Анализ объема и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 08:27, контрольная работа

Описание работы

В условиях сформировавшегося рынка возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятия должны производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать. Положительный либо отрицательный результат деятельности хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента.

Работа содержит 1 файл

анализ производства и реализации продукции.docx

— 209.55 Кб (Скачать)

     1 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА  ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

     1.1 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции

     В условиях сформировавшегося рынка  возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятия должны производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать. Положительный либо отрицательный результат деятельности хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию, в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость [1].

     По  мнению Зимина И.Н. Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.

     Ресурсы поступают в те отрасли и тем  предприятиям, на продукцию которых есть спрос. Рыночная система лишает неприбыльные отрасли и субъекты хозяйствования редких ресурсов. Субъекты хозяйствования производят товары до тех пор, пока реализация дает прибыль, пока не насыщен спрос на эти товары. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капитал, определяется механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом акций, валют, ссудным процентом.

     Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому, анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.

     Целью анализа производства и реализации продукции является нахождение путей  увеличения объемов реализации по сравнению  с конкурентами, расширение доли рынка  при максимальном использовании  производственных мощностей, улучшение  ее качества, изыскании внутренних резервов роста объема выпуска и  как результат увеличение прибыли  предприятия [14].

     Савицкая  Г.В. считает, что основная задача комплексного анализа объемов производства и реализации продукции – анализ конкурентных позиций организации, ее способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эту общую задачу можно реализовать путем решения частных аналитических задач:

  • оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции;
  • проверка сбалансированности и оптимальности бизнес-планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;
  • выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

    Объектами данного направления анализа  являются:

  • объем производства и реализации продукции;
  • ассортимент и структура продукции;
  • качество продукции;
  • ритмичность производства продукции.

     В процессе анализа производства и  реализации продукции должны быть вскрыты  причины, тормозящие рост производства:

  • недостатки в организации производства и труда;
  • нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;
  • брак продукции.

     Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются:

  1. форма №1 статистической отчетности «Сведения о производстве промышленной продукции»;
  2. форма №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках»;
  3. данные оперативного бухгалтерского учета [5].

     1.2 Методика анализа динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

     Объем производства и реализации продукции  – это основные показатели, характеризующие деятельность организации. Анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности, как на этапе планирования производства, так и выполнения планов.

     По  степени готовности продукция подразделяется следующим образом:

     • валовая продукция, т.е. продукция всех видов и качества вне зависимости от степени ее готовности. Показатель валовой продукции, характеризует общий объем производства.

     • готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, которая сдана на склад и снабжена сдаточной документацией;

     • реализованная продукция (проданный товар) – это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика [13].

     Анализ  объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета  индексов роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводится полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный. Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода: 

                                              

                                            (1.1) 

цепные – относительно предыдущего периода: 

                                                   

                                             (2.2) 

где     Vi-1, Vi – объем производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом периоде соответственно;

       – объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.

     На  основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста Tср и прироста Тпр данных показателей по среднеарифметической Тсра или среднегеометрической Тсрг взвешенной: 

      ,                                              (3.2) 

      ,                                                (4.2) 

     Тпр = Тср – 100 .                                                   (5.2) 

     Продажа товаров является связующим звеном между производителем и потребителем. От спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. Объем продаж в плане определяется как стоимость товаров, предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, которые предназначены для продажи на сторону.

     Анализ  продажи товаров проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Так  же его проводят как по предприятию  в целом, так и в разрезе  структурных подразделений или  видов продукции. Инструментом анализа  финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта является бухгалтерская  отчетность.

       Рассчитывают процент выполнения  плана, абсолютное отклонение  от плана, темпы роста и прироста.

     Анализ  выполнения плана производства и  продаж товаров проводится как в  целях оценки качества планирования, так и для контроля плановой дисциплины, т.е. способности организации выполнять  плановые показатели.

     Для определения объема валовой продукции i-го периода в ценах базисного  периода, нужно его величину разделить  на произведение индексов цен за n предыдущих периодов. Динамику продукции характеризуют следующие показатели: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста и абсолютный размер 1 % прироста. На основе полученных данных можно рассчитать по среднегеометрической среднегодовые темпы роста (Тр ) и прироста (Тпр ): 

     Тр=n-1 nП Трi , i=1                                            (6.2) 

                                                      (7.2) 

     Выполнение плана по производству и реализации продукции характеризует абсолютное отклонение от плана и % его выполнения. На величину выпуска продукции влияет ряд факторов. Производственные факторы: численность работников и их квалификация, производительность труда, обеспеченность средствами труда, предметами труда, использование оборудования, сырья и материалов, организация производства, внедрение новой техники. Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое уравнение имеет вид: 

                                          (8.2) 

где    РП – объем реализованной продукции;

     ГПзап.I, ГПзап.II – запасы готовой продукции на начало и конец периода;

     ВП  – объем выпуска продукции за период.

     Анализ  реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия  несет уменьшение прибыли, штрафные санкции, оно может потерять рынки  сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

     При анализе определяется выполнение плана  поставок за месяц и с нарастающим итогом по предприятию, по отдельным потребителям и видам продукции, анализируются причины недовыполнения плана, и производится оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

     Анализ  выполнения договорных обязательств ведется  работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе  отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года [3].

     1.3 Методика анализа ассортимента и структуры произведенной продукции

     При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие должно учитывать спрос на данные виды продукции и эффективное использование различных ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий и внедрению новых совершенных видов продукции и изъятие морально устаревших изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции [4].

     Увеличение  объема производства по одним видам  и сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции соотношения отдельных ее видов запланированные. При увеличении удельного веса более дорогой продукции объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки: 

      ,                                   (1.3) 

      ,                                 (2.3) 

      .                                        (3.3) 

где     V ф.общ. – объем выпуска,

     УД - удельный вес.

     Результат можно получить и более простым  способом – способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных ( ) и условно-натуральных показателей ( ) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении): 

Информация о работе Анализ объема и реализации продукции