Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:45, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является исследование теоретических, методических и практических основ анализа финансовых показателей и на их основе оценить финансовое состояние конкретного предприятия.
Для раскрытия цели настоящей дипломной работы при ее написании решены следующие задачи:
Введение 4
1. Основы анализа финансового состояния предприятия
1.1 Сущность и значение финансового анализа 7
1.2 Информационная база и система показателей анализа 15
1.3.Бухгалтерский баланс как основной источник информации для 21
анализа финансового состояния предприятия
2. Анализ финансовых показателей ТОО «GSM Казахстан»
2.1 Анализ имущественного положения предприятия 29
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 39
2.3 Показатели эффективности использования ресурсов предприятия 55
3. Совершенствования финансового управления ТОО «GSM Казахстан»
3.1 Ориентация на новые оценочные показатели финансовой деятельности предприятия 71
3.2 Пути улучшения использования финансовых ресурсов
предприятия 77
3.3. Внедрение инновационных технологий как фактор укрепления финансового положения компании 81
Заключение 89
Список использованной литературы 90
Приложения
Опыт индустриально развитых стран с долгой историей рыночного развития показывает, что для активизации инновационной деятельности необходимы целенаправленное регулирование деятельности ТОО «GSM Казахстан» в сфере инноваций. Таким направлением может быть внедрение новых технологий по ремонту вагонов, активно применяемые в европейских странах.
Таким образом, проблема комплексного улучшения использования финансовых ресурсов, от которого зависит финансовое благополучие ТОО «GSM Казахстан», лежит в области улучшения менеджмента. Выделение среди приоритетных стратегических задач – улучшение использования творческого потенциала работников ТОО «GSM Казахстан» позволит ему решать назревшие вопросы повышения эффективности деятельности предприятия и улучшить управление его финансовыми ресурсами.
3.3. Внедрение инновационных технологий как фактор укрепления финансового положения компании
Стремительное развитие рынка сотовой связи подвело его близко к уровню насыщения. По данным Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи (АИС), количество абонентов мобильной связи в Казахстане на конец 2009 года составило 15,7 млн. человек, что примерно равно численности населения страны.
Большая часть рынка распределена между двумя операторами: ТОО «GSM Казахстан» (с торговыми марками Activ и Kcell) имеет семь миллионов абонентов, а ТОО «КаР-Тел» (Beeline) - 6,8 млн абонентов. Два других оператора существенно отстали. ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (NEO) имеет 963 тыс. абонентов, и 932 тыс. абонентов приходится на АО «Алтел» (Pathword и Dalacom).
В Казахстане пока нельзя сказать, что естественный прирост абонентской базы прекратится, и основной задачей операторов будет удержание или «перетягивание» абонентов у конкурентов. Подобные перспективы видны на горизонте, но пока рынок сотовой связи страны за пределами этой ситуации.
В этой связи необходимо чтобы в ТОО «GSM Казахстан» работали как над ростом абонентской базы, так и над укреплением лояльности абонентов. Очевидно, что часть роста клиентов компании пойдет за счет перехода абонентов из других компаний и операторов сотовой связи.
На протяжении последних лет на рынке сотовой связи ощущается заметное усиление конкурентной борьбы. Поэтому коммерческую политику ТОО «GSM Казахстан» следует направить на то, чтобы быть оператором, понятным и предсказуемым для абонентов компании. Клиент должен понимать, что компания предпринимает те или иные действия по вполне определенным причинам. ТОО «GSM Казахстан» должно строить отношения с абонентом на основе честных и открытых взаимоотношений.
Например, если компания запускает новую акцию, то следует членораздельно объяснить клиентам, что это акция, а не новый тарифный план, что это предложение действует не повсеместно, а, например, на 191 направлении или что в каких-то популярных тарифных планах есть абонентская плата и т.д.
Кроме того, нужно правильно выстраивать систему абонентского обслуживания. Например, следует отказываться от традиционных показателей удовлетворенности абонентов, основанных на количестве успешных дозвонов и среднего времени разговора с абонентом. Необходимо ввести систему чтобы абонент сам мог иметь возможность оценивать свой опыт общения с call-центром или фронт-офисом. Допустим, он получает sms-сообщение и по пятибалльной шкале оценивает качество обслуживания, которое он получил. И такие данные для компании окажутся важнее процента дозвона, поскольку они будут идти от первого лица, т.е. от потребителя услуги. Сотрудники компании должны знать, если имеется 95-процентный дозвон, но при этом операторам приходится сокращать время разговора с абонентом - это не показатель.
Необходимо внедрить рыночный принцип работы - если компания хочет, чтобы абоненты ее уважали, необходимо дать им понять, почувствовать, что и компания их уважает. Абонент должен ощущать, что оператору не все равно. Если по каким-то причинам абонент оценивает работу сотрудника компании на единицу или на двойку, это будет влиять на продолжительность его работы в компании и тому подобное.
Для усиления позиций в конкурентной борьбе следует сконцентрировать усилия на следующих аспектах.
Во-первых, это адекватная тарифная политика. Конкурентная борьба на рынке усиливается с каждым днем, особенно это касается рынка корпоративных клиентов, на котором ТОО «GSM Казахстан» занимает лидирующие позиции. В этой связи необходимо предпринять определенные меры, которые позволили нам не потерять ни одного процента доли рынка корпоративных пользователей. Для этого в ТОО «GSM Казахстан» должны были оперативно и адекватно реагировать на ожидание клиентов компании и в случае необходимости расширять покрытие или менять тарифную политику.
В розничном сегменте за счет акций и тарифных предложений также необходимо повысить лояльность абонентов. И по некоторым эффективным акциям, очевидно следует принимать решение об их сохранении акцию или предлагать что-то более эффективное. Это будет хорошим пиар ходом, ибо клиенты осознают и примут предложения компании понятными и полезными для себя. Это обстоятельство позволит полнее реализовывать все возможности, которые предоставляет рынок.
Эти акции позволят добиться того, что при снижении, например, такого показателя как ARPU (средняя выручка на одного пользователя), будут привлечено значительно больше менее доходных абонентов. Когда оператор вводит новый тарифный пакет, снижающий стоимость услуг, он сможет иметь и некоторый рост доходов за счет предоставления большего объема услуг. Такой рост по некоторым оценкам может составить до 35%.
Однако следует стремиться держать показатель ARPU стабильным и не допускать его падения.
Сейчас ТОО «GSM Казахстан» вводит специальные тарифные предложения со специальной стоимостью в виде акций. На наш взгляд, вопрос о введении новых, сниженных тарифов должно получить системный и устойчивый трендовых характер. В Казахстане как известно тарифы на услуги сотовой связи существенно выше чем в развитых странах мира, а жизненный уровень казахстанцев значительно ниже чем в этих странах. Очевидно, что резервы для снижения цен на услуги ТОО «GSM Казахстан» имеются. Этого можно было бы добиться за счет повышения финансового управления в компании.
В Казахстане невозможно ожидать 100-процентного покрытия в силу географических особенностей. Ни один оператор без серьезной поддержки государства не сможет поддерживать базовые станции в рабочем состоянии повсеместно. И соответственно, нельзя ожидать 100-процентного проникновения.
Рост объем использованных услуг, вызывает необходимость операторов планировать серьезные инвестиции в развитие сети (как в увеличение емкости, так и в расширение географического покрытия). На сегодняшний день еще немалая часть сельских районов находится вне зоны покрытия сетей операторов - это, как правило, населенные пункты с численностью жителей в районе тысячи человек.
В этой связи как нам представляется, важной задача ТОО «GSM Казахстан» покрыть все населенные пункты страны с населением от тысячи человек до конца 2012 года. Это также станет важным источником роста компании и увеличение ее валовых денежных поступлений.
Такое покрытие с учетом географии страны, с учетом большой удаленности многих поселков от центральных магистралей, энергетических линий и так далее - очень непростая задача. Чтобы довести сигнал до некоторых из таких населенных пунктов, придется задействовать спутниковый канал. Если, скажем, в поселке тысяча жителей и потенциальных пользователей из них -примерно 500 человек, то покрытие этого населенного пункта с использованием спутникового канала априори нерентабельно с точки зрения бизнеса.
Стоимость спутникового канала, обеспечение энергетики, сохранности оборудования и прочее будет стоить на порядок больше, чем могут принести абоненты. Эта разница ложится на оператора социальным обязательством, которое, кстати, не возмещается из того Фонда универсальных услуг, основными плательщиками в который являются все операторы сотовой связи. Сейчас в нашей стране проникновение сотовой связи выше, чем фиксированной, и расходы компании в отдельных районах на покрытие выше, чем доходы. В связи с чем необходимо решить вопрос о дотациях из Фонда универсальных услуг. Ведь существуют льготные авиабилеты на рейсы из городов Казахстана в Астану. Также можно было бы за счет дотаций сотовых компаний решить важный социальный вопрос – обеспечение связью отдаленных сельских районов Казахстана.
Передача SMS в ТОО «GSM Казахстан» остается примерно на прежнем уровне. ТОО «GSM Казахстан» стало продавать в сетях USB-модемы Kcell connect. Наблюдается положительный момент - увеличивается проникновение смартфонов и других устройств, которые поддерживают GPRS и EDGE. Однако, появляются регионы, где не хватает сетевого ресурса, и скорости в сетях снижаются. Такое положение делает необходимым осуществление значительных инвестиций в развитие сети, внедрение инновационных технологий.
Одним из стимулов роста объемов передачи данных будет ввод нового поколения, третьего по счету - 3G. Сейчас мобильная передача данных по технологии GPRS/EDGE - это доступ в Интернет и, например, к корпоративной почте, там, где у нет других способов доступа к информации (таких как Wi-fi или проводных технологий). Это просто дополнительный способ соединения, так как сам по себе GPRS не может конкурировать с кабельным Интернетом. Однако важно, что этот способ доступа может являться основным в сельских регионах, где нет других возможностей доступа к передаче информации.
Важно, что государство поддерживает развитие нового поколения сотовой связи. Так, правительство РК дало поручения Агентству Республики Казахстан по информатизации и связи и Министерству обороны по высвобождению частотного сектора. Сейчас идет очень конструктивная работа. В экспериментальным способом было выявлено, что 3G не мешает военным. Благодаря тестовым испытаниям, было доказана разумная совместимость частот. Это позволило высвободить весь диапазон, необходимый для 3G, что дает широкие возможности для развития сотовой связи в Казахстане. В результате, казахстанские операторы получают необходимые частоты для разворачивания качественной высокоскоростной сети 3G.
Практика показала, что ТОО «GSM Казахстан» оказалось ресурсно полностью готовым к внедрению сетей третьего поколения. Сделаны надстройки на существующее оборудование, для того чтобы можно было работать с сетью 3G, устанавливаются базовые станции. Продолжаются работы по внедрению в крупных городах новых станций и оборудования на частоты для 3G. Ввозится необходимое оборудование.
Уже сейчас несколько сотен тысяч абонентов имеют на руках терминалы, совместимые с 3G. Для этого не нужно менять ни sim-карту, ни настройки. В новой сети абонент сможет увидеть скорости теоретически до 7 Мбит/c, 14 Мбит/c и даже 28 Мбит/c. Практическая скорость будет, скорее всего, в пределах 1-4 Мбит/c в зависимости от качества сигнала и загруженности базовой станции и типа абонентского терминала.
Однако на практике в компании не особо рекламируются новые технологические возможности, что снижает приток новых абонентов в ТОО «GSM Казахстан».
В этой связи также важно не допустить существенных изменений в тарифной политике компании. Тарифы в сети 3G необходимо оставить на уровне текущих тарифов.
Если допустить повышение некоторых тарифов, то это следует делать лишь в том случае, если будут предложены новые продукты, более высокого уровня потребления. Это могут быть какие-то новые предложения для бизнес-сегмента, например безлимитный e-mail или безлимитные социальные сети. Но вводить безлимитные тарифы для любого вида и объема трафика в Казахстане будет сложно. Сотовые сети все-таки имеют ограниченный ресурс. Например, после того как ввели безлимитные тарифы в европейских сетях, 3G-операторы увидели существенный скачок роста трафика. Это произошло в первую очередь за счет закачки видео с объемами файлов 1-2 ГБ и выше. Для сети 3G сложно нести на себе загрузку по видеофайлам.
Важным для выработки стратегии на будущее то, что поколение 3G может быть и основной технологией доступа в Интернет, поскольку эта технология дает скорости, которые не доступны в проводных технологиях, и она мобильна. При этом надежность услуги будет достаточно высокой. Это изменит отношение потребителей к Интернету в сотовых сетях, и, вполне возможно, они в основном будут использовать услуги 3G. И можно будет ожидать существенно роста объема использования услуг передачи данных. Единственным ограничением будет то, что на сегодняшний день доминирующий оператор имеет самую развитую сеть оптоволоконных каналов связи и устанавливает тарифы. Сейчас такие сети пытаются развивать альтернативные операторы. И на данный момент остро стоит вопрос о том, сколько будет стоить Интернет для самих интернет-провайдеров и операторов. Необходимо удержать тарифы на адекватном запросам рынка уровне. Тогда приток новых абонентов станет очевидным в рассматриваемой компании.
В свете инновационных технологий нельзя останавливаться на достигнутом. Казахстан очевидно станет первым на просторах СНГ страной, где будет внедрено новейшее поколение сотовой связи 4G. Проведенные тестовые испытания 4G показали, что все работает нормально, а скорость порядка 100 Мбит/с. Единственная существующая пока проблема - абонентское устройство больших размеров, что неудобно для клиентов. Пройдет еще некоторое время, прежде чем можно будет увидеть небольшие пользовательские терминалы. И еще некоторое время пройдет, прежде чем появится достаточный спектр различных абонентских устройств.