Бюджет РФ его функции, устройство и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Работа содержит 1 файл

весь курсовикБЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕГО ФУНКЦИИ, УСТРОЙСТВО И ПРОЦЕСС».docx

— 130.60 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Новокузнецкий филиал-институт

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Кафедра финансов 
 

                                                                                           Студент группы Ф-081

                                                                               Рындакова В.Г. 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО  ФИНАНСАМ

 «БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕГО ФУНКЦИИ, УСТРОЙСТВО И ПРОЦЕСС» 
 

                       Руководитель:

                                                               доцент

                                                                        Богомолова О.В. 
 

Курсовая работа                                                                 Курсовая работа

допущена к  защите                                                            защищена с оценкой «__»

____________________                                                     ______________________

    подпись  руководителя                                                                                                    подпись руководителя

«__»___________20__г.                                                    «__»_____________20__г. 
 
 
 
 
 
 
 

Новокузнецк 2010

 

ВВЕДЕНИЕ

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством  финансовой системы государство  образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность  выполнения возложенных на государственные  органы функций.

       Федеральный бюджет России –  главное звено бюджетной системы.  Он выражает экономические денежные  отношения, опосредствующие процесс  образования и использования  централизованного фонда денежных  средств государства, и разрабатывается  и утверждается Федеральным Собранием  РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются  средства предприятий различных  форм собственности и частично  доходы населения. Они направляются  на финансирование народного  хозяйства, социально-культурных  мероприятий, укрепление обороноспособности  страны, на содержание органов  государственного управления, финансовую  поддержку бюджетов субъектов  Федерации, на погашение государственного  долга, создание государственных  материальных и финансовых резервов  и др.

     Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы  общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям  времени.

     Изучение  бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных  основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

     Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом  развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

          Задачи данной работы:

    1)дать  определение Федерального бюджета,  сущность и выделить основные  функции, выполняемые бюджетом;

    2)проанализировать  состав и структуру федерального  бюджета на 2009г., то есть рассмотреть  его доходы и расходы;

    3) дать общую характеристику Федерального  бюджета за 2010г;

        4)проанализировать механизм вертикального  выравнивания в сфере межбюджетных  отношений.

     Объектом  исследования является бюджет Российской Федерации.

     Предметом исследования являются доходы и расходы  федерального бюджета, а также проблемы, возникающие в процессе функционирования межбюджетных отношений РФ

     Основные  методы, использующиеся в курсовой работе – аналитический и сравнительный.

     К качестве источников информации при  выполнении курсовой работы использовались учебные пособия, основные нормативные  акты, регулирующие вопросы функционирования бюджетной системы РФ, а также  статьи из журналов и  ресурсы Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БЮДЖЕТ  КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

    1. Сущность и функции финансов

    Как историческая категория финансы  появились одновременно с государством и развиваются параллельно его  экономического строя, социальной и  политической ориентации.

    Как экономическая категория, финансы  возникли в период разложения феодализма, зарождения капиталистического способа  производства, возникновения рынка, зарождения товарно-денежных отношений.

    Сущность  финансов проявляется в финансовой политике государства за счет кого государство получает финансовые ресурсы  и в чьих интересах их распределяет.

    Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляется в  рамках интегрированной системы  управления финансами.

    Финансы имеют четкую целевую направленность. Они затрагивают все государства, предприятия и каждого человека и во всех своих проявлениях они  ориентированы на решение конкретных задач своих собственников.

    Проявляются две основные сущности финансов:

    1-я  по важности - экономическая. Проявляется  при формировании использовании  финансовых ресурсов в период  обновления фондов, расширение производства, перевооружения продукции с целью  конкурентоспособности.

    2-я  – социальная сущность. Проявляется  при формировании и использовании  финансовых ресурсов для обеспечения  конституционных прав граждан  на образование, здравоохранение,  социальную защиту.

    Таким образом, сущность финансов проявляется  в период использования финансовых ресурсов для финансирования расходов, связанных с обеспечением определенных функций.

    Для финансов характерными признаками являются:

  • денежный характер отношений;
  • безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;
  • принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением (государство и органы местного самоуправления в форме правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);
  • отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в его денежной форме.

    Развитие  крупномасштабного товарного производства, связанное с возникновением национальных и транснациональных организаций корпоративного типа (с долевой акционерной формой уставного капитала), повлекло за собой совершенствование методов, способов мобилизации, использования, распределения денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

    Особую  значимость в этом распределительном  процессе приобретают вопросы движения денежных средств; обособленные от движения товаров. Они сопряжены как с различными формами кредита, так и с распределением и перераспределением стоимости совокупного общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение определенной доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота, что и является, собственно сферой финансовых отношений.

    Отличительным признаком финансовых отношений  является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств,— децентрализованными.

    Из  доходов от различных видов деятельности хозяйствующих субъектов формируются специальные фонды денежных средств в виде накоплений амортизационных отчислений, задолженности по заработной плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также прибыли, часть которой через налоговую систему поступает в распоряжение государственных органов и органов местного самоуправления, а оставшаяся часть идет на расширенное воспроизводство, накопление и распределяется в виде предпринимательского дохода, дивидендов и т. п. Необходимо отметить, что формирование указанных фондов носит строго регламентированный характер, и это является еще одним отличительным признаком финансовых отношений. В распределении совокупного общественного продукта участвует и население, получая свою долю в форме заработной платы, предпринимательского дохода, дивидендов и других форм перераспределения. Кроме того, население участвует в формировании централизованных фондов денежных средств посредством уплаты налогов, других платежей, носящих обязательный характер. Эта система денежных отношений, связанных с формированием и использованием доходов и расходов населения, также является сферой финансовых отношений.

    Таким образом, финансы как экономическая  категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

    Характерными  признаками финансов являются:

     (1) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

     (2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

    (3) создание централизованных и  децентрализованных фондов денежных средств.

    При выполнении функций финансы представляют собой экономические отношения. Основой для финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Финансы - это базисная стоимостная категория. Их отличает  от других стоимостных категорий то, что это не просто деньги, а система денежных отношений, порожденная государством и связанная с распределением стоимости ВВП.

    Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между следующими основными группами:

  • между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
  • между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
  • между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
  • внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
  • между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;  -
  • между гражданами и государством, органами местного, самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.

    Совокупность  денежных средств, находящихся в  распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

  • на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;
  • на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

Информация о работе Бюджет РФ его функции, устройство и процесс