Бюджет РФ его функции, устройство и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Работа содержит 1 файл

весь курсовикБЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕГО ФУНКЦИИ, УСТРОЙСТВО И ПРОЦЕСС».docx

— 130.60 Кб (Скачать)

     Кроме четырех функций, которые являются основными, бюджет может выполнять  симулирующую, информационную и другие функции. Они являются дополнительными, и их состав зависит от назначения бюджета

    В ходе формирования доходов бюджета  и использования бюджетных средств  решаются задачи государственного регулирования  экономических и социальных процессов  в стране.

    Доходы  бюджета представляют собой денежные средства, поступившие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной власти. В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

    Бюджет  активно участвует распределении  прибыли предприятий и хозяйственных  организаций. Существует известная  зависимость между формами и  величиной изъятия в бюджет части  прибыли предприятий и их заинтересованностью  в результатах работы. От того, насколько  совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании  производственных ресурсов, повышении  уровня рентабельности и увеличении прибыли.

    Путем централизации в бюджете части  финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными  средствами общегосударственные потребности  – ускоренное развитие прогрессивных  отраслей народного хозяйства, воспроизводство  квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обороноспособность страны.

    Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для  чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

    Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы  между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального  развития.

    Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения  национального дохода, государство  направляет средства в первую очередь  в те отрасли народного хозяйства  и те экономические районы, которые  требуют на данном этапе первоочередного  развития, то есть посредством бюджета  производится межтерриториальное и  межотраслевое перераспределение  национального дохода.

     Через государственный бюджет происходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные  исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые  средства в наиболее перспективные  отрасли науки, государство тем  самым обеспечивает развитие производственных сил страны.

    Всё это позволяет координировать экономическую  жизнь государства, рационально  размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу  и усиливает экономический потенциал  государства. 

    1. Характеристика  доходов и расходов федерального бюджета

     Основные  функции управления государством возложены  на центральные органы власти. Для  выполнения ими их обязанностей, а  также для финансового обеспечения  общегосударственных мероприятий  формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет РФ. В  ст.71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации  находятся федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, федеральные фонды  регионального развития.

     Средства  федерального бюджета являются главным  источником финансирования структурной  перестройки экономики, конверсии  предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных  направлений в сфере производства.

     Для решения этих задач федеральный  бюджет в соответствии с Бюджетным  и Налоговым кодексами РФ наделен  федеральными налоговыми и неналоговыми доходами.

    Доходы  бюджета представляют собой денежные средства, поступившие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной  власти. В процессе образования доходов  бюджета происходит императивное изъятие  в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

    Цель  доходов – создание устойчивой финансовой базы для выполнения функций государства.

    Доходы  являются важнейшим инструментом государственного регулирования социально-экономических  процессов. Доходная часть бюджета  формируется в соответствии с  Бюджетным и Налоговым кодексами, а нормативы централизации ежегодно утверждаются в федеральном законе на очередной финансовый год.

     Доходы  бюджета Федерального бюджета формируются  за счет налоговых и неналоговых  доходов, а также доходов целевых  внебюджетных фондов.

     В федеральный бюджет зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

     1)налога  на прибыль организаций по  ставке, установленной для зачисления  указанного налога в федеральный  бюджет, - по нормативу 100 процентов;

     2)налога  на прибыль организаций (в части  доходов иностранных организаций,  не связанных с деятельностью  в Российской Федерации через  постоянное представительство, а  также в части доходов, полученных  в виде дивидендов и процентов  по государственным и муниципальным  ценным бумагам) - по нормативу  100 процентов;

     3)налога  на прибыль организаций при  выполнении соглашений о разделе  продукции, заключенных до вступления  в силу Федерального закона  от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях  о разделе продукции"  и не  предусматривающих специальных  налоговых ставок для зачисления  указанного налога в федеральный  бюджет и бюджеты субъектов  Российской Федерации, - по нормативу  20 процентов;

     4)налога  на добавленную стоимость - по  нормативу 100 процентов;

     5)акцизов  на спирт этиловый из пищевого  сырья - по нормативу 50 процентов;

     6)акцизов  на спирт этиловый из всех  видов сырья, за исключением  пищевого, - по нормативу 100 процентов;

     7)акцизов  на спиртосодержащую продукцию  - по нормативу 50 процентов;

     8)акцизов  на табачную продукцию - по  нормативу 100 процентов;

     9)акцизов  на автомобили легковые и мотоциклы  - по нормативу 100 процентов;

     10)акцизов  по подакцизным товарам и продукции,  ввозимым на территорию Российской  Федерации, - по нормативу 100 процентов;

     11)налога  на добычу полезных ископаемых  в виде углеводородного сырья  (газ горючий природный) - по нормативу  100 процентов;

     12)налога  на добычу полезных ископаемых  в виде углеводородного сырья  (за исключением газа горючего  природного) - по нормативу 100 процентов;

     13)налога  на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых  в виде углеводородного сырья,  природных алмазов и общераспространенных  полезных ископаемых) - по нормативу  40 процентов;

     14)налога  на добычу полезных ископаемых  на континентальном шельфе Российской  Федерации, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, за  пределами территории Российской  Федерации - по нормативу 100 процентов;

     15)регулярных  платежей за добычу полезных  ископаемых (роялти) при выполнении  соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья  (газ горючий природный) - по нормативу  100 процентов;

     16)регулярных  платежей за добычу полезных  ископаемых (роялти) при выполнении  соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья  (за исключением газа горючего  природного) - по нормативу 95 процентов;

     17)регулярных  платежей за добычу полезных  ископаемых (роялти) на континентальном  шельфе, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;

     18)сбора  за пользование объектами водных  биологических ресурсов (исключая  внутренние водные объекты) - по  нормативу 20 процентов;

     19)сбора  за пользование объектами водных  биологических ресурсов (по внутренним  водным объектам) - по нормативу  20 процентов;

     20)водного  налога - по нормативу 100 процентов;

     21)государственной  пошлины (за исключением государственной  пошлины, подлежащей зачислению  в бюджеты субъектов Российской  Федерации и местные бюджеты  и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) - по  нормативу 100 процентов.

     Неналоговые доходы федерального бюджета формируются  в соответствии со статьями 41,42 и 46 Бюджетного Кодекса, в том числе за счет:

     1)доходов  от использования имущества, находящегося  в государственной собственности  Российской Федерации (за исключением  имущества федеральных автономных  учреждений, имущества, переданного  в доверительное управление юридическим  лицам, созданным в организационно-правовой  форме государственной компании, имущества федеральных государственных  унитарных предприятий, в том  числе казенных, а также случаев,  предусмотренных абзацами тринадцатым,  четырнадцатым части первой и  абзацами пятым, шестым части  второй статьи 57 настоящего Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых  федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов  государственной власти Российской  Федерации, - по нормативу 100 процентов;

     2)доходов  от продажи имущества (кроме  акций и иных форм участия  в капитале, государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных  камней), находящегося в государственной  собственности Российской Федерации,  за исключением имущества федеральных  автономных учреждений, имущества  федеральных государственных унитарных  предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных частями восьмой - десятой статьи 62 настоящего Кодекса, - по нормативу 100 процентов;

     3)части  прибыли унитарных предприятий,  созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством  Российской Федерации;

     4)лицензионных  сборов - по нормативу 100 процентов;

     5)таможенных  пошлин и таможенных сборов - по  нормативу 100 процентов;

     6)платы  за использование лесов в части  минимального размера арендной  платы и минимального размера  платы по договору купли-продажи  лесных насаждений - по нормативу  100 процентов;

     7)платы  за пользование водными объектами,  находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;

     8)платы  за пользование водными биологическими  ресурсами по межправительственным  соглашениям - по нормативу 100 процентов;

     9)платы  за негативное воздействие на  окружающую среду - по нормативу  20 процентов;

     10)консульских  сборов - по нормативу 100 процентов;

     11)патентных  пошлин - по нормативу 100 процентов;

     12)платы  за предоставление информации  о зарегистрированных правах  на недвижимое имущество и  сделок с ним, выдачу копий  договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних  сделок, совершенных в простой  письменной форме, - по нормативу  100 процентов;

     13)сборов  в счет возмещения фактических  расходов, связанных с совершением  консульских действий, - по нормативу  100 процентов.

     В доходах федерального бюджета также  учитываются:

     1)прибыль  Центрального банка Российской  Федерации, остающаяся после уплаты  налогов и иных обязательных  платежей, - по нормативам, установленным  федеральными законами;

Информация о работе Бюджет РФ его функции, устройство и процесс