Анализ объема выпуска и реализации продукции (работ, услуг) предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является поиск резервов увеличения выпуска и реализации продукции на ЗАО "Электро - ОВИМЭКС".
В процессе работы рассмотрены значение, задачи и информационное обеспечение анализа производства продукции; рассмотрена система показателей производства продукции; проведен анализ динамики и выполнения плана производства продукции на ЗАО "Электро - ОВИМЭКС"; проведен факторный анализ производства продукции на ЗАО "Электро - ОВИМЭКС"; предложены резервы увеличения выпуска продукции на ЗАО "Электро - ОВИМЭКС".

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы анализа производства продукции……………………....7
1.1 Задачи и информационное обеспечение анализа…………………………….….7
1.2 Система показателей производства продукции…………………………………9
2. Анализ производства продукции ЗАО "Электро - ОВИМЭКС"…………………19
2.1 Общая характеристика ЗАО "Электро - ОВИМЭКС"…………………………...19
2.2 Анализ динамики и выполнения плана производства продукции на ЗАО "Электро - ОВИМЭКС"………………………………………………………………....24
3. Резервы увеличения выпуска продукции на ЗАО "Электро - ОВИМЭКС"…....31
Заключение……………………………………………………………………………...37
Список использованных источников………………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по АФХД.docx

— 124.68 Кб (Скачать)
 

    Из  таблицы 3 видно, что за отчетный год  план по выпуску готовой продукции  перевыполнен на 2,9%, а по реализации - на 4,2%. Это свидетельствует о  снижении остатков нереализованной  продукции.

    Анализ  выполнения плана производства по ассортименту продукции показывает, что за 8 мес. 2010 г. перевыполнен план по производству удлинителей (на 700 млн. руб. или на 7,8%) и по прочей продукции (на 900 млн. руб. или на 13,8%). План по производству выключателей недовыполнен на 100 млн. руб. (или на 1,0%), а план по производству розеток - на 500 млн. руб. (или на 5,6%).

    Анализ  выполнения плана по реализации продукции ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" в ассортиментном разрезе показал, что за 8 мес. 2010 г. перевыполнен план по реализации выключателей (на 200 млн. руб. или на 2,0%), удлинителей (на 1040 млн. руб. или на 12,2%) и по прочей продукции (на 340 млн. руб. или на 5,7%). План по реализации розеток недовыполнен на 200 млн. руб. или на 2,4%.

    На  основании данных таблицы 4 проведем анализ выпуска продукции ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" за 8 мес. 2010 г. за счет структуры.

    Таблица 4. Анализ выпуска продукции ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" за 8 мес. 2010 г. за счет структуры

Изделие Оптовая цена за 1 шт., руб. Объем

производства,

тыс. шт.

Произведенная продукция в ценах плана, млн. руб. Изменение произведенной продукции за счет структуры, млн. руб.
план факт план фактически  при плановой структуре факт
Выключатели 4000 2625 2600 10500 10634 10400 -234
Розетки 3500 2571 2429 9000 9115 8500 -615
Удлинители 7600 1184 1276 9000 9104 9700 +596
Другая  продукция 5200 1250 1423 6500 6590 7400 +810
Итого: - 7630 7728 35000 35443 36000 +557
 

    Если  бы план производства был равномерно перевыполнен на 101,28% (7728/7630 × 100%) по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий  объем производства в ценах плана  составил бы 35443 млн. руб. При фактической  структуре он выше на 557 млн. руб. Это  значит, что увеличилась доля более  дорогой продукции в общем  ее выпуске.

    Структура произведенной ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" за 8 мес. 2010 г. продукции по плану и фактически приведена на рисунках 3 и 4.

    Как видно из данных рисунков 3 - 4, на ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" за 8 мес. 2010 г. планом было предусмотрено производство выключателей на 0,8% больше, чем было произведено за 8 мес. 2010 г., а розеток - на 2,3%. Фактическое количество изготовленных удлинителей выше запланированного на 1,0% в общем объеме продукции за 8 мес. 2010 г., по прочей продукции - перевыполнение плана производства составило 2,1% к общему объему всей продукции.

     

    Рисунок 3. Структура произведенной ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" за 8 мес. 2010 г. продукции по плану

     

    Рисунок 4. Структура произведенной ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" за 8 мес. 2010 г. продукции фактически

    При изучении деятельности предприятия  важен анализ ритмичности производства и реализации продукции. Ритмичность - равномерный выпуск продукции в  соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных  планом.

    Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические  показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки  готовой продукции на складах  и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

    На  основании данных таблицы 5 проведем анализ ритмичности выпуска продукции ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" за 8 мес. 2010 г. в разрезе кварталов.

    Таблица 5. Анализ ритмичности выпуска продукции ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" за 8 мес. 2010 г. в разрезе кварталов

Квартал Выпуск  продукции

за 8 мес. 2010 г. млн. руб.

Удельный  вес продукции,% Выполнение  плана, коэффициент Доля продукции, зачтенная в выполнение плана  по ритмичности, %
  план факт план факт    
Первый 10500 11000 30,0 30,5 1,048 30,0
Второй 12100 12700 34,6 35,3 1,05 34,6
Июль-август 12400 12300 35,4 34,2 0,992 34,2
Всего

за 8 месяцев 2010 г.

35000 36000 100 100 1,029 98,8
 

    Анализируя  данные таблицы 5 следует отметить, что коэффициент ритмичности  по выпуску продукции составляет 98,8%:

    Критм = 30 + 34,6 + 34,2 = 98,8%.

    Определим коэффициент вариации. Коэффициент  вариации (Кв) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за квартал к среднеквартальному плановому выпуску продукции:

     .

    Коэффициент вариации составляет 0,039. Это значит, что выпуск продукции по кварталам  отклоняется от графика в среднем  на 3,9%.

    Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также  показатель аритмичности как сумма  положительных и отрицательных  отклонений в выпуске продукции  от плана за каждый день (неделю, декаду).

    Для ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" коэффициент аритмичности равен:

    Каритм = 0,048 + 0,05 + 0,08 = 0,178.

    Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. Приведенные расчеты показывают, что ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" работает ритмично.

    Проведем  факторный анализ выпуска продукции ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" за 8 мес. 2010 г. за счет структуры:

    ВПф = ∑ (Vф. общ × УДi ф × Цi пл)

    ВПф = 0,336 × 7728× 4000 + 0,314× 7728 × 3500 + 0,165 × 7728 × 7600 + 0,185 × × 7728 × 5200 = 36000 млн. руб.

    ВПусл = ∑ (Vф. общ × УДi пл × Цi пл)

    ВПусл = 0,344 × 7728× 4000 + 0,337× 7728 × 3500 + 0,155 × 7728 × 7600 + 0,164 × × 7728 × 5200 = 36000 млн. руб. = 35443 млн. руб.

    ΔВПстр. = ВПф - ВПусл

    ΔВПстр. = 36000 млн. руб. - 35443 млн. руб. = +557 млн. руб.

    Проведем  факторный анализ прибыли продукции  ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" за 8 мес. 2010 г. на примере выключателей:

    Объем реализации (VРП):

    VРПпл = 2600 тыс. шт.

    VРПф = 2550 тыс. шт.

    Цена  реализации (Ц):

    Цпл = 3900 руб.

    Цф = 4000 руб.

    Себестоимость (С):

    Спл = 3600 руб., Сф = 3650 руб.

    Прибыль от реализации (П):

    Ппл = 780 млн. руб.

    Пф = 892,5 руб.

    За 8 мес. 2010 г. ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" фактически получило на 112,5 млн. руб. больше прибыли от реализации выключателей, чем запланировало.

    Проведем  факторный анализ прибыли от реализации выключателей:

    Ппл = VРПпл × (Цпл - Спл) = 2600 × (3900 - 3600) = 780 млн. руб.

    Пусл1 = VРПф × (Цпл - Спл) = 2550 × (3900 - 3600) = 765 млн. руб.

    Пусл2 = VРПф × (Цф - Спл) = 2550 × (4000 - 3600) = 1020 млн. руб.

    Пф = VРПф × (Цф - Сф) = 2550 × (4000 - 3650) = 892,5 млн. руб.

    Общее изменение прибыли от реализации выключателей ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" за 8 мес. 2010 г. составило:

    ΔПобщ = Пф - Ппл = 892,5 млн. руб. - 780 млн. руб. = 112,5 млн. руб.

    Определим изменение прибыли от реализации выключателей за счет:

    а) изменения объема реализации:

    ΔПVРП = Пусл1 - Ппл = 765 млн. руб. - 780 млн. руб. = - 15 млн. руб.

    б) изменения цены реализации:

    ΔПЦ = Пусл2 - Пусл1 = 1020 млн. руб. - 765 млн. руб. = +255 млн. руб.

    в) изменения себестоимости:

    ΔПС = Пф - Пусл2 = 892,5 млн. руб. - 1020 млн. руб. = - 127,5 млн. руб.

    Таким образом, снижение фактического объема продаж выключателей на 50 тыс. шт. (2550 тыс. шт. - 2600 тыс. шт) привело к снижению прибыли от реализации на 15 млн. руб., превышение фактической цены реализации над плановой на 100 руб. (4000 руб. - 3900 руб) привело к росту прибыли от реализации на 255 млн. руб., а превышение фактической себестоимости над плановой на 50 руб. (3650 руб. - 3600 руб) привело к снижению прибыли от реализации на 127,5 млн. руб. Проведенный анализ показал, что положительное влияние на рост прибыли от реализации выключателей ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" оказала цена реализации продукции, а превышение фактической себестоимости над плановой и снижение фактического объема продаж по сравнению с плановым отрицательно повлияли на изменение прибыли от реализации.

 

3. Резервы увеличения выпуска продукции на ЗАО "Электро - ОВИМЭКС"

 

    Рост  производства основных видов продукции  на ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" будет осуществляться главным образом за счет расширения зарубежных рынков сбыта, расширения ассортиментной программы, основанной на разработке новых модификаций уже существующих образцов, а также массовом выпуске новой продукции.

    Резервами роста реализации продукции ЗАО "Электро - ОВИМЭКС" являются: расширение ассортимента, снижение себестоимости продукции и повышение ее качества путем внедрения в производство новых технологий и оборудования, что позволит закрепить позиции и увеличить свою долю на рынке.

Информация о работе Анализ объема выпуска и реализации продукции (работ, услуг) предприятия