Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 08:13, доклад
Управление государственным кредитом – направление фин. политики гос-ва, связанное с обеспеч. его деят-сти в кач-ве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий гос-ва, связ. с обслуж. и погашением гос. долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осущ. эту деят-сть Мин. финансов РФ и ЦБ РФ, они определ. общий объем бюджет дефицита, объем и характер займов, необход. для его финансиров, разраб. кредитную политику,ее институциональное обеспеч.
Управление государственным кредитом – направление фин. политики гос-ва, связанное с обеспеч. его деят-сти в кач-ве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий гос-ва, связ. с обслуж. и погашением гос. долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осущ. эту деят-сть Мин. финансов РФ и ЦБ РФ, они определ. общий объем бюджет дефицита, объем и характер займов, необход. для его финансиров, разраб. кредитную политику,ее институциональное обеспеч.
Управление
гос. кредитом направлено на достижение
экономич., соц. и политич. целей, Эконом.
цели – обеспеч. эконом. стабилизации
и роста производства, поддержание его
конкурентоспособн. на миров. рынке; Соц.
цели – обеспечен. соц. стабильн. и соц.
прогреса; Политич. цели – поддерж. стабильн
политич. системы и обеспеч. нац. безопасн.
Задачи, которые предназначена решить система управления государственным кредитом ;
1. Минимизация стоимости долга для заемщика;
2. Эффективное использование привлечен. средств, создание системы учета и контроля;
3. Усиление инвестиционного характера займов;
4. Регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;
5. Привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;
6. Определение
приоритетов кредитной политики гос-ва,
обеспечение своевременного возврата
предоставленных кредитов.
Важнейшим
явл. обслуж. и погашен. гос. долга, т.к.
все затраты осущ. за счет бюджет. средств,
создавая для него доп. нагрузку, а несвоевременн.
выплат ведет к увеличению суммы долга
за счет штрафных санкций. Лишь в
случае инвестиционных
займов обслуживание и погашение обязательств
осуществляются за счет доходов от проекта.
Обслуживание государственного долга предполагает:
1) осуществление операций по размещению долговых обязательств,
2) выплату доходов по ним и,
3) погашение долга полностью или частично согласно плану
Погашение
долга предполагает полный
возврат основной суммы долга и процентов
по нему, а также штрафов и иных
платежей, связанных с несвоевременным
возвратом долга.
Обслуживание гос. долга РФ производится ЦБ РФ и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством. ЦБ осущ. функции генерального агента по обслуживанию гос. долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещен. и обслуж. гос. долга осущ-ся. за счет средств федерального бюджета.
В условиях
значительного роста гос. задолженности
и бюджетного дефицита правительство
вынуждено прибегать к различным способам
регулирования долга.
Способы регулирования гос. долга:
1) Рефинансирование – погашение старой гос. задолженности путем выпуска новых займов.
2) Конверсия – изменение доходности займа {пониж. для снижен расходов по управлен. гос. долгом )
3)Консолидация – изменение срока действия уже выпущ займов в сторону увеличения или сокращ. Облегчает условия выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещ. с конверс.
4) Унификация займов – объединение нескольких займов в один, т.е. облигации ранее выпущ. займов обмениваются на облигации нового займа. Возможен обмен по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущ. облигац. приравниваются к 1 новой, что избавляет гос-во от необходим. выполнять в полноценных деньгах расчеты по облиг. (выплата процентов и/или погашение облигаций), размешенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.
5)
Отсрочка погашения
займа отличается
от консолидации тем, что в этом случае
не только отодвигаются сроки погашения,
но и, как правило, прекращается выплата
доходов.
Конверсия,
консолидация, унификация государственных
займов и обмен облигаций государства
обычно осуществляются только в отношении
внутренних займов. Что касается отсрочки
погашения обязательств, то эта мера возможна
и по отношению к внешней
задолженности. Отсрочка погашения
внешнего займа, как правило, проводится
по согласованию с кредиторами, причем
эта операция не обязательно предусматривает
приостановку выплаты процентов по займу.
Под аннулированием
гос. долга понимается полный отказ
гос-ва от обязательств по выпущен. займам.
Основная
задача управления гос. долгом России
— изменение долговой стратегии и переход
от курса на отсрочку платежей к курсу
на сокращение долга.
Финансовый
механизм конверсионной
схемы состоит в ликвидации части внешней
задолженности путем ее обмена на национальные
активы — национальную валюту, облигации,
акции, товары, финансовые активы и т. п.
Наиболее приемлемым для России могут
быть следующие варианты:
Долг
в обмен на экспорт.
Имеется в виду не сырьевой экспорт, а
экспорт готовой продукции. Этот вариант
позволяет поддержать конкурентоспособные
производства в стране, развивать экспорт,
осваивать новые рынки сбыта, а следовательно,
сохранять рабочие места, обеспечивать
поступление налогов и погашение долгов,
а также финансирование инвестиций. Важно
поддерживать отрасли, имеющие значительный
экспортный потенциал (космическая, алюминиевая,
авиационная промышленность и др.), которые
уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую
мировым стандартам и могут способствовать
росту экономики в целом.
Долг
в обмен на собственность. Этот вариант проводится,
как правило, в рамках программы приватизации,
а также предполагает обмен долговых обязательств
на акции приватизируемых предприятий
и привлечение стратегических инвесторов.
В этом случае важно провести оценку стоимости
отечественных предприятий в соответствии
со стандартами мирового рынка, а обмен
долговых обязательств на акции должен
осуществляться по выгодному для России
курсу. Важно определить также доли акций
(компаний) в собственности при конверсии
долга.
Долг
в обмен на налоги.
В этом случае предполагается законодательное
установление таких налоговых льгот для
инвесторов — держателей внешнего долга,
которые побудили бы их к инвестициям.
Разрешение на конверсию должно предоставляться
только при осущ-нии инвестиций, важных
для экономики России. В этом случае внешний
долг будет погашаться за счет будущих
доходов.
Выплата
процентных платежей
по внешнему государственному
долгу в местной
валюте. Этот
вариант используется в мировой практике
в отдельных случаях. Выплаты осуществляются
по привлекательному для кредиторов курсу,
но перевод денег в счет процентных платежей
осуществляется на специальные инвестиционные
счета в отечественных банках, причем
средства с этих счетов могут быть направлены
только для осуществления прямых инвестиций
в экономику должника. Все иные манипуляции
с такого рода средствами и доходами от
этих инвестиций могут осуществляться
лишь по истечении установленного в договоре
конверсии срока (как минимум — через
год).
Долг
в обмен на наличные.
Предполагает выкуп долга с дисконтом
на вторичном рынке внешних долговых обязательств.
В этом случае уменьшается номинальный
долг и имеет место экономия на будущих
процентных выплатах. Процедура этой операции
такова: правительство назначает агента,
обладающего достаточным опытом по купле-продаже
внешних долгов (как правило, это крупный
коммерческий банк) и устанавливает дисконт
к номиналу долга, согласно которому оно
готово выкупить у агента купленные им
долги.
Реструктуризация долга. - Под реструктуризацией понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований {принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.