Бюджет РФ его функции, устройство и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Работа содержит 1 файл

весь курсовикБЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕГО ФУНКЦИИ, УСТРОЙСТВО И ПРОЦЕСС».docx

— 130.60 Кб (Скачать)

     г) на  безвозмездные  перечисления  организациям  (код  по  КОСГУ 240)  на 119 485,4 млн.  рублей,  или  на 26 %,  и  безвозмездные  перечисления  бюджетам (код  по КОСГУ 250)  на 949 227,3  млн.  рублей,  или  на 35 %,  в  основном  связано  с  оказанием  государственной  поддержки  в 2009  году  субъектам  Российской  Федерации   в  рамках реализации  Программы  антикризисных  мер  Правительства  Российской  Федерации  на 2009 год  в  части  дотаций,  субвенций,  субсидий,  предусмотренных  на  реализацию

дополнительных  мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынках труда субъектов  Российской Федерации; 

     д) на  социальное  обеспечение (код  по  КОСГУ 260)  на 37 054,1  млн.  рублей,  или  на 11,8 %,  в  основном  связано  с  индексацией  компенсационных  выплат,  установленных законодательством  Российской Федерации, а также с  увеличением численности получателей  компенсационных выплат, имеющих  социальный характер;

     е) на оплату работ, услуг (код по КОСГУ 220) на 128 772,1 млн. рублей, или 13,6 %, в основном  связано  с  повышением  арендной  платы  за  пользование  имуществом,  тарифов  на услуги  связи,  транспортные  и  коммунальные  услуги,  а  также  услуги  по  содержанию имущества,  включая  проведение  мероприятий  по  капитальному  и  текущему  ремонтам, проведением  землеустроительных  мероприятий  и  реставрацией  учреждений  и  объектов культуры.

     Вывод: наибольшее  увеличение  расходов  федерального  бюджета  произведено  по  разделам классификации  расходов «Национальная  экономика» -  в  связи  с  реализацией  мер  по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики  Российской Федерации, социальному  обеспечению  населения  и  других  мер  социальной  политики  в  сумме 450 000,0 млн.  рублей  и  реализацией  мер  по  поддержке  банковской  системы  в  сумме 280 000,0 млн. рублей, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - в  связи с внесением взноса в  уставный капитал открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному  кредитованию»  в  сумме 20 000,0 млн.  рублей  и  на  обеспечение  постоянным  жильем военнослужащих  Вооруженных  Сил  Российской Федерации  в  сумме 28 107,2 млн. рублей,

«Межбюджетные  трансферты» -  на  покрытие  дефицита  бюджета  Пенсионного  фонда Российской  Федерации  в  сумме 315 608,9  млн.  рублей,  на  покрытие  дефицита  бюджета Фонда  социального  страхования  Российской  Федерации  в  сумме 21 700,0 млн. рублей,  на обеспечение  расходов  Федерального  фонда  обязательного  медицинского  страхования  в сумме 17 129,6 млн.  рублей,  на  выплату  базовой  части  трудовой  пенсии  в  сумме 12 450,0 млн. рублей.

     Анализ  отчета  в  части  источников  финансирования  дефицита  федерального бюджета показал следующее. 

       Согласно  отчету федеральный   бюджет  в 2009 году  исполнен  с  дефицитом 2 322 310,5 млн. рублей, что составляет 5,9 % объема ВВП  (профицит в 2008 году составил 4,1 %,  в 2007 году - 5,4 %, в 2006 году - 7,4 %, в 2005 году - 7,5 %).

     Первичный дефицит федерального бюджета (превышение расходов над доходами без учета  расходов  по  обслуживанию  государственного  долга)  по  кассовому  исполнению составил 2 123 895,1 млн. рублей, или  5,4 % объема ВВП (профицит в 2008 году составил 4,5 % ВВП, в 2007 году – 5,9 %, в 2006 году – 8,1 %, в 2005 году – 8,5 %).

         Согласно  отчету  внутренние  заимствования  в 2009  году  составили 415 903,2 млн.  рублей (76,8 % показателя  программы  внутренних  заимствований),  в  том числе   привлечение  средств  по  государственным  ценным  бумагам   составило 415 903,2 млн. рублей (76,8 %). 

     По  информации об исполнении приложения 23 к Федеральному закону от 24 ноября 2008  г. № 204-ФЗ (с  изменениями),  в 2009  году  общая  сумма  фактического  исполнения государственных  внешних  заимствований  составила  минус  2 863,9 млн. долларов США (78,5 %  показателя  программы  внешних  заимствований),  в  том  числе  по  целевым  иностранным кредитам (заимствованиям) – минус 1 355,6 млн. долларов США (66,1 %), по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых  указана в иностранной валюте, - минус 1 508,3 млн. долларов США (94,6 %). 

     По  данным  отчета  и  результатам  проверки,  исполнение  федерального бюджета  по  источникам  финансирования  дефицита  федерального  бюджета  составило  2 322 310,5 млн. рублей. При  этом  внутренние источники  составили 421 940,9 млн. рублей (минус 1 495 387,8  млн.  рублей -  в  сводной  бюджетной  росписи  с  учетом  изменений), внешние  источники –  минус 128 604,0  млн.  рублей (минус 231 970,6  млн.  рублей -  в сводной бюджетной  росписи с учетом изменений), изменения  остатков средств федерального бюджета  –  2 028 973,6 млн. рублей (отсутствуют  в  сводной  бюджетной  росписи  с  учетом изменений).

     Процентные  расходы по сравнению с отчетом об исполнении федерального бюджета за 2008 год увеличились на 22 816,0 млн. рублей, или на 14,9 %.

     Непроцентные  расходы по сравнению с отчетом об исполнении федерального бюджета за 2008 год увеличились на 2 066 366,1 млн. рублей, или на 27,9 %. В реальном выражении непроцентные расходы федерального бюджета увеличились на 1 853 140,6 млн. рублей, или на 25 %.

     Таблица 4 - Анализ  соответствия  исполнения  основных  характеристик федерального бюджета за 2009 год

           (млрд. руб.)

  Прочие остатки  средств федерального бюджета на 1 января 2009 г. Доходы федерального бюджета Расходы федерального бюджета Источники финансирования дефицита федерального бюджета Прочие остатки  средств федерального бюджета на 1января 2010 г.
По  отчету 709,3 7337,8 9660,1 2322,3 814,1
По  результатам проверок Счетной палаты 709,3 7337,8 9660,1 2322,3 814,1
Отклонение 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
 

     Исполнение  бюджета в 2009 году происходило в  условиях мирового финансово-экономического кризиса и во многом имело беспрецедентный  характер не только для нашей страны. Под влиянием кризиса пришлось принимать, по сути говоря, новый бюджет, который  помимо финансирования принятых бюджетных  обязательств предполагал выделение  весьма значительных средств на реализацию антикризисных мер.

       Бюджет прошлого года впервые  за последние 10 лет был исполнен  со значительным дефицитом. Тем  самым Россия вступила в период, когда основные задачи социально-экономической политики будут реализовываться в условиях ограниченности имеющихся бюджетных ресурсов.

       2.3 Характеристика  бюджета за 2010г.

     По  предварительной оценке исполнение основных показателей федерального бюджета за январь-сентябрь 2010 года  составило:

     - объем поступивших доходов –  6 006,969 млрд. рублей, или  77,2% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»;

     - кассовое исполнение расходов –  6 734,616 млрд. рублей, или 65,9% к законодательно утвержденным бюджетным ассигнованиям и 65,8 % к уточненной росписи;

     - дефицит –   727,646 млрд. рублей. 

     - первичный дефицит –   562,311 млрд. рублей.   

     Доходы  федерального бюджета 

     Доходы  федерального бюджета за январь-сентябрь2010 года в разрезе федеральных органов  исполнительной власти - администраторов  доходов федерального бюджета, на которые  приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:

     Федеральной налоговой службой – в сумме  2 351,149 млрд. рублей, или 78,0% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2010 год;

     Федеральной таможенной службой – в сумме  3 111,616 млрд. рублей, или  76,6% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2010 год;

     Федеральным агентством по управлению государственным  имуществом - в сумме  42,350 млрд. рублей, или  71,6% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2010 год;

     Другими федеральными органами – в сумме  501,856 млрд. рублей, или  77,9% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2010 год. Доходы без учета доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния – 196,916 млрд. рублей или  59,3% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на  2010 год.   
 

     Резервный фонд и Фонд национального  благосостояния

     По  состоянию на 1 января 2010 года совокупный объем  средств  Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 1 830,506 млрд. рублей.

     По  состоянию на 1 сентября 2010 года часть  резервной позиции Российской Федерации  в Международном валютном фонде, сформированная за счет средств Резервного фонда, составила  0,992 млрд. СДР,  при этом курсовая разница от переоценки указанных средств за январь-сентябрь 2010 года составила (-) 0,472 млрд. рублей.

     В марте и апреле 2010 года Минфин России в соответствии с распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 19 января 2010 года № 23-р направил на финансирование дефицита федерального бюджета средства Резервного фонда  в общей сумме 519,500 млрд. рублей. Указанная сумма перечислена на единый счет федерального бюджета.

     Курсовая  разница от переоценки средств Резервного фонда на счетах в Центральном  банке Российской Федерации за январь-сентябрь 2010 года составила  (-) 52,277 млрд. рублей.

     Таким образом, по состоянию на 1 октября 2010 года совокупный объем средств  Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 1 258,258 млрд. рублей.

     По  состоянию на 1 января 2010 года совокупный объем средств  Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 2 769,018 млрд. рублей.

     В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые  взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2009 году, часть средств Фонда  национального благосостояния в  иностранной валюте на счетах в Банке  России реализована за 2,502 млрд. рублей, из которых 2,495 млрд. рублей, зачислены на счет по учету средств федерального бюджета, а остаток в сумме 0,007 млрд. рублей конвертирован в иностранную валюту.

     В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 246 средства Фонда  национального благосостояния размещены  на депозит в государственной  корпорации «Банк развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)» в   сумме 0,750 млрд. долларов США.

     Курсовая  разница от переоценки средств Фонда  национального благосостояния, размещенных  на депозите во Внешэкономбанке, составила   1, 085 млрд. рублей.

     Курсовая  разница от переоценки средств Фонда  национального благосостояния на счетах в Центральном банке Российской Федерации за январь-август 2010 года составила (-) 45,460 млрд. рублей.

     Таким образом, по состоянию на 1 октября 2010 года совокупный объем средств  Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 2 722,147 млрд. рублей.

 
     Дефицит федерального бюджета за январь-октябрь 2010 года, по предварительным данным, составил 783.59 млрд руб. Об этом говорится в  сообщении Министерства финансов.

      
В январе-октябре 2009 года дефицит федерального бюджета равнялся 1.506 трлн руб. Таким  образом, дефицит по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года сократился в 1.9 раза.  
Доходы бюджета за 10 месяцев 2010 года равнялись 6.722 трлн руб., или 86.4% к объему доходов, утвержденному законом о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов. Расходы составили 7.506 трлн руб., или 73.5% к законодательно утвержденным бюджетным ассигнованиям. 
Федеральная налоговая служба обеспечила поступление в бюджет 2.652 трлн руб. (87.9% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2010 год), Федеральная таможенная служба - 3.418 трлн руб. (84.1%), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - 44.87 млрд руб. (75.8%). Другими федеральными органами собрано 606.985 млрд руб., или 94.2% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2010 год.

Информация о работе Бюджет РФ его функции, устройство и процесс