Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:30, контрольная работа
Контрольная работа состоит их трех теоретических вопросов и одной логико-структурной схемы.
2. В зависимости от задач, на решение которых направлена ФП, выделяют типы:
Политика стабилизации направлена на поддержание макроэкономического равновесия на основе устойчивых объемов производства при стабильности цен. Ее реализация основывается на обеспечении стабильных объемов фин. ресурсов при устойчивых пропорциях распределения и перераспределения полученных доходов. Различают две разновидности этой политики:
- политика стабилизации после экон. спада, которая имеет стимулирующий характер
- политика стабилизации в период эконом. роста, которая имеет ограничивающее направление.
Политика экономического роста направлена на достижение необходимого для страны уровня ежегодного увеличения объемов ВВП с учетом ее потенциала. Она нацелена на расширение объемов фин. ресурсов и обеспечение их доступности как по ценам, так и по условиям привлечения. Реализация может осуществляться тремя способами:
1) посредством увеличения гос. расходов. Использование гос. расходов как стимула роста ВВП отображает прямое гос-е влияние на основе финансирования экономических потребностей. Оно отражает поступление дополнительных внешних ресурсов, необходимых предприятиям для расширения объемов произ-ва.
2) путем снижения уровня налогообложения. Это ведет к увеличению массы внутренних ресурсов предприятий.
3) путем проведения политики «дешевых денег». Она заключается в минимизации %-ных ставок по кредитам и расширяет возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов.
Политика сдерживания деловой активности применяется для регулирования эконом. цикла с целью предотвращения кризиса перепроизводства или недопущения истощения экономики вследствие чрезмерных темпов экон. роста. Она осуществляется такими же способами, как и политика экон. роста, только в обратном направлении:
– сокращение гос. расходов,
-
повышение уровня
-
установление высоких %-х ставок по
кредитам.
3. По характеру реализации ФП делится на типы:
Дискретная политика предусматривает осуществление государством определенных мер, направленных на реализацию фин. стратегии и тактики. Конкретные меры, стимулирующие или сдерживающие, применяются соответственно той ситуации, которая складывается в данное время в экономике.
Недискретная политика заключается в применении определенных фин. инструментов – т.н. «встроенных стабилизаторов», которые автоматически регулируют ситуацию в экономике. Эту функцию выполняют, прежде всего, налоги, гос. социальные выплаты, субсидии. В то же время полной сбалансированности с помощью только «встроенных стабилизаторов» достичь сложно. Поэтому в фин. практике используются одновременно и «встроенные стабилизаторы» и средства дискретной политики.
Процесс формирования и реализации ФП охватывает несколько этапов:
2. Выбор типа ФП (жесткая или умеренная регламентация; дискретная или встроенных стабилизаторов).
3. Выбор направлений реализации (монетарная, фискальная, инвестиционная...) и разграничение заданий м/д ними
4. Выбор инструментов реализации
5. Координация действия отдельных инструментов
6. Осуществление конкретных мер (прямое влияние ФП на экономику)
7.
Контроль за ходом реализации ФП
ФП Украины направлена на:
- создание условий для решительного преодоления последствий финансово-экономического кризиса,
- проведение эффективной налогово-бюджетной политики,
- перехода к инвестиционно-инновационной модели развития экономики,
- повышение уровня занятости населения,
- увеличение размера заработной платы,
- содействие ценовой и валютно-курсовой стабильности.
- создание благоприятных условий для развития производства, стимулирование постоянного экономического и социального развития государства;
- проведение взвешенной долговой политики;
- предоставление услуг для удовлетворения общественных потребностей исходя из принципа обеспечения их предоставления с учетом реальных государственных ресурсов;
- постепенное повышение социальных стандартов;
- проведение реформирования межбюджетных отношений с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития регионов;
- концентрация ресурсов бюджета на выполнение приоритетных государственных целевых программ, направленных на создание "точек роста";
-
создание условий для реализации государственной
политики в сфере внешних отношений.
(подробно
см. «Основные направления
5. Понятие и состав финансового
механизма
Для влияния на процессы общественного воспроизводства, а также для реализации фин. политики государство использует определенный хозяйственный механизм, состав и структура которого определяется уровнем развития экономики, отношениями собственности, историческими и национальными особенностями. Важной составляющей хоз. механизма является финансовый механизм.
Финансовый механизм (ФМ) – совокупность фин. методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на соц. -экономическое развитие общества, с помощью которых обеспечивается процесс общественного воспроизводства, то есть осуществляются распределительные и перераспределительные отношения, образовываются доходы субъектов хозяйствования и фонды денежных средств.
Состав ФМ выглядит следующим образом (рис.1)
Процесс распределения и перераспределения произведенного ВВП начинается, прежде всего, с использования такого метола как фин. планирование.
Финансовое
планирование – это деятельность по
составлению планов формирования, распределения
и использования фин. ресурсов на уровне
отдельных субъектов хозяйствования,
их объединений, отраслевых структур,
территориально-
При реализации фин. планов возникает потребность в оперативном фин. управлении, связанным с необходимостью вмешательства в распределительные процессы с целью ликвидации диспропорций, устранения недостатков, своевременного перераспределения средств, обеспечения запланированных результатов. Осуществляет финансовый аппарат, который включает финансовые органы управления и финансовые институты.
Фин. контроль направлен на проверку правильности стоимостного распределения и перераспределения ВВП, а также целевого расходования средств из соответствующих фондов. Он дает возможность постоянно следить за движением ден. потоков, обеспечивает проверку законности осуществления фин. операций и тем самым правильное направление действия ФМ.
Финансовое обеспечение – это формирование целевых денежных фондов в достаточном размере и их эффективное использование. Осуществляется в пяти основных формах одновременно путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними.
1. Самофинансирование - обеспечение потребностей простого и расширенного воспроизводства собственными средствами юр. и физ. лиц. Главное преимущество - содействует максимально эффективному использованию имеющихся в обществе ресурсов на основе ускорения их кругооборота.
2. Кредитование - временное использовании заемных средств. Основывается на принципах срочности, платности, возвратности и обеспеченности кредитов. Это очень действенная форма фин. обеспечения, т.к. достигается значительная экономия общественного капитала за счет использования одних и тех же ресурсов разными СПД, а также установленные принципы кредитования требуют эффективного хозяйствования.
3. Бюджетное финансирование – заключается в предоставлении средств из бюджета или фондов целевого назначения на безвозвратной основе.
Виды бюджетного финансирования:
- финансирование предприятий в производственной сфере
-
сметное финансирование в
-
гос. дотации на покрытие
4. Инвестирование – вложение средств в те или иные объекты с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.
5. Аренда – передача имущества в пользование на определенный срок и за определенную плату.
В процессе реализации ФП гос-во может воздействовать на соц.-эк. развитие посредством всех форм фин. обеспечения. Но возможности такого воздействия и механизмы его реализации при применении каждой из этих форм существенно различаются. Так, бюджетные ассигнования являются формой прямого воздействия гос-ва, это средство, непосредственно находящееся в его руках, но оно менее действенно, чем самофинансирование, с точки зрения эффективности финансовой политики. На процессы кредитования гос-во может воздействовать достаточно ощутимо, но только опосредованно (средствами денежно-кредитной политики), т.к. КБ-ки самостоятельно решают, кому, на каких условиях и по какой цене они предоставляют кредиты. Самофинансирование обеспечивает права собственника самостоятельно определять направления использования средств. Однако степень самофинсирования зависит как от объема собств. ресурсов СХ, так и от уровня налогообложения предпринимательской деятельности. Также гос-во законодательно регулирует процессы инвестирования.
Т.о. надежность ФМ определяется достаточным обеспечением потребностей каждого субъектов в средствах на основе оптимального соотношения между формами фин. обеспечения.
Фин. регулирование – метод финансового влияния, связанный с регулированием экономических процессов в обществе и отдельных субъектов хозяйствования. В каком-либо механизме управление базируется на применении соответствующих инструментов. Основывается на использовании следующих основных финансовых инструментов:
- налоги;
- бюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции).
Эффективность фин. механизма зависит от целенаправленного выбора фин. инструментов и действенности их влияния на отдельные стороны социально-экономического развития.
Активность финансовых инструментов достигается через соответствующие рычаги воздействия:
- нормы и нормативы (ставки налогов и неналоговых платежей, нормы амортизационных отчислений, нормы расходов в бюджетных учреждениях, нормы бюджетного обеспечения, размеры дотаций, субсидий, субвенций, ставки заработной платы, пенсий субсидий);
- финансовые лимиты и резервы (предприятий, Резервный фонд КМУ, резервный фонд местных советов, лимиты бюджетного финансирования, резервный фонд коммерческих банков и страховых компаний, валютные резервы национального банка)