Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:44, курсовая работа
Прибыль – конечный финансовый результат деятельности предприятия. Она определяется как разность между выручкой и затратами.
Целью любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, является получение максимальной прибыли, так как именно она является основой стабильного функционирования предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МЕТОДИКА АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Сущность, значение и классификация прибыли 4
1.2 Факторный анализ прибыли 7
1.3 Анализ отчета о прибылях и убытках 12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ХЛЕБОЗАВОД КАМЕНСКИЙ» 16
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Хлебозавод Каменский» 16
2.2 Факторный анализ прибыли ОАО «Хлебозавод Каменский» 20
2.3 Анализ отчета о прибылях и убытках за 2005–06 гг. 25
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ ОАО «ХЛЕБОЗАВОД КАМЕНСКИЙ» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Приложение 1 38
Приложение 2 39
СОДЕРЖАНИЕ
Прибыль – конечный финансовый результат деятельности предприятия. Она определяется как разность между выручкой и затратами.
Целью любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, является получение максимальной прибыли, так как именно она является основой стабильного функционирования предприятия.
Анализ прибыли предприятия служит для объективной оценки деятельности предприятия. Целью анализа прибыли является выявление факторов, оказывающих влияние на величину прибыли, с последующим их разделением на негативные и позитивные. Влияние позитивных факторов необходимо увеличивать, а влияние негативных сводить к минимуму для получения максимального финансового результата.
Задачами анализа финансовых результатов являются:
3) Выявление факторов,
оказывающих влияние на
4) Изучение динамики показателей прибыли по годам;
5) Изучение структуры показателей прибыли с целью определения показателя, занимающего наибольший удельный вес в системе показателей.
Проблема выявления факторов, оказывающих влияние на величину прибыли, является весьма актуальной в настоящее время, поскольку анализ прибыли позволяет выявить дополнительные ресурсы, кроме того высокое значение показателя прибыли обеспечивает необходимый уровень ликвидности и платежеспособности, что в конечном счете определяет финансовую устойчивость предприятия в изменяющихся рыночных условиях.
Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности. [14,198]
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений обладает тремя функциями:
Прибыль – это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли – это:
1) основной внутренний
источник текущего и долгосрочн
2) главный источник возрастания рыночной стоимости предприятия;
3) индикатор кредитоспособности организации;
4) главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;
5) индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;
6) гарант выполнения
организацией своих
Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования предприятия в рыночной экономике.
Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности бизнеса – одна из главных внутренних причин банкротства.
Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде. Это означает:
Существует несколько типов классификации прибыли в зависимости от определенных признаков.
1) По характеру использования выделяют прибыль, направленную на дивиденды (или потребленную) и капитализированную прибыль (нераспределенную).
2) По периодичности получения выделяют регулярную и чрезвычайную прибыль.
3) По видам деятельности различают:
– прибыль от обычной деятельности (операционная прибыль);
– прибыль от инвестиционной деятельности;
– прибыль от финансовой деятельности.
4) По источникам формирования различают:
– прибыль от реализации услуг;
– прибыль от реализации имущества;
– внереализационную прибыль.
5) По порядку формирования различают:
– валовую прибыль;
– прибыль от налогообложения;
– нераспределенную прибыль;
– чистую прибыль.
Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности предприятия, это находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности.
Валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции и производственной себестоимостью продукции. Валовая прибыль служит для покрытия коммерческих и управленческих расходов. Она больше названных расходов на величину прибыли от продаж. Валовая прибыль носит название брутто–прибыли от реализации продукции.
В процессе своей деятельности организация несет операционные и внереализационные расходы. Сюда включаются проценты к получению и к уплате, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные расходы (включая налоги, относимые за счет финансового результата). Сальдо доходов и расходов операционных и внереализационных расходов увеличивает или уменьшает прибыль от продаж и формирует прибыль до налогообложения.[14,204]
После уплаты налога на прибыль у организации остается нераспределенная прибыль. За счет нераспределенной прибыли выплачиваются дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям, а также производятся отчисления в резервный фонд. В результате формируется чистая прибыль предприятия, которая по усмотрению руководства предприятии может быть направлена на финансирование процесса расширенного воспроизводства, если того требует рынок, а также на приобретение основных и оборотных средств, на развитие и внедрение инновационных технологий в производство для ускорения производственного процесса.
Формулы расчета показателей прибыли представлены в табл. 1.
Таблица 1 – Расчет показателей прибыли
Показатель |
Формула расчета |
1. Валовая прибыль |
Выручка от продажи продукции
– себестоимость проданной |
2. Прибыль от продаж |
Валовая прибыль – (коммерческие + управленческие расходы) |
3. Прибыль до налогообложения |
Прибыль от продаж ± сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов |
4. Нераспределенная прибыль |
Прибыль до налогообложения – налог на прибыль |
5. Чистая прибыль |
Нераспределенная прибыль – (выплаты по акциям + отчисления в резервный фонд) |
Основными задачами анализа прибыли являются:
В процессе анализа изучается состав и динамика прибыли отчетного года; устанавливается факторы, определяющие уровень прибыли; оценивается влияние выделенных факторов.
Прибыль является основой принципа самофинансирования деятельности предприятия. Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность предприятия. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных средств, а потому интерес для руководителей предприятия с целью принятия оптимальных стратегических решений.
На величину прибыли организации оказывают влияние различные факторы. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. А другие оказывают косвенное влияние, через какие–либо показатели. В данном случае величину воздействия определить можно только с определенной долей вероятности или вообще невозможно.
Для того, чтобы сознательно и целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения по наращиванию прибыли, необходимо прежде всего классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс. Все факторы можно разделить на две группы –внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).
К внешним относятся:
Под внутренними факторами понимают:
Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:
На величину прибыли оказывают влияние также эффект производственного и финансового рычага.
Эффект производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли больше темпов прироста объема реализации. Увеличение прибыли происходит за счет эффекта масштаба производства. При этом, чем больше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем больше эффект производственного рычага.
Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала позволяет, при определенных условиях, снизить как налогооблагаемую прибыль, так и налог на прибыль. Однако риск финансовый деятельности организации при этом возрастает. [14,205]
Методика расчета влияния факторов на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги (по данным Приложения 1).
1) Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».