем любым государством дает России, как, впрочем, и любому другому государству, возможность использовать в управлении внешним долгом опыт других стран наряду с какими-либо методами, которые характерны исключительно для нее. Иными словами, в выработке общей стратегии решения проблемы внешнего долга могут быть использованы как известные мировой практике схемы, так и нетрадиционные методы.

      Рынок внутреннего долга является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, в связи, с чем его позитивные и негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики.

     Цель  курсовой работы – исследование сущности государственного долга и методов регулирования объемов и структуры.

     Задачи:

  • рассмотреть понятие и виды государственного долга;
  • рассмотреть методы регулирования государственного долга;
  • изучить внешний и внутренний государственный долг РФ;
  • ознакомиться с принципами управлении государственным долгом РФ;
  • рассмотреть методы регулирования государственного долга.
 
 
 
 
 

1. Сущность государственного долга 

1.1 Понятие и виды государственного долга 

     Проблема  долговой зависимости государства  и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

     Государственный долг - это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных  и не выплаченных по ним процентов. Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета  государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами.

     Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в  форме:

    • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    • договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    • договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
    • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

       Долговые обязательства Российской  Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

     Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
  • объем основного долга по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

     В объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются:

  • основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;
  • объем основного долга по кредитам;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

     По  уровню управления государственный долг делится на:

  • государственный долг Российской Федерации;
  • государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);
  • муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).
 

1.2 Методы регулирования государственного долга 

     Методы  регулирования государственного долга можно подразделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.

     Управление  государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

     - рефинансирование - погашение части  государственного долга за вновь  привлеченных средств;

     - конверсия - изменение доходности  займа;

     - консолидация - превращение части  имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

     -новация  - соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обстоятельств в рамках одного и того же кредитного договора;

     - унификация - решение государства  об объединении нескольких ранее  выпущенных займов;

     - отсрочка - консолидация при одновременном  отказе государства от выплаты  дохода по займам;

     - дефолт - отказ государства от  уплаты государственного долга.

     В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного долга:

     1. обмен одних долговых обязательств  на другие (схема "облигации-облигации");

     2. обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема "облигации-акции");

     3. досрочный выкуп долговых обязательств  с дисконтом (схема "выкуп");

     4. списание части долговых обязательств.

     1.) Схема "облигации-облигации"  Наиболее популярной схемой реструктуризации долгов в последнее десятилетие стал обмен "проблемных" долговых обязательств на новые. Самым распространенным способом проведения подобных сделок является так называемый "план Бреди" (по имени главы казначейства США, впервые выступившего с такой инициативой в 1989 г.). Основание же для реализации этой схемы в той или иной стране - согласование правительством этого государства программы экономических действий с МВФ (обычно она носит название Structural Adjustment Program).

     В общих чертах "план Бреди" выглядит следующим образом. Правительство страны, намеревающейся реструктурировать свой национальный долг, достигает определенных договоренностей с МВФ и разрабатывает совместно с фондом программу структурной перестройки экономики, включающую в себя предоставление стране новых кредитных ресурсов. После того как эта программа начинает успешно претворяться в жизнь, инвесторам предлагается обменять имеющиеся у них кратко- и среднесрочные долговые обязательства на долгосрочные ценные бумаги, номинированные обычно в валюте одного из государств "большой семерки", которые частично обеспечены US T-Bills. При этом происходит частичное списание долга (от 20 до 50%).. Впоследствии аналогичные варианты реструктуризации широко применялись в странах Латинской Америки (Аргентине, Бразилии и т.д.), Восточной Европы (Болгарии, Польше), Африки (Нигерии, Марокко). Юго-Восточной Азии (Филиппинах). В ходе реализации данной программы Всемирным банком, МВФ и Экспортно-импортным банком Японии был создан специальный фонд в 32 млрд. долл. для обеспечения выпуска Brady bonds; на эти средства приобретались US T-Bills, которые являлись обеспечением новых ценных бумаг. Кардинальное отличие обычной схемы реструктуризации "облигации-облигации" от "плана Бреди" - относительно стабильное состояние экономики страны, предлагающей подобный обмен, а также безупречность кредитной истории инструментов, подлежащих обмену, причем наличие согласованной с МВФ программы экономических действий не является необходимым условием

Информация о работе Управление государственным долгом РФ