Бюджет РФ его функции, устройство и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Работа содержит 1 файл

весь курсовикБЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕГО ФУНКЦИИ, УСТРОЙСТВО И ПРОЦЕСС».docx

— 130.60 Кб (Скачать)

     2)доходы  от внешнеэкономической деятельности;

     В ходе формирования доходов бюджета  и использования бюджетных средств  решаются задачи государственного регулирования  экономических и социальных процессов  в стране.

    Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций  государства.

     Практически расходы федерального бюджета —  это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном  бюджете на соответствующий финансовый год.

     Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и  перераспределением национального  дохода, используемого на общегосударственные  цели.

     В составе расходов бюджета в зависимости  от их экономического содержания выделяют капитальные расходы и текущие  расходы.

     Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную  и инвестиционную деятельность.

     Сюда  включаются статьи расходов, предназначенных  для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

     Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих  на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее  финансирование.

     Формирование  расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами  РФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.

     В соответствии с выполняемыми функциями  государства исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  функциональные виды расходов:

     1)обеспечение  деятельности Президента РФ, Федерального  Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии  РФ, федеральных органов исполнительной  власти и их территориальных  органов, другие расходы на  общегосударственное управление  по перечню, определяемому при  утверждении федерального закона  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год;

     2) функционирование федеральной судебной  системы;

     3) осуществление международной деятельности  в общефедеральных интересах  (финансовое обеспечение реализации  межгосударственных соглашений  и соглашений с международными  финансовыми организациями, международного  культурного, научного и информационного  сотрудничества федеральных органов  исполнительной власти, взносы Российской  Федерации в международные организации,  другие расходы в области международного  сотрудничества);

     4) национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, осуществление  конверсии оборонной промышленности;

     5) фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому  прогрессу;

     6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

     7) государственная поддержка атомной  энергетики;

     8)ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий федерального  масштаба;

     9) исследование и использование  космического пространства;

     10)содержание  учреждений, находящихся в федеральной  собственности или в ведении  органов государственной власти  РФ;

     11)формирование  федеральной собственности;

     12) обслуживание и погашение государственного  долга РФ;

     13) компенсация государственным внебюджетным  фондам расходов на выплату  государственных пенсий и пособий,  других социальных выплат, подлежащих  финансированию в соответствии  с законодательством Российской  Федерации за счет средств  федерального бюджета;

     14) пополнение государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных  камней, государственного материального  резерва;

     15)проведение  выборов и референдумов Российской  Федерации;

     16)федеральная  инвестиционная программа;

     17)обеспечение  реализации решений федеральных  органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов бюджетов других уровней;

     18)обеспечение  осуществления отдельных государственных  полномочий, передаваемых на другие  уровни власти;

     19)финансовая  поддержка субъектов Российской  Федерации;

     20) официальный статистический учет;

     21)прочие  расходы.

     Кроме того, в соответствии с законодательством  РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов  Федерации и бюджетов муниципальных  образований на финансирование следующих  функциональных видов расходов:

  1. государственная поддержка отраслей экономики (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  2. обеспечение правоохранительной деятельности;
  3. обеспечение противопожарной безопасности;
  4. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  5. обеспечение социальной защиты населения;
  6. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  7. обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  8. развитие рыночной инфраструктуры;
  9. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

              10. обеспечение деятельности избирательных  комиссий субъектов Российской  Федерации в соответствии с  законодательством РФ;

               11.  обеспечение деятельности  средств массовой информации;

               12. финансовая помощь другим бюджетам;

               13. прочие расходы, находящиеся  в совместном ведении Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований. 

    1.   Бюджетное устройство  и принципы бюджетной  системы РФ

     Бюджетное устройство – организационно-правовое построение бюджетной системы, включающее в себя структурные подразделения (виды бюджетов), принципы и формы  взаимосвязей между ними. Бюджетное  устройство базируется на государственном  устройстве, отражая взаимосвязи, характерные  для последнего.

     Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве регулируемая нормами права  совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и  бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Федеральный бюджет – центральное звено (1й  уровень) бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач  и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. Именно на федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой в стране бюджетной политики, обоснование бюджетных приоритетов, определение базовых принципов построения межбюджетных отношений.

     Бюджеты субъектов РФ (2й уровень) включает в себя бюджеты республиканские, областные, краевые, автономных областей (округов), а также городские бюджеты  городов федерального значения. Эти  бюджеты предназначены для финансового  обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъектов РФ.

     Местные бюджеты (бюджеты муниципальных  образований) составляют 3й уровень  бюджетной системы РФ. Они предназначены  для финансового обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения органов местного самоуправления. В соответствии с  Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 2006 года предусмотрено  разделение местных бюджетов на бюджеты  двух уровней: муниципальных районов  и городских округов, поселений. К уровню 1 местных бюджетов относятся  также бюджеты внутригородских  территорий городов федерального значения. Это позволит упорядочить бюджетное  устройство на местном уровне, ввести четкое разделение бюджетно-налоговых  полномочий между различными органами власти.

     Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной  системы и формируются на федеральном  и территориальном уровнях.

     Совокупность  всех видов бюджетов РФ образует консолидированный  бюджет РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и межбюджетных трансфертов.) Он составляется с целью прогноза и анализа  складывающихся пропорций. В обязательном порядке он представляется в органы законодательной власти в пакете документов, сопровождающих законопроект о соответствующем бюджете, но в отличие от бюджета законодательно не утверждается.

     Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

  1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.

  Этот  принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.

  1. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.
  2. Принцип самостоятельности бюджетов.

Данный  принцип означает:

       а) право законодательных (представительных) органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

       б) наличие собственных источников  доходов оборотов каждого уровня  бюджетной системы, определяемых  в соответствии с законодательством  России;

       в) законодательное закрепление  регулирующих доходов, полномочий  по формированию доходов соответствующих  бюджетов в соответствии с  бюджетным и налоговым законодательством;

       г) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  определять направления расходования  средств бюджетов, определять источники  покрытия дефицитов бюджетов.

          4) Принцип равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований.

     Означает  определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных  обязательств, формирование налоговых  и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

              5) Принцип полноты отражения доходов,  расходов и источников финансирования  дефицитов бюджетов. Означает, что  все доходы, расходы и источники  финансирования дефицитов бюджетов  в обязательном порядке и в  полном объеме отражаются в  соответствующих бюджетах.

Информация о работе Бюджет РФ его функции, устройство и процесс