Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.
Задачами данной работы являются следующие:
• изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
• изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
• проблем формирования и управления внешним государственным долгом и поиск путей их решения;
Введение
Глава 1. Необходимость и сущность государственного кредита в современной экономике
1.1.Роль государственного кредита в современной экономике
1.2.Понятие и формы государственного кредита
1.3.Структура и формы внутреннего госкредита.
1.4. Международный государственный кредит
1.5.Состав государственного долга
Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга
2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ
Глава 3. Управление государственным долгом РФ и перспективы его погашения
3.1.Проблемы управления государственным долгом РФ
3.2 Перспективы погашения государственного долга
3.3 Анализ возможных вариантов урегулирования долговой проблемы России
Заключение
Список используемой литературы
Поскольку
внешняя задолженность
Валютная составляющая государственного долга для бюджетной системы страны наиболее опасна, так как продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно ведет к удорожанию самого долга и его обслуживания. В 2000 г. удельный вес государственного внешнего долга РФ в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовала странам с высоким уровнем внешней задолженности. За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга.
Международные
финансовые организации часто пользуются
показателем "резервы/платежи по
внешнему долгу", являющимся, по их мнению,
важнейшим индикатором
В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют задолженность по еврооблигационным займам. Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 1 апреля 2011 года 29 820,0 млн. долл. США. | ||||
Категория долга | млн. долларов США | эквивалент млн. евро** | ||
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) | 38 836,9 | 27 587,0 | ||
Задолженность
перед официальными кредиторами - членами
Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
692,1 | 491,6 | ||
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 608,2 | 1 142,4 | ||
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 110,1 | 788,5 | ||
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** | 56,2 | 39,9 | ||
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 2 959,3 | 2 102,1 | ||
Задолженность по внешним облигационным займам | 29 820,0 | 21 182,0 | ||
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году | 2 000,0 | 1 420,7 | ||
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 3 500,0 | 2 486,1 | ||
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году | 3 466,4 | 2 462,3 | ||
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году | 2 499,9 | 1 775,7 | ||
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 18 353,7 | 13 037,2 | ||
Задолженность по ОВГВЗ | 1 774,9 | 1 260,8 | ||
в том числе: | ||||
ОВГВЗ VII серии | 1 750,0 | 1 243,1 | ||
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 816,1 | 579,7 | ||
*
в соответствии со статьей
6 Бюджетного кодекса Российской
Федерации внешним долгом | ||||
**
объем государственного | ||||
***
обязательства, не | ||||
Рис 4.Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 апреля 2011 года | ||||
Задолженность перед международными финансовыми организациями на 1 апреля 2011 составляет 2 959,3млн. долл. Международные финансовые организации – это межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утверждениями странами – членами. Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:
Данные
организации относятся к
По состоянию на 1 апреля 2011 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило
1608,2 млн. долл. США. Постановлением Правительства "О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР" Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов.
Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ на 1 апреля 2011 года составлял
1774,9 млн. долл.
По состоянию на 1 апреля 2011 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 1110,1 млн. долл. Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности.
К
обязательствам Российской Федерации
перед Парижским клубом кредиторов
относится задолженность по кредитам,
предоставленным иностранными банками
в рамках межправительственных соглашений
под гарантии своих правительств
или застрахованными
Двойственное положение России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.
Задолженность
по кредитам иностранных коммерческих
банков и фирм включает в себя обязательства
перед Лондонским клубом кредиторов,
а также коммерческую задолженность.
В 2000 г. Российской Федерации удалось
договориться с Лондонским клубом о
списании 1 /3 задолженности бывшего
СССР. Это была успешная операция, которую
России не удалось осуществить с
Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности
Лондонскому клубу были переведены
в еврооблигации, и таким образом
задолженность Лондонскому
Коммерческая задолженность является наиболее сложной с точки зрения урегулирования. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.
Коммерческая
задолженность образовалась в 1989-1991
годах в результате деятельности
организаций государственного сектора,
выступавших на международных рынках
товаров и услуг по поручениям
Правительства Российской Федерации,
союзных министерств и
Общие
принципы урегулирования коммерческой
задолженности были определены постановлением
Правительства Российской Федерации
от 27 сентября 1994 года №1107, на основании
которого 1 октября 1994 года было распространено
Заявление Правительства
В соответствии с указанным Заявлением Правительства Российской Федерации, в коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:
К 1 апрелю 2011 года коммерческая задолженность бывшего СССР составлял 56,2 млн. долл.
Внешняя задолженность - сумма финансовых обязательств государства по иностранным займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 апреля 2011 года составляет 816,1 млн. долл.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 1998 г. он составил 158,7 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2011 г. снизился до 38,9 млрд. долл. (рис. 5).
Рис
5. Динамика
внешнего долга
Для погашения внешнего государственного долга, и прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд.
Отсутствие
серьезной программы
В
Государственной Думе неоднократно
ставится вопрос о внешнем государственном
долге России. К сожалению, в России
до сих пор нет концепции
Информация о работе Государственный кредит и управление государственным долгом