Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 20:42, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
• на уровне государства, органов местного самоуправления; доходы- от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.
Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. и,
Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную сферу. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой политики государства, раскладом политических сил в стране.
В процессе деятельности, связанной с регулированием денежного оборота реализуются следующие функции финансов:
1. Функция формирования фонда денежных средств – образование фонда происходит в результате производственно-финансовой деятельности предприятия. На предприятии к таким фондам относятся: выручка. ФЗП, амортизационный фонд, фонд потребления, фонд накопления, резервный фонд
При перечислении налогов образуются государственный бюджет и внебюджетные фонды государства.
2. Распределительная – происходит перераспределение ВВП и национального дохода между:
а) производственной и непроизводственной сферами
б) между отдельными регионами страны
в) между социальными группами населения
В целом распределительная функция финансов позволяет: (1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления; (2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами; (3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.
Целью перераспределения является развитие производственных сил, создание рынка, укрепление государства, повышение благосостояния населения
3. Контрольная – проверка точного соблюдения законодательства по вопросам перераспределения фонда денежных средств и их целевого использования.
Осуществляется через финансовое законодательство и в первую очередь в соответствии с законом о бухгалтерском учете № 129 ФЗ от 21.11.1996 г.
Объектами контроля являются финансовые ресурсы, субъектами контроля – органы управления или финансового контроля.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:
- общегосударственный
(вневедомственный) финансовый контроль
(осуществляют органы
- внутрихозяйственный
финансовый контроль (проводится
финансовыми службами
- общественный финансовый контроль;
- независимый финансовый контроль (осуществляют аудиторы).
Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Минфина РФ. Главной задачей Казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов. Эффективный контроль осуществляет и МНС РФ. Главная его задача – контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты.
По срокам проведения финансовый контроль делится на:
а) предварительный (производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, проектов бюджетов. Призван не допустить нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов);
б) текущий (осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, его задачей является своевременный контроль правильности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов);
в) последующий (организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины).
4. Регулирующая – заключается во вмешательстве государства в процесс воспроизводства, показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста.
Действие
регулирующей функции связано с
государственным регулированием экономики
через управление совокупным спросом
путем трансфертных платежей, государственных
закупок, государственного кредита, изменения
налогового бремени. Регулирующая функция
может проявляться в
Регулирующая функция обусловлена тем, что:
1)
государство является
2)
государство осуществляет
3)
имеются области
На сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.
5. Воспроизводственная функция – это обеспечение сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала.
Задача данной функции заключается в накоплении капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем.
6. Стабилизирующая – обеспечение для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильных условий в экономических и социальных отношениях.
С
этой целью создаются резервные
фонды. Чаще всего эта функция
проявляется в чрезвычайных ситуациях.
1.2 Сущность, функции и роль федерального бюджета. Общая характеристика бюджета РФ. Роль бюджета в финансовой системе.
Важнейшую
роль в перераспределении и
Бюджет
представляет собой форму образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Бюджет
выражает часть распределительных
отношений между государством, с
одной стороны, а с другой –
между предприятиями и
Формирование
бюджета самым непосредственным
образом связано с развитием
национального дохода страны и его
перераспределением. Основными финансовыми
методами перераспределения
Во
всех этих процессах большую роль
играет бюджет. С помощью бюджета
государственные и
В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
Как
экономическая категория
На
федеральный бюджет возложено финансирование
общегосударственных органов
Средства
федерального бюджета – главный
источник финансирования структурной
перестройки экономики, конверсии
предприятий военно-
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с бюджетным кодексом РФ формируется за счет федеральных налогов и неналоговых доходов.
Бюджет выполняет ряд функций:
б) Перераспределительная или
функция использования
Распределительная
функция бюджета проявляется
через формирование и использование
централизованных фондов денежных средств
по уровням государственной и
территориальной власти и управления.
С помощью бюджета государство
регулирует хозяйственную жизнь
страны, экономические отношения, направляя
бюджетные средства на поддержку
или развитие отраслей, регионов. Регулируя
таким образом экономические
отношения, государство способно целенаправленно
ускорять или сдерживать темпы производства,
рост капиталов и частных
Перераспределение национального дохода через бюджет происходит через две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:
1)образование доходов бюджета;
2)использование бюджетных
в) Контрольная – с помощью
данной функции осуществляется
контроль над действиями
г) Регулирующая – означает, что в условиях рыночной экономики основным государственным инструментом является финансовая система, а центральным звеном – бюджет.
Информация о работе Бюджет РФ его функции, устройство и процесс