Бюджет РФ его функции, устройство и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Работа содержит 1 файл

весь курсовикБЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕГО ФУНКЦИИ, УСТРОЙСТВО И ПРОЦЕСС».docx

— 130.60 Кб (Скачать)

             6) Принцип сбалансированности бюджета.

     Сбалансированность  бюджетов означает, что объем предусмотренных  расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При  составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации  размера дефицита бюджета.

             7) Принцип результативности и  эффективности использования бюджетных  средств.

     Означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных  полномочий должны исходить из необходимости  достижения заданных результатов с  использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного  бюджетом объема средств.

             8) Принцип общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов.

     Означает, что расходы бюджета не могут  быть увязаны с определенными  доходами бюджета и источниками  финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

     а) субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации;

     б) средств целевых иностранных  кредитов (заимствований);

     в) добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

     г) расходов бюджета, осуществляемых в  соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

     д) расходов бюджета, осуществляемых за пределами  территории Российской Федерации;

     е) отдельных видов неналоговых  доходов, предлагаемых к введению (отражению  в бюджете) начиная с очередного финансового года.

               9) Принцип прозрачности (открытости).

     Означает  опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной  власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

              10) Принцип достоверности бюджета.

     Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов  социально-экономического развития соответствующей  территории и реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета.

              11) Принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств.

     Означает, что бюджетные ассигнования и  лимиты бюджетных обязательств доводятся  до конкретных получателей бюджетных  средств с указанием цели их использования.

             12) Принцип гласности означает:

     - обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений по решениям  законодательных органов государственной  власти, органов местного самоуправления  по бюджетным вопросам;

     - обязательную открытость для  общества и средств массовой  информации процедур рассмотрения  и принятия решений по проектам  бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного органа государственной власти, либо между ее законодательным и исполнительным органами государственной власти.

              13) Принцип единства кассы.

             Означает зачисление всех кассовых  поступлений и осуществление  всех кассовых выплат с единого  счета бюджета, за исключением  операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии  с нормативными правовыми актами  органов государственной власти  Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, муниципальными  правовыми актами органов местного  самоуправления за пределами  территории соответственно Российской  Федерации, субъекта Российской  Федерации, муниципального образования,  а также операций, осуществляемых  в соответствии с валютным  законодательством Российской Федерации.

     Рассмотренные выше принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ не являются «застывшими формами». По мере развития бюджетного федерализма, совершенствования  бюджетных процедур возможно уточнение  содержания ряда принципов, создание новых  прогрессивных инструментов их реализации. 

     
    1. Бюджетный процесс РФ и его  стадии

     Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством  Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и  иных участников бюджетного процесса  по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и  утверждению бюджетной отчетности. ( ст. 6 БК РФ).

     Основными этапами бюджетного процесса являются:

  1. составление проектов бюджетов;
  2. рассмотрение и утверждение бюджетов
  3. исполнение бюджетов;
  4. составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности;

      5) контроль за исполнением бюджетов.

     Составление проектов бюджетов. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

     Проект  бюджета субъекта Российской Федерации  и проекты территориальных государственных  внебюджетных фондов (проекты местных  бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной  финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации  о бюджете.

     Бюджетное послание Президента Российской Федерации  направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому  году. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации  на очередной финансовый год и  плановый период.

     Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива  Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и местных администраций муниципальных  образований.

     Непосредственное  составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     Составление проекта бюджета основывается на:

     - бюджетном послании Президента  Российской Федерации;

     - прогнозе социально-экономического  развития соответствующей территории;

     - основных направлениях бюджетной  и налоговой политики.

      Рассмотрение  и утверждение бюджетов. В законе (решении) о бюджете должны содержаться  основные характеристики бюджета, к  которым относятся общий объем  доходов бюджета, общий объем  расходов, дефицит (профицит) бюджета.

     Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов  Российской Федерации, местные администрации  муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период и проекты федеральных  законов о бюджетах государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  на очередной финансовый год и  плановый период в сроки, установленные  настоящим Кодексом, проект закона субъекта Российской Федерации о  бюджете субъекта Российской Федерации  на очередной финансовый год (очередной  финансовый год и плановый период) и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда  в сроки, установленные законом  субъекта Российской Федерации, но не позднее 15 октября текущего года, проект решения о местном бюджете  в сроки, установленные муниципальным  правовым актом представительного  органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

     Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную  Думу проект федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года.

     Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в трех чтениях.

     Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в первом чтении в  течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

     При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета  Государственная Дума не имеет права  увеличивать доходы и дефицит  федерального бюджета, если на эти изменения  отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации.

     Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период во втором чтении в  течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении.

     В течение 10 дней Комитет по бюджету  готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов федерального бюджета, рассматриваемым  во втором чтении, и направляет указанные  таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство Российской Федерации.

       Государственная Дума рассматривает  в третьем чтении проект федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год  и плановый период в течение  15 дней со дня принятия указанного  законопроекта во втором чтении.

     Исполнение  бюджетов. Исполнение федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета  субъекта Российской Федерации и  бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета  обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной  администрацией муниципального образования.

     Исполнение  бюджетов по доходам предусматривает:

     - зачисление на единый счет  бюджета доходов от распределения  налогов, сборов и иных поступлений  в бюджетную систему Российской  Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

     - возврат излишне уплаченных или  излишне взысканных сумм, а также  сумм процентов за несвоевременное  осуществление такого возврата  и процентов, начисленных на  излишне взысканные суммы;

Информация о работе Бюджет РФ его функции, устройство и процесс