Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 08:13, доклад

Описание работы

Управление государственным кредитом – направление фин. политики гос-ва, связанное с обеспеч. его деят-сти в кач-ве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий гос-ва, связ. с обслуж. и погашением гос. долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осущ. эту деят-сть Мин. финансов РФ и ЦБ РФ, они определ. общий объем бюджет дефицита, объем и характер займов, необход. для его финансиров, разраб. кредитную политику,ее институциональное обеспеч.

Работа содержит 1 файл

Управление гос долгом.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

Управление государственным кредитом – направление фин. политики гос-ва, связанное с обеспеч. его деят-сти в кач-ве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий гос-ва, связ. с обслуж. и погашением гос. долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осущ. эту деят-сть Мин. финансов РФ и ЦБ РФ, они определ. общий объем бюджет дефицита, объем и характер займов, необход. для его финансиров, разраб. кредитную политику,ее институциональное обеспеч.

Управление  гос. кредитом направлено на достижение экономич., соц. и политич. целей, Эконом. цели – обеспеч. эконом. стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособн. на миров. рынке; Соц. цели – обеспечен. соц. стабильн. и соц. прогреса; Политич. цели – поддерж. стабильн политич. системы и обеспеч. нац. безопасн.  

Задачи, которые предназначена решить система управления государственным кредитом ;

1. Минимизация стоимости долга для заемщика;

2. Эффективное использование привлечен. средств, создание системы учета и контроля;

3. Усиление инвестиционного характера займов;

4. Регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;

5. Привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;

6. Определение приоритетов кредитной политики гос-ва, обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.  

Важнейшим явл. обслуж. и погашен. гос. долга, т.к. все затраты осущ. за счет бюджет. средств, создавая для него доп. нагрузку, а несвоевременн. выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и погашение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта.  

Обслуживание  государственного долга предполагает:

1) осуществление операций по размещению долговых обязательств,

2) выплату доходов по ним и,

3) погашение долга полностью или частично согласно плану

Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.  

Обслуживание гос. долга РФ производится ЦБ РФ и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством. ЦБ осущ. функции генерального агента по обслуживанию гос. долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещен. и обслуж. гос. долга осущ-ся. за счет средств федерального бюджета.

В условиях значительного роста гос. задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.  

Способы регулирования гос. долга:

1) Рефинансирование – погашение старой гос. задолженности путем выпуска новых займов.

2) Конверсияизменение доходности займа {пониж. для снижен расходов по управлен. гос. долгом )

3)Консолидацияизменение срока действия уже выпущ займов в сторону увеличения или сокращ. Облегчает условия выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещ. с конверс.

4) Унификация займов – объединение нескольких займов в один, т.е. облигации ранее выпущ. займов обмениваются на облигации нового займа. Возможен обмен по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущ. облигац. приравниваются к 1 новой, что избавляет гос-во от необходим. выполнять в полноценных деньгах расчеты по облиг. (выплата процентов и/или погашение облигаций), размешенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.

5) Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.  

Конверсия, консолидация, унификация государственных  займов и обмен облигаций государства  обычно осуществляются только в отношении  внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.  

Под аннулированием гос. долга понимается полный отказ гос-ва от обязательств по выпущен. займам.  

Основная  задача управления гос. долгом России — изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга.  

Финансовый  механизм конверсионной  схемы состоит в ликвидации части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и т. п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты:  

Долг  в обмен на экспорт. Имеется в виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминиевая, авиационная промышленность и др.), которые уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.  

Долг  в обмен на собственность. Этот вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности при конверсии долга.  

Долг  в обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установление таких налоговых льгот для инвесторов — держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осущ-нии инвестиций, важных для экономики России. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.  

Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной  валюте. Этот вариант используется в мировой практике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и доходами от этих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум — через год).  

Долг  в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк) и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные им долги. 

Реструктуризация  долга. - Под реструктуризацией понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований {принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Информация о работе Управление государственным долгом