Государственный кредит и управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.
Задачами данной работы являются следующие:
• изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
• изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
• проблем формирования и управления внешним государственным долгом и поиск путей их решения;

Содержание

Введение

Глава 1. Необходимость и сущность государственного кредита в современной экономике

1.1.Роль государственного кредита в современной экономике

1.2.Понятие и формы государственного кредита

1.3.Структура и формы внутреннего госкредита.

1.4. Международный государственный кредит

1.5.Состав государственного долга

Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга

2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ

2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ

Глава 3. Управление государственным долгом РФ и перспективы его погашения

3.1.Проблемы управления государственным долгом РФ

3.2 Перспективы погашения государственного долга

3.3 Анализ возможных вариантов урегулирования долговой проблемы России

Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая_финансы.docx

— 963.39 Кб (Скачать)

     Поскольку внешняя задолженность фиксируется, погашается и обслуживается в  иностранной валюте, то важным показателем  платежеспособности страны наряду с  объемом и темпами роста ВВП  является экспорт товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором состояния  долга, отражающим имеющиеся возможности  страны погасить его накопленный  объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем  больше у дебитора возможностей выполнять  имеющиеся долговые обязательства  перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся  на три группы: с высоким, средним  и низким уровнем внешней задолженности. К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале  соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно.

     Валютная  составляющая государственного долга  для бюджетной системы страны наиболее опасна, так как продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно  ведет к удорожанию самого долга  и его обслуживания. В 2000 г. удельный вес государственного внешнего долга  РФ в объеме ВВП и экспорта составлял  соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовала  странам с высоким уровнем  внешней задолженности. За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла к  странам с низким уровнем государственного внешнего долга.

     Международные финансовые организации часто пользуются показателем "резервы/платежи по внешнему долгу", являющимся, по их мнению, важнейшим индикатором потенциальных  проблем страны с ликвидностью - способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства  по внешнему долгу, сохранять достигнутый  уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенство официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной валюты. Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из ( рис.4):

  1. задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба;
  2. задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;
  3. задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;
  4. коммерческая задолженность бывшего СССР;
  5. задолженность перед международными финансовыми организациями;
  6. задолженность по еврооблигационным займам;
  7. задолженность по ОВГВЗ;
  8. задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте.
     В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют задолженность по еврооблигационным займам. Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 1 апреля 2011 года 29 820,0 млн. долл. США.      
Категория долга млн. долларов США эквивалент  млн. евро**
Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  Союза  ССР, принятые Российской Федерацией ) 38 836,9 27 587,0
     
Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации
692,1 491,6
     
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 608,2 1 142,4
     
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ 1 110,1 788,5
     
Коммерческая  задолженность бывшего СССР*** 56,2 39,9
     
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 2 959,3 2 102,1
     
Задолженность по внешним облигационным займам 29 820,0 21 182,0
     внешний облигационный заем с  погашением в 2015 году 2 000,0 1 420,7
     внешний облигационный заем с  погашением в 2020 году 3 500,0 2 486,1
     внешний облигационный заем с  погашением в 2018 году 3 466,4 2 462,3
     внешний облигационный заем с  погашением в 2028 году 2 499,9 1 775,7
     внешний облигационный заем с  погашением в 2030 году 18 353,7 13 037,2
     
Задолженность по ОВГВЗ 1 774,9 1 260,8
     в том числе:    
     ОВГВЗ VII серии 1 750,0 1 243,1
Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте 816,1 579,7
     
* в соответствии со статьей  6 Бюджетного кодекса Российской  Федерации внешним долгом являются  обязательства, возникающие в  иностранной валюте
     
** объем государственного внешнего  долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой
     
*** обязательства, не урегулированные  по завершении переоформления  коммерческой задолженности бывшего  СССР и расчетов с Лондонским  клубом кредиторов
Рис 4.Структура государственного внешнего долга Российской    Федерации* по состоянию на 1 апреля 2011 года
 

     Задолженность перед международными финансовыми  организациями на 1 апреля 2011 составляет 2 959,3млн. долл. Международные финансовые организации – это межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утверждениями странами – членами. Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

  1. Международный валютный фонд (МВФ);
  2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  3. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

     Данные  организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.

     По  состоянию на 1 апреля 2011 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило   

1608,2 млн. долл. США. Постановлением Правительства "О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР" Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов.

     Облигации внутреннего государственного валютного  займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам  на счетах российских юридических лиц  во Внешэкономбанке, заблокированных  по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом  является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций  одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется  ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ на 1 апреля 2011 года составлял

1774,9 млн. долл.

     По  состоянию на 1 апреля 2011 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 1110,1 млн. долл. Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности.

     К обязательствам Российской Федерации  перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками  в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский  клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет девятнадцать стран - крупнейших мировых кредиторов (число  членов варьируется). По состоянию на 1 апреля 2011 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 692,1 млн. долл.

     Двойственное  положение России в Парижском  клубе заключается в том, что  она выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.

     Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства  перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. В 2000 г. Российской Федерации удалось  договориться с Лондонским клубом о  списании 1 /3 задолженности бывшего  СССР. Это была успешная операция, которую  России не удалось осуществить с  Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности  Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом  задолженность Лондонскому клубу  больше не выделяется в статистике.

     Коммерческая  задолженность является наиболее сложной  с точки зрения урегулирования. Под  коммерческой задолженностью бывшего  СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с  рассрочкой платежа, краткосрочные  и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы  с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.

     Коммерческая  задолженность образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельности организаций государственного сектора, выступавших на международных рынках товаров и услуг по поручениям Правительства Российской Федерации, союзных министерств и ведомств, а также в результате операций различных организаций, получивших к тому времени право осуществления  внешнеторговой деятельности.

     Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности были определены постановлением Правительства Российской Федерации  от 27 сентября 1994 года №1107, на основании  которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства Российской Федерации "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед  иностранными кредиторами".

     В соответствии с указанным Заявлением Правительства Российской Федерации, в коммерческую задолженность бывшего  СССР включаются:

  1. контракты с рассрочкой платежа;
  2. краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
  3. тратты и векселя с платежом по предъявлении;
  4. отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
  5. инкассо;
  6. другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.

     К 1 апрелю 2011 года коммерческая задолженность бывшего СССР составлял 56,2  млн. долл.

     Внешняя задолженность - сумма финансовых обязательств государства по иностранным займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.

     Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте на 1 апреля 2011 года составляет 816,1 млн. долл.

     В последние годы наметилась тенденция  к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 1998 г. он составил 158,7 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2011 г. снизился до 38,9 млрд. долл. (рис. 5). 

     

     Рис 5. Динамика внешнего долга 

     Для погашения внешнего государственного долга, и прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд.

     Отсутствие  серьезной программы долгосрочного  развития экономики стало одной  из главных причин разногласий по поводу использования средств Стабилизационного фонда и широкого разброса соответствующих предложений.

     В Государственной Думе неоднократно ставится вопрос о внешнем государственном  долге России. К сожалению, в России до сих пор нет концепции погашения  внешнего долга страны. Если во всех программах правительства, начиная  с 1992 г., отсутствует концепция внешнеэкономических  отношений, то без этого нельзя решить проблемы внешнего долга. Проблемы внешней  задолженности государства тесно  взаимосвязаны с денежно-кредитной, валютной, финансовой политикой, с платежным  балансом, расчетным балансом, развитием  экономики, наконец, с процессами, происходящими  на внутренних и мировых рынках ссудного капитала.

Информация о работе Государственный кредит и управление государственным долгом