Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:45, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является исследование теоретических, методических и практических основ анализа финансовых показателей и на их основе оценить финансовое состояние конкретного предприятия.
Для раскрытия цели настоящей дипломной работы при ее написании решены следующие задачи:
Введение 4
1. Основы анализа финансового состояния предприятия
1.1 Сущность и значение финансового анализа 7
1.2 Информационная база и система показателей анализа 15
1.3.Бухгалтерский баланс как основной источник информации для 21
анализа финансового состояния предприятия
2. Анализ финансовых показателей ТОО «GSM Казахстан»
2.1 Анализ имущественного положения предприятия 29
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 39
2.3 Показатели эффективности использования ресурсов предприятия 55
3. Совершенствования финансового управления ТОО «GSM Казахстан»
3.1 Ориентация на новые оценочные показатели финансовой деятельности предприятия 71
3.2 Пути улучшения использования финансовых ресурсов
предприятия 77
3.3. Внедрение инновационных технологий как фактор укрепления финансового положения компании 81
Заключение 89
Список использованной литературы 90
Приложения
Т - ставка налога на доход;
D - рыночная стоимость акционерного капитала;
rе - рыночная доходность акционерного капитала (затраты на собственный капитал);
Е - рыночная стоимость акции компании;
V - совокупная рыночная стоимость фирмы.
Как правило, оценки затрат на привлечение заемного капитала не представляют сложности, поскольку они могут быть установлены исходя из условий кредитного соглашения или параметров выпуска облигаций.
Определение затрат на привлечение собственного капитала - одна из основных проблем теории финансов корпорации и требует отдельного исследования. Существует множество моделей оценки затрат на привлечение собственного капитала, поэтому при использовании любой модели необходимо выяснить взаимное влияние двух основных факторов, определяющих стоимость данного источника капитала.
Рассмотрим возможные механизмы определения затрат на привлечение собственного капитала компании, учитывающие специфику стран с развивающимся рынком капитала, к которым относится и Казахстан.
Первый из рассматриваемых механизмов, предложенный Лессардом, основан на модификации модели МОДА (модель оценки доходности активов). По его мнению, коэффициент β в стандартной модели МОДА должен быть заменен комбинацией «β проекта» и «β страны». Коэффициент «β проекта» может быть оценен как средняя β компаний отрасли, а коэффициент «β страны» должен отражать риск инвестиций в данной стране. В итоге ставку затрат на привлечение собственного капитала предлагается рассчитывать следующим образом:
E(r) = Rf+ βc * βpr * RP, (27)
где: Е(г) — ожидаемая доходность акций компании (% годовых);
Rf - ставка доходности безрискового актива (% годовых);
βс - коэффициент р для страны;
βрr - коэффициент Р для проекта (отрасли);
RP - премия за рыночный риск для американского рынка (% годовых).
В другом варианте, предложенном Годфри и Эспинозой, безрисковая ставка увеличена на разницу в доходности еврооблигаций развивающейся страны и американских государственных облигаций. Кроме того, вместо показателя β предложено использовать отношение стандартных отклонений доходности компании и доходности американского рынка, умноженное на коэффициент 0,6.
В итоге ставка затрат на привлечение собственного капитала по данному методу определяется следующим образом:
E(r) = Rf + (Y1 - Yusa) + 0,6 • (δpr / δusa) • RP, (28)
где: E(r) - ожидаемая доходность акций компании (% годовых);
Rf - ставка доходности безрискового актива (% годовых);
(Y1 - Yusa) - разница в доходности еврооблигаций развивающейся страны и американских государственных облигаций (% годовых);
δpr - стандартное отклонение доходности компании; δusa - стандартное отклонение доходности американского рынка;
RP - премия за рыночный риск для американского рынка (% годовых).
Третий метод, разработанный Эстрадой, также основывается на стандартной модели МОДА. В данном методе безрисковая ставка увеличена на разницу в доходности еврооблигаций развивающейся страны и американских государственных облигаций, а коэффициент р представлен отношением дисперсий доходности компании и мирового рынка.
E(r) = Rf + (Y1 - Yusa) + (Dpr / Dusa) • RP, (29)
где: E(r) - ожидаемая доходность акций компании (% годовых);
Rf - ставка доходности безрискового актива (% годовых);
(Y1 - Yusa) - разница в доходности еврооблигаций развивающейся страны и американских государственных облигаций (% годовых);
RP - премия за рыночный риск для американского рынка (% годовых);
Dpr - дисперсия доходности компании;
Dusa - дисперсия доходности американского рынка.
Исследования свидетельствуют, что наиболее развитыми и распространенными теориями оценки данной взаимосвязи являются следующие модели:
- модель оценки финансовых активов (МОДА), разработанная Уильямом Ф. Шарпом;
- теория арбитражного ценообразования (МАЦ) Стивенса Росса;
- модель Ольсона (ЕВО).
Анализ представленных моделей показывает, что данные теории оценки затрат на привлечение собственного капитала базируются, главным образом, на модели МОДА.
Сегодня ЭДС используется во многих компаниях экономически развитых стран. В Казахстане данная модель не нашла пока широкого применения, возможно, из-за низкой инвестиционной привлекательности большинства наших компаний, недостаточности по объему инвестирования в реальный сектор и др.
3.2 Пути улучшения использования финансовых ресурсов предприятия
Анализ деятельности ТОО «GSM Казахстан» показал нам на наличие проблем. В частности, не все финансовые коэффициенты ТОО «GSM Казахстан» соответствуют оптимальным значениям для бизнеса.
Только благодаря равномерному развитию всех структурных подразделений ТОО «GSM Казахстан» можно достичь наивысших темпов его развития и добиться оптимальных значений финансовых показателей.
Особое место в благополучии деятельности ТОО «GSM Казахстан» занимает уровень использования ресурсов предприятия, связанные с его деятельностью. Именно их рациональное использование залог улучшения финансовых показателей.
Простое декларирование того, что следует улучшить оборачиваемость оборотных средств или повысить значение коэффициента абсолютной ликвидности – ничего не даст ТОО «GSM Казахстан».
Финансовые показатели необходимо уметь «читать», за каждым из них стоит результат работы той или иной производственной структуры, того или иного управленческого подразделения, конкретного менеджера, принимаемые ими всеми решения.
Поэтому комплексное улучшение использование ресурсов предприятия – это также и комплексная программа улучшения менеджмента в ТОО «GSM Казахстан» - ведущей структурой в котором должна стать аналитическая служба предприятия. В этой связи думается, было бы рациональным ввести в управленческий аппарат ТОО «GSM Казахстан», в составе службы финансов отдельно выделенную аналитическую структуру (менеджера), регулярно готовящую круг наиболее важных аналитических показателей деятельности ТОО «GSM Казахстан», доступных любому структурному подразделению предприятия, принимающую ответственные решения по определению стратегической политики и тактики развития предприятия.
Было бы правильным также сведение всех компьютеров аппарата управления ТОО «GSM Казахстан» в единую сеть, что позволит руководству предприятия в любой момент получать оперативную информацию о состоянии использования ресурсов и принимать своевременные меры по устранению возникающих проблем.
В последнее время во многих компаниях Казахстана стали появляться аналитические группы, анализирующие финансовое и иное положение своих компаний и на основе результатов предложений таких групп принимаются решения по дальнейшему продвижению бизнеса. В состав групп обычно входят ведущие специалисты основных производственных структур аппаратов управления. Часто привлекаются работники низовых организаций. Обсуждаются и решаются самые разнообразные вопросы.
Например, такие группы действуют в банковской системе – в АО «Казкоммерцбанк», в производстве мяса птицы –АО «Сеймар» и т.д. За основу такого менеджмента принят западный опыт, который привнесли в экономику Казахстана молодые казахстанцы, получившие образование за рубежом.
Указанный опыт должен быть перенят и использован в менеджменты ТОО «GSM Казахстан». Именно такая организация подготовительных мероприятий по комплексному использованию финансовых ресурсов ТОО «GSM Казахстан» может дать скорые положительные результаты.
Аналитическая группа не потребует создания специального подразделения – для ведения ее необходим лишь один толковый специалист, непосредственно подчиняющийся Генеральному директору ТОО «GSM Казахстан». Его задача вести документацию по вопросам рассматриваемой группой, а принятые рекомендации доводить до Генерального директора, за которыми остается право окончательного принятия решения.
Так, например, идея внедрения новых маркетинговых программ, выдвинутая маркетологами ТОО «GSM Казахстан», ведущая к существенной экономии времени набора печатных файлов, и следовательно времени подготовки рекламных продуктов для предприятия, может иметь за собой как положительные, так и отрицательные последствия.
Система может быть ненадежной и привести к срыву выполнения программы, а может наоборот быть получен двойной эффект – с одной стороны – экономия времени подготовки печатных файлов, а с другой резкое повышение качества печатных оттисков, т.е. предприятие сэкономив расходы на системе до печатной подготовки - добьется улучшения качества работ и таким образом привлечет новых клиентов. Результатом этого станет улучшение финансовых показателей за счет роста объемов оказываемых услуг, а также рост имиджа ТОО «GSM Казахстан» как поставщика высококачественных услуг. Здесь следует отметить, что за границей высокий имидж предприятия или гудвил оценивается в денежном эквиваленте. Постепенно это понятие начинает распространяться и в Казахстане.
Заключение по названному проекту маркетолог сам по себе принять не сможет в силу ограниченности необходимой информационной базы и отсутствия специальных знаний. Совместно с другими необходимыми службами, проблема может быть решена либо отставлена для дальнейшего рассмотрения и ее развития.
Предметом рассмотрения аналитической группы должны стать самые разнообразные вопросы производственно-финансовой деятельности ТОО «GSM Казахстан», а методом ее работы так называемые «мозговые атаки» или «мозговые штурмы».
То есть все те виды менеджмента в настоящее время применяемого в ТОО «GSM Казахстан» должны применяться аналитической группой, но под иным углом зрения – где постоянно должна присутствовать идея улучшения финансово-экономических показателей предприятия, достижение им более высокого уровня конкурентоспособности, занятие большей доли рынка перевозок Казахстана, а в дальнейшем и зарубежных потребителей услуг при транзите через страну.
Примерный круг рассматриваемых аналитической группой вопросов приведен ниже в таблице 15.
Перечень выносимых на обсуждение проблемных вопросов конечно может быть существенно больше, а направленность шире. Все зависит от инициативы структурных подразделений и главным образом от конкретных менеджеров – от того как они видят проблемы предприятия и как относятся к его судьбе.
В условиях современного развития рынка таким образом, многое зависит от состояния кадрового вопроса, возможности адекватной реакции менеджеров предприятия на постоянно изменяющуюся внешнюю и внутреннюю среду деятельности предприятия.
Каждый из перечисленных проблемных вопросов естественно углубляется.
Рассмотрим проблему улучшения использования трудовых ресурсов ТОО «GSM Казахстан». Это направление производственных ресурсов актуально. Экономия лишь 1% трудовых затрат в условиях ТОО «GSM Казахстан» составит 1300 тыс. тенге, что составляет ощутимые деньги.
Следовательно особый интерес менеджеров ТОО «GSM Казахстан» должна вызвать проблема снижения затрат на свою деятельность.
Реализация того или иного проекта в ТОО «GSM Казахстан» должна решаться комплексно, с использованием всех его составляющих. В этом вопросе не может быть мелочей. Именно поэтому в преуспевающих компаниях проблема комплексного использования ресурсов решается усилиями коллективного мышления ведущих специалистов.
Комплексное решение вопросов использования производственных ресурсов часто приводит к мультипликационному эффекту, когда реализация одного проекта ведет к улучшению взаимосвязанных показателей.
В этой связи возникает необходимость полномасштабного использования инноваций в ТОО «GSM Казахстан».
Для выработки правильной инновационной политики и оптимальной стратегии ее осуществления следует четко определиться в характере, выборе форм и методов технологического развития. Инструменты экономического механизма инновационно-технологического развития должны быть выбраны и использованы таким образом, чтобы могли принести ощутимый экономический эффект, так как свободных финансовых средств в производственной деятельности как правило не хватает.
Таблица 15
Вопросы улучшения комплексного использования производственных ресурсов ТОО «GSM Казахстан»
Проблемный вопрос | Кем представляется |
1. Использования основных средств и других финансовых ресурсов | Службы развития, финансов (бухгалтерия) и др. |
2. Материальные и технические ресурсы | Службы развития, материальных ресурсов, финансов (бухгалтерия) новых технологий и др. |
3. Трудовые ресурсы | Управление трудовыми ресурсами, Службы развития, финансов (бухгалтерия) и др. |
4. Инновации | Службы развития, IT- технологий, финансов (бухгалтерия) и др |
5. Управление | Управление трудовыми ресурсами, Службы развития, финансов (бухгалтерия) и др. |
6. IT-технологии | Службы развития, IT- технологий, финансов (бухгалтерия) и др |
Источник: разработано автором |
|