Государственный кредит и управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение вопроса об оформлении долговых отношений и погашении государственного долга.
Задачами данной работы являются следующие:
• изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
• изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
• проблем формирования и управления внешним государственным долгом и поиск путей их решения;

Содержание

Введение

Глава 1. Необходимость и сущность государственного кредита в современной экономике

1.1.Роль государственного кредита в современной экономике

1.2.Понятие и формы государственного кредита

1.3.Структура и формы внутреннего госкредита.

1.4. Международный государственный кредит

1.5.Состав государственного долга

Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга

2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ

2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ

Глава 3. Управление государственным долгом РФ и перспективы его погашения

3.1.Проблемы управления государственным долгом РФ

3.2 Перспективы погашения государственного долга

3.3 Анализ возможных вариантов урегулирования долговой проблемы России

Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая_финансы.docx

— 963.39 Кб (Скачать)

     Преимущество  крупномасштабных конверсионных операций в том, что наряду с облегчением  долгового бремени они могут  способствовать притоку прямых иностранных  инвестиций на развитие приоритетных экспортных и импортозамещающих  производств, проведение приватизации, реформирование финансовой сферы, а  также затормозить отток капитала из страны и стимулировать его  возвращение. Необходимой предпосылкой для введения программы конверсии  долга является завершение процесса переоформления задолженности. Россия практиковала следующие своп-операции:

     - "долг на наличность": выкуп  долга с дисконтом по негарантированной  коммерческой задолженности;

     - "долг на экспорт": данная  схема является более привлекательной,  однако здесь важен качественный  состав экспорта, то есть экспорт  машино-технической и иной готовой продукции. Такая схема позволяет поддерживать конкурентоспособные внутренние производства, содействует увеличению их экспорта на уже традиционные рынки и освоению новых рынков сбыта, одновременно помогая бюджету расплатиться с долгами;

     - "долг на налоги": необходимой  предпосылкой для конверсии долга  в налоги является законодательное  установление налоговых льгот  для инвесторов-держателей внешнего  долга России. Положение закона  о налоговых льготах важно  сформировать так, чтобы уплата  налога инвесторами была возможной  и путем зачета российских  внешних долговых обязательств в пропорции, при которой бы большая сумма налога погашалась меньшей суммой внешних долговых обязательств. Разрешение на подобную конверсию должно предоставляться только при осуществлении новых инвестиций, важных для экономики России.

     - "долг в облигационные обязательства": этот вариант особенно важен,  поскольку по договору с Лондонским  клубом и другими организациями  кредиторов процентные ставки  за кредиты являются "плавающими". Кроме того, с 1999 года почти  в 2 раза возрос объем погашений  и процентных выплат по внешним  кредитам. Возможности обмена плавающих  ставок на фиксированные фактически  позволяет неявно конвертировать  долги России в форму еврооблигаций.  Помимо экономии стоимости обслуживания, выпуск еврооблигаций даст возможность смягчить эффект вытеснения частных инвестиций. Поэтому размещение внешнего долга должно в принципе благоприятно сказаться на внутренних инвестициях. Кроме экономии внутренних сбережений, большая часть которых высвобождается для внутреннего инвестирования, успешное размещение внешних займов дает положительный сигнал для прямых и портфельных иностранных инвестиций. Наряду с этим увеличение внешних государственных займов обуславливает положительный внешний эффект, так как отечественные банки и фирмы начинают привлекать иностранный капитал, причем, не имея формальных ограничений на ежегодные объемы заимствований, с которыми сталкивается правительство. Если бы рыночная эмиссия государственного долга проходила только внутри страны, то существующие кредитные рейтинги не позволяли бы размещать частные обязательства на мировых финансовых рынках.

     - "долг на собственность": одной  из перспективных и приемлемых  для нас является данная конверсионная  схема, проводимая в рамках  приватизации. Речь прежде всего идет о возможности использовать для сокращения долгового бремени обмен советских и российских долговых обязательств на акции приватизированных предприятий.

     - "долг на долг ": советских  долгов Парижскому клубу на  долги России третьих стран,  иначе говоря, своп внешних обязательств  в финансовые активы, то есть  долги нам. Речь идет о своего рода политическом взаимозачете. Наши долги этому клубу погашаются путем уступки ему Россией своих требований на долги третьих стран. А далее Парижский клуб их либо реструктуризирует, либо списывает. Для нас подобный вариант беспроигрышен.

     Таким образом, можно использовать множество  технологий уменьшения бремени внешней  задолженности, но при этом без реструктуризации не обойтись. Отсрочка необходима, чтобы  за это время создать и укрепить доходную базу бюджета путем оживления  производства. Поднять производство невозможно без снижения налогов, что  в глазах МВФ выглядит странным при  столь низкой собираемости податей. МВФ хочет, чтобы бюджет был сбалансирован на основе высоких налоговых ставок и чтобы была отработана фискальная эффективность экономики.

     В случаях когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов. Процентные ставки, которые платит Россия по обслуживанию внешнего государственного долга, составляют от 7 до 13%, что в 3-4 раза дороже, чем для развитых стран Европы1.

     Благоприятная экономическая ситуация для выкупа внешнего государственного долга сложилась  в Российской Федерации в связи с ростом цен на углеводородное сырье на международном рынке. Это позволило России сформировать Стабилизационный фонд, который на начало 2008 г. достигает величины 157,38 млрд. долл.

     Переговоры  с членами Парижского клуба кредиторов, долг перед которыми на 1 января 2005 г. составил 43,1 млрд. долл., или почти 40% общего внешнего государственного долга, завершились договоренностью, что  Российская Федерация досрочно выплатила  по номиналу 15 млрд. долл. По расчетам Минфина  РФ, только в 2005 г. страна сэкономила на процентах 400 млн. долл., а до 2020 г. - почти 6 млрд. долл.

     Вопросы управления государственным долгом в настоящее время регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 458 «Об особенностях эмиссии  и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг», федеральными законами о бюджете на очередной  финансовый год, постановлением Правительства  Российской Федерации от 4 марта 1997 г. №245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации», другими нормативно-правовыми  документами, в частности актами Банка России и Внешэкономбанка.

     Действующие правовые нормы по вопросам управления государственным долгом нуждаются  в существенных дополнениях в  связи с существующими экономическими и практическими реалиями. В первую очередь необходимо четко законодательно закрепить цели государственных  заимствований, разграничить компетенцию, полномочия и функции органов, осуществляющих управление государственным долгом, а также порядок ведения Государственной  долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и  муниципальной долговой книги.

     Принятие  соответствующих изменений и  дополнений действующего законодательства позволит осуществлять достоверный  учет состояния государственного долга  и операций по его обслуживанию, создать работоспособный механизм управления государственным долгом, повысить эффективность заемной  и долговой политики, обеспечить действенный  контроль за государственным долгом на основе прозрачности долговой политики для кредиторов и инвесторов, российского общества в целом.

     Для Российской Федерации главной проблемой  с момента провозглашения ее суверенитета было отсутствие продуманной стратегии  управления государственным внутренним и внешним долгом. Следствием этого  стало экономически необоснованное принятие долга бывшего СССР, особенно внешнего государственного долга, и  затем стремительный рост "нового" российского долга.

     Одним из условий эффективного управления государственным долгом Российской Федерации является достоверный  учет и контроль за его состоянием в реальном режиме времени. Однако пока учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует.

     Сложности в управлении государственным долгом для Российской Федерации создали  ряд обстоятельств, отрицательно влияющих на проведение эффективной политики в области государственных заимствований  и управления государственным долгом. Среди таких обстоятельств следует отметить нерыночный характер основной доли государственного долга, особенно внешнего. К началу 2000 г. структура внутреннего долга была переориентирована в рыночные инструменты2. Внешние долговые обязательства длительное время формировались путем привлечения "связанных" кредитов правительств иностранных государств и международных финансовых организаций. Это усложняет механизм их перевода в рыночные инструменты, особенно для использования на вторичном рынке.

3.2 Перспективы погашения  государственного  долга

 

     Перспективы погашения внешнего долга РФ объединяют в себе ряд приемов. В настоящий  момент для России наиболее удачной  представляется конверсия внешнего долга в инвестиции или акции  предприятий3. Однако необходимо сделать некоторые оговорки. При осуществлении подобного варианта государство должно выбирать для вложений те отрасли, которые важны для развития национальной экономики, действительно нуждаются в значительных внешних ресурсах и не могут привлечь их в обычной ситуации. Как правило, это отрасли с высокой долей добавленной стоимости, значительными незагруженными производственными мощностями. Инвестирование в них не приведет к искусственному расширению совокупного спроса и раскручиванию инфляции.

     Представляется  целесообразным задействовать в  конверсионных операциях как нерезидентов, так и резидентов. Решающую роль должны играть определение цены конверсии и заинтересованность инвестора в реализации соответствующего инвестиционного проекта развития производства.

     К сожалению, отсутствие ясной государственной  промышленной политики, в том числе  четко обозначенных приоритетов, препятствует эффективному осуществлению схем обмена долга на инвестиции4.

     В то же время признаки того, что конверсия  российского долга в инвестиции может стать реальностью, уже  имеются. Начались переговоры о конверсии  долга с отдельными странами, в  том числе с Италией и Испанией. Принято решение о возможности  выкупа итальянскими инвесторами 650 млн. долл. для реализации инвестиционных проектов на территории России из 5,5 млрд. долл. задолженности бывшего СССР перед Италией. Уже сделаны первые шаги в этом направлении: итальянские  участники проекта создания учебно-тренировочного самолета Як/АЕМ-130 готовы погасить перед  своим казначейством часть советского долга в размере 77 млн. долл. За это  российская сторона передала итальянцам пакет технической документации. Было объявлено о приеме заявок от инвесторов организационным комитетом  по межправительственному соглашению между Италией и Россией о  конверсии внешнего долга бывшего  СССР.

     Происходит  постепенный переход от двухстороннего урегулирования долговой проблемы по схеме конверсии в инвестиции к многостороннему урегулированию. В марте 2003 г. Парижским клубом кредиторов принято решение об обмене 10% российского  долга на инвестиции. На тот момент он составлял около 40 млрд. долл., что  означало возможность вложения в  экономику страны порядка .4 млрд. долл.

3.3 Анализ возможных  вариантов урегулирования  долговой проблемы  России

 

     Перспективным вариантом урегулирования долговой проблемы является схема обмена долга  на товары5. В 2002 г. Внешэкономбанк как реализовал подобную схему в отношениях со Словакией. Операция предусматривала погашение части долга перед Словакией поставками вьетнамских товаров, поступающими в счет погашения задолженности Вьетнама перед Россией. Фактически в данном случае произошел обмен долга на долг. Но возможен и другой вариант - стимулирование российского экспорта и внутреннего производства в результате осуществления схем конверсии.

     Проблема  с товарными поставками заключается  в том, что страна-кредитор должна быть заинтересована в приобретении соответствующих товаров, а страна-должник - активно способствовать их продвижению  на рынок страны-кредитора. Здесь, как  и в случае с инвестиционными  схемами, решаются вопросы не только долговой политики в узком смысле, но и содействия развитию определенных отраслей национальной экономики со стороны государства. В данном случае должны соблюдаться принципы, схожие с теми, которые были отмечены для  варианта конверсии долга в инвестиции. Имеет смысл осуществлять в счет оплаты долга поставки тех товаров, которые в обычных условиях затруднительны в силу тех или иных обстоятельств (например, ограничения со стороны  платежеспособного спроса потребителя). В то же время наращивание производства этих товаров должно способствовать диверсификации структуры национальной экономики. Наиболее удачны в этом отношении  поставки продукции машиностроительной отрасли.

     Поскольку нам не удалось договориться с  Парижским клубом о списании, то важным источником погашения части  внешней задолженности может  быть косвенная форма списания в  форме покупки долгов со скидкой. Косвенный метод списания долга  использован, например, Бельгией, которая  скупала долги Анголы с большой  скидкой. Швейцарские фирмы скупали  долги Сирии со скидкой в 60%. Японцы интересовались этой формой погашения  долгов Вьетнама России.

     Следующий источник облегчения российской внешней  задолженности -реструктуризация государственного долга, включая отсрочку платежа - секьюритизацию, т.е. перевод задолженности из краткосрочной в долгосрочную путем выпуска ценных бумаг.

     Надо  применять новые формы, в частности  капитализацию долга. Страны Латинской  Америки давно этим занимаются. Речь идет об обращении долга в недвижимость и акции. Однако следует предостеречь при этом от одной опасности. Акции российских фирм, соответствующих западным по конкурентоспособности, эффективности, объему производимой продукции, численности занятых, продаются на фондовом рынке в 10—20 раз дешевле, чем аналогичные акции западных фирм6.

Информация о работе Государственный кредит и управление государственным долгом