Бюджет РФ его функции, устройство и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Работа содержит 1 файл

весь курсовикБЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕГО ФУНКЦИИ, УСТРОЙСТВО И ПРОЦЕСС».docx

— 130.60 Кб (Скачать)
 
 
 

     III Бюджетная политика РФ и пути её совершенствования

             3.1 Бюджетное послание Президента РФ

     Российской  экономике в определенной степени  удалось преодолеть кризисные тенденции, и теперь необходимо сконцентрироваться на новых задачах. Основные цели и  задачи бюджетной политики на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу президент  обозначил в своем бюджетном  послании, которое он представил правительству  и руководителям палат Федерального Собрания.

     В качестве основных задач президент  выделяет обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает, в том числе, сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры  инфляции. Президент предложил исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.

     Д.Медведев также говорит о необходимости координации долгосрочного стратегического и бюджетного планирования, обеспечения нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов, разработки и внедрение инструментов поддержки инноваций. В частности, президент призывает активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных инвестиционно привлекательных компаний. "Цель состоит не только в увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики", - подчеркивается в послании. В качестве еще одной важной задачи глава государства выделил повышение качества человеческого капитала.

     Говоря  о формировании расходов федерального бюджета на 2011 - 2013 годы, президент призвал особое внимание обратить на повышение эффективности социальной защиты населения, оценку возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих, развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания, обеспечение обороноспособности страны, реформу органов внутренних дел, развитие транспортной инфраструктуры. В списке приоритетов отмечена и оптимизация масштабов и форм поддержки экономики. "Безусловным приоритетом бюджетных расходов на поддержку экономики должна стать поддержка инновационных проектов и важнейших научных разработок, направленных на обеспечение модернизации и технологического развития экономики, повышение ее энергетической эффективности", - говорится в бюджетном послании. При этом в документе подчеркивается, что бизнес должен финансироваться в первую очередь за счет реализации своих товаров и услуг, а бюджетная поддержка может быть лишь стимулирующей, мультипликативной мерой и не должна обеспечивать основную часть финансирования.

     В направлении увеличения доходной части  бюджета Медведев ключевое место  уделяет улучшению администрирования  уже существующих налогов. Говоря о  налоговой политике, президент подчеркивает необходимость поддержки компаний, где интеллектуальный труд является основным, а также необходимость  создания дополнительные условия для  активизации инновационной деятельности.

     Президент также говорит о необходимости  стимулирования энергосбережения и  рационального использования природных  ресурсов; привлечении частных инвестиций в системы здравоохранения и  образования; дальнейшее расширение и  укрепление налоговой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

     В сфере межбюджетных президент требует  обеспечить расширение финансовой самостоятельности  субъектов Российской Федерации  и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов. Дмитрий Медведев в своем послании призвал правительство определиться со способами решения проблемы выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов связи с предусмотренными федеральным  законодательством налоговыми льготами и изъятиями. Он поручил правительству  разработать реальный план поэтапной  отмены таких льгот.

     Д.Медведев отметил, что в бюджетах на 2011-2013 год потребуется и серьезная корректировка принципов предоставления межбюджетных трансфертов: "Целесообразно перейти к предоставлению межбюджетных трансфертов преимущественно в виде дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации, что обусловлено необходимостью обеспечения большей самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации и повышения их ответственности за результаты деятельности".

     Также в бюджетах на указанные периоды  президент потребовал предусмотреть  возможность оказания дополнительной финансовой помощи тем субъектам  Российской Федерации, которые активно  содействуют развитию инновационного сектора экономики. 

       3.1.1 Основные направления бюджетной политики  
    на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.

     Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения  эффективности и конкурентоспособности  экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных  инвестиций в процесс модернизации.

     Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и  решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной  экономики.

     В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными  целями бюджетной политики в 2011-2013 годах  являются:

     1) использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  макроэкономического регулирования;

     2) разработка и внедрение инструментов  поддержки инноваций;

          3) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;

     4) повышение качества человеческого  капитала;

     5) повышение доступности и качества  государственных и муниципальных  услуг;

     6) реализация Программы повышения  эффективности бюджетных расходов  на период до 2012 года.

     В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

     Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы  федерального бюджета предполагается сократить с 22,8% к ВВП в 2010 году до 19,0% к ВВП в 2013 году, сохранить  их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность  бюджетной политики ближайших трех лет.

     При этом для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную  поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной  инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса  по разработке и коммерциализации новых  технологий в Сколково.

     Если  в 2008-2009 годах дефицит бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации  составлял 0,5% к ВВП и 1,0% к ВВП  соответственно, то в 2010 году он вырастет до 2,6% к ВВП. В 2011-2013 гг. дефицит бюджета  фонда ожидается на уровне 1,8% к  ВВП. Такой высокий уровень дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации обуславливает выделение  значительных межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета на его покрытие.

     В федеральном бюджете запланированы  ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств по выплате  социальных пособий и компенсаций, кроме того, предусмотрена индексация зарплат работникам бюджетной сферы  и военнослужащим. Однако следует  отметить слабую направленность социальной политики на поддержку нуждающихся  граждан. В этой связи и в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2011–2013 годах в среднесрочной  перспективе потребуется повысить адресность предоставления помощи. Это  позволит увеличить защищенность нуждающихся  в поддержке государства.

     Еще одним приоритетом бюджетной  политики, направленным на повышение  качества человеческого капитала, будут  оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

     Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования  как основы инновационной экономики.

     Объемы  финансирования образования позволят  обеспечить переход к образованию  по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной экономики; решение проблем, связанных с  оптимизацией сети образовательных  учреждений на всех уровнях; существенное повышение роли вузов в развитии науки; разработку стимулов для привлечения  частного сектора в отрасль и  увязку программ подготовки специалистов с требованиями рынка труда. Структурные  изменения в образовании необходимы в связи с тем, что в результате демографической ситуации в течение 2-3 лет количество студентов в  вузах сократится на 20-30%.

     Общий объем ассигнований на поддержку  культуры, кинематографии и средств  массовой информации, из федерального бюджета в ближайшие три года планируется поддерживать на уровне расходов в 2009-2010 годах.

     Среди приоритетов бюджетной политики - обеспечение национальной обороны  на основе перевооружения армии, в рамках новой государственной программы  вооружения на 2011-2020 годы (данная программа  будет утверждена в течение 2010 года).

     Предусмотренные в федеральном бюджете ассигнования обеспечат продолжение реализации ряда инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющих  общефедеральное и региональное значение.

     Реализация  федеральных целевых программ (ФЦП) и непрограммной части федеральной  адресной инвестиционной программы (ФАИП) в среднесрочной перспективе  будет осуществляться исходя из приоритетов  экономического развития и с учетом бюджетных ограничений. В 2011 году планируется  реализация 43 действующих федеральных  программ, а в 2012 году – 37. Объем ассигнований на эти цели в 2011 году увеличится более чем на 15% к текущему году, а в 2012 году сокращается (на 16% к 2011 году) в связи с завершением ряда программ, в том числе крупных – таких, например, как ГЛОНАСС.

     Увеличатся  ассигнования на дорожное строительство  за счет целевого направления доходов  от повышения акцизов на нефтепродукты (индексация ставок позволит дополнительно получить в федеральный бюджет в 2011 году 82,9 млрд. рублей, из которых 34 млрд. рублей пойдет на строительство и ремонт дорог в крупных городах. В 2012 году дополнительные доходы составят 174,6 млрд. рублей, из которых 87,3 млрд. рублей (50%) будет направлены субъектам Российской Федерации, а в 2013 году дополнительные доходы составят 279,4 млрд. рублей, из которых в бюджеты субъектов Российской Федерации будет направлено 139,7 млрд. рублей (50%). В составе федерального бюджета будет создан Федеральный дорожный фонд.

     Необходимо  отметить, что с 2010 по 2013 годы доходы консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к ВВП %, расходы  – с 13,7% к ВВП до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,7% к  ВВП. Ожидается, что в ближайшие  три года дефицит последовательно  снизится до 0,6 % к ВВП в 2012 году и  до 0,1 % к ВВП в 2013 году.

     Политика  в области государственного долга  Российской Федерации на 2011-2013 годы будет направлена на:

     - обеспечение сбалансированности  федерального бюджета при сохранении  достигнутой в последние годы  высокой степени долговой устойчивости;

     -    развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

     - поддержание высокого уровня  кредитных рейтингов России инвестиционной  категории.

     Несмотря  на резкое ухудшение внешних условий  экономического развития и серьезное  бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации  остаются одними из лучших в мире.

    Объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации в 2011 году составит 87,8 млрд. рублей (3,0 млрд. долл. США), в 2012 году - 94,1 млрд. рублей (3,3 млрд. долл. США), в 2013 году - 102,3 млрд. рублей (3,7 млрд. долл. США).

    Более 90% указанных расходов составляют процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость  которых выражена в иностранной  валюте, что в абсолютном выражении  составляет 82,3 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США) в 2011 г., 87,8 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США) в 2012 г. и 96,1 млрд. рублей (3,4 млрд. долларов США) в 2013 г. При этом купонные платежи по государственным ценным бумагам в иностранной валюте, планируемым к размещению в 2011-2013 годах, составят соответственно 17,9 млрд. рублей (0,6 млрд. долларов США), 30,4 млрд. рублей (1,1 млрд. долларов США) и 42,4 млрд. рублей (1,5 млрд. долларов США). Расчет указанных выплат производился исходя из следующих ставок купонного дохода: в 2011 году – 6,64%; в 2012 году - 6,52%; в 2013 году - 6,33%, определенных исходя из прогнозного уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям США с учетом CDS на риск России.

Информация о работе Бюджет РФ его функции, устройство и процесс