Бюджет РФ его функции, устройство и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Работа содержит 1 файл

весь курсовикБЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕГО ФУНКЦИИ, УСТРОЙСТВО И ПРОЦЕСС».docx

— 130.60 Кб (Скачать)

     - зачет излишне уплаченных или  излишне взысканных сумм в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах;

     - уточнение администратором доходов  бюджета платежей в бюджеты  бюджетной системы Российской  Федерации;

     - перечисление Федеральным казначейством  средств, необходимых для осуществления  возврата (зачета) излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм  налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за  несвоевременное осуществление  такого возврата и процентов,  начисленных на излишне взысканные  суммы, с единых счетов соответствующих  бюджетов на соответствующие  счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений  и их распределения между бюджетами  бюджетной системы Российской  Федерации, в порядке, установленном  Министерством финансов Российской  Федерации.

     Составление, внешняя проверка, рассмотрение и  утверждение бюджетной отчетности. Бюджетный учет представляет собой  упорядоченную систему сбора, регистрации  и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

     Бюджетная отчетность включает:

     а) отчет об исполнении бюджета;

     б) баланс исполнения бюджета;

     в) отчет о финансовых результатах  деятельности;

     г) отчет о движении денежных средств;

     д) пояснительную записку.

     Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной  классификацией Российской Федерации.

     Баланс  исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  на первый и последний день отчетного  периода по счетам плана счетов бюджетного учета.

     Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде  и составляется по кодам классификации  операций сектора государственного управления.

     Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам  классификации операций сектора  государственного управления.

     Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания  и (или) иных результатах использования  бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных  средств в отчетном финансовом году.

     Главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов  бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных  средств) составляют сводную бюджетную  отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными  получателями (распорядителями) бюджетных  средств, администраторами доходов  бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

     Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.

     Годовой отчет об исполнении бюджета до его  рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов  бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета  осуществляется Счетной палатой  Российской Федерации

       По результатам рассмотрения  годового отчета об исполнении  бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об  утверждении либо отклонении  закона (решения) об исполнении  бюджета. 

        Контроль за исполнением бюджетов. Законодательные (представительные) органы осуществляют следующие  формы финансового контроля:

     - предварительный контроль - в ходе  обсуждения и утверждения проектов  законов (решений) о бюджете  и иных проектов законов (решений)  по бюджетно-финансовым вопросам;

     - текущий контроль - в ходе рассмотрения  отдельных вопросов исполнения  бюджетов на заседаниях комитетов,  комиссий, рабочих групп законодательных  (представительных) органов в ходе  парламентских слушаний и в  связи с депутатскими запросами;

     - последующий контроль - в ходе  рассмотрения и утверждения отчетов  об исполнении бюджетов.

     Контроль  законодательных (представительных) органов  предусматривает право соответствующих  законодательных (представительных) органов  на:

     - получение от органов исполнительной  власти, местных администраций муниципальных  образований необходимых сопроводительных  материалов при утверждении бюджета;

     - получение от финансовых органов  оперативной информации об исполнении  соответствующих бюджетов;

     - утверждение (неутверждение) отчета  об исполнении соответствующего  бюджета;

     - создание собственных контрольных  органов (Счетная палата Российской  Федерации, контрольные палаты, иные  органы законодательных (представительных) органов);

     - вынесение оценки деятельности  органов, исполняющих бюджеты. 

     2   АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО  БЮДЖЕТА 2009г. 

   ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА  2010г. ЗА ЯНВАРЬ-       СЕНТЯБРЬ.  

         Федеральным  законом  от 24 ноября 2008 г.  № 204-ФЗ  федеральный   бюджет  на 2009 год  утвержден   с  превышением  доходов  (10 927,1 млрд. рублей,  или 21,2 % ВВП)  над расходами (9 024,7 млрд. рублей,  или 17,5 %  ВВП)  в  сумме  1 902,5 млрд. рублей (3,7 % ВВП). 

     Доходы  федерального  бюджета  в 2009 году  составили 7 337,8 млрд.  рублей,  что  на 624,0 млрд. рублей, или на 9,3 %, больше показателя, установленного Федеральным  законом от 24  ноября 2008  г. № 204-ФЗ (с  изменениями),  расходы - 9 660,1 млрд.  рублей,  что  на 185,1 млрд.  рублей,  или  на 1,9 %,  меньше  законодательно  установленного  показателя.

     Превышение  расходов над доходами федерального бюджета составило 2 322,3 млрд. рублей, что на 419,8 млрд. рублей, или на 22,1 %, больше установленной суммы.

     Исполнение  федерального  бюджета  в 2009  году  впервые  за  последние 10  лет  осуществлялось в условиях дефицита федерального бюджета и продолжающегося мирового  финансового  кризиса,  который  оказал  негативное  влияние  на  динамику  основных характеристик федерального бюджета.

     В 2009  году  в  отличие  от  предыдущих  лет  в  отчете  об  исполнении  федерального бюджета (в  составе  пояснительной  записки  к  отчету)  представлено  исполнение  основных положений  Бюджетного  послания  Президента  Российской  Федерации,  приведен  анализ структуры кассовых расходов в разрезе классификации  операций сектора государственного управления и докладов в разрезе  субъектов бюджетного планирования.  
 
 
 

       2.1 Анализ состава структуры доходов фед.бюджета 2009г.

     По  отчету  и  результатам  проверки  Счетной  палаты,  доходы  федерального бюджета в 2009 году составили 7 337 750,5 млн. рублей, что на 623 929,5 млн. рублей, или на 9,3 %, больше прогнозируемого  объема доходов, утвержденного Федеральным  законом от 24  ноября 2008  г.  № 204-ФЗ (с  изменениями),  из  них  нефтегазовые  доходы – 2 983 956,2 млн. рублей,  что  на 926 786,5  млн.  рублей,  или  на 45,1 %,  больше прогнозируемого  объема. 

     Уточненным  прогнозом  поступлений  доходов  к  Федеральному  закону  от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ  объем  поступлений  доходов  в федеральный  бюджет  снижен  на 4 213 316,7 млн. рублей, или  на 38,6 %.

     Уточненным  прогнозом  поступлений  доходов  к  Федеральному  закону  от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ увеличен объем поступлений  неналоговых доходов: платежей при  пользовании  недрами,  административных  платежей  и  сборов (в  т.  ч.  исполнительского сбора),  штрафов,  санкций,  возмещения  ущерба,  прочих  неналоговых  доходов.  Увеличены поступления по доходам  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков  субсидий  и  субвенций  прошлых  лет  в  связи  с  решениями  Правительства Российской  Федерации  о  возврате  в  федеральный  бюджет  имущественного  взноса Российской  Федерации  государственной  корпорацией -  Фондом  содействия реформированию  жилищно-коммунального  хозяйства  и  Российской  корпорацией нанотехнологий,  а  также  в  связи  с  зачислением  в федеральный  бюджет  неиспользованных остатков  средств  межбюджетных  трансфертов,  выделенных  из  федерального  бюджета  в бюджеты субъектов Российской Федерации.

     Уточненным  прогнозом  поступлений  доходов  к  Федеральному  закону  от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ снижены поступления  от уплаты налога на прибыль организаций, ЕСН,  НДС,  акцизов  по  подакцизным  товарам (продукции),  налог на добычу полезных ископаемых,  таможенных  пошлин, доходов  в  виде  прибыли,  приходящейся  на  доли  в  уставных (складочных)  капиталах хозяйственных  товариществ  и  обществ,  или  дивидендов  по  акциям,  принадлежащим  Российской Федерации, доходов от перечисления части прибыли Банка России, доходов  от оказания услуг или компенсации  затрат государства. 

     Доходы  федерального бюджета в 2009 году по сравнению  с 2008 годом уменьшились на  1 938 180,8 млн. рублей,  или  на 20,9 %,  и  по  отношению  к  объему  ВВП (39 063 600,0 млн. рублей)  в 2009  году  составили  18,8 %,  что  на  3,6  процентного  пункта ниже уровня 2008 года (22,4 %).

     Таблица- 1 .Данные о доходах федерального бюджета, поступивших в 2008 и 2009 годах

  Прогноз к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. №76-ФЗ Отчет об исполнении федерального бюджета за 2009 год Отчет об исполнении федерального бюджета за 2008 год 
млн. рублей млн. рублей Структура

(%)

в % к ВВП млн. рублей структура (%)* в % к ВВП 
1 2 3 4 5 8 9 10
Доходы  6 713 821,0 7 337 750,5 100 18,8 9 275 931,3 100 22,4
нефтегазовые  доходы 2 057 169,7 2 983 956,2 40,7 7,6 4 389 433,7 47,3 10,6
доходы  без учета 

нефтегазовых  доходов 

4 656 651,3 4 353 794,3 59,3 11,1 4 886 497,6 52,7 11,8
Налоговые доходы 3 837 634,5 3 896 498,0 53,1 10 5 232 654,0 56,4 12,6
налог на прибыль организаций  196 217,7 195 419,8 5 0,5 761 129,1 14,5 1,8
ЕСН 508 264,1 509 774,7 13,1 1,3 506 767,7 9,7 1,2
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации  1 076 448,2 1 176 607,6 30,2 3, 998 387,7 19,1 2,4
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации  1 212 683,6 873 355,6 22,4 2,2 1 133 815,3 21,7 2,7
акцизы  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации  81 288,9 81 711,3 2,1 0,2 125 235,8 2,4 0,3
акцизы  по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации  29 568,5 19 830,4 0,5 0,1 35 255,,4 0,7 0,1
НДПИ  672 869,7 981 529,4 25,2 2,5 1 604 650,1 30,7 3,9
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 868,8 857,1     868,8   0,002
Неналоговые доходы 2 865 550,0 3 433 677,1 46,8 8,8 4 041 923,9 43,6 9,8
ввозные таможенные пошлины  677 149,2 467 206,6 13,6 1,2 625 574,4 15,5 1,5
вывозные  таможенные пошлины  1 442 050,4 2 042 204,3 59,5 5,2 2 859 293,7 70,7 6,9

Информация о работе Бюджет РФ его функции, устройство и процесс