Современное состояние и перспективы дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.

Содержание

Введение 4
1. История развития дошкольного образования от киевской Руси до 1917г. 6
2. Советская система дошкольного образования. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 11
2.3. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма. 13
3. Современное дошкольное образование 18
3.1. Преобразования конца XX начала XXI века 18
3.2. Новые стратегические ориентиры развития системы дошкольного образования в рамках Федеральных государственных образовательных требований (ФГТ) 28
3.3. Цели и задачи современного дошкольного образования 38
3.4. Современные программные, методологические, психологические, методические и технологические основы дошкольного образования 42
3.4.1. Программное обеспечение дошкольного образования 42
3.4.2. Психологические и методологические основы дошкольного образования. 45
3.4.3. Методики и технологии дошкольного образования 50
4. Анализ проблем дошкольного образования 56
4.1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей 56
4.1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации 56
4.1.2. Анализ ситуации в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей в Уральском федеральном округе и Свердловской области 64
4.1.3 Городской округ Ревда: состояние дошкольного образования, проблемы, задачи 67
4.2. Обзор развития национальной системы дошкольного образования. (Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей) 70
4.2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования. 70
4.2.2. Развитие альтернативных форм дошкольного образования 74
4.2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций 74
4.2.2.2. Семейные детские сады 80
4.2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады 83
4.2.3. Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ 86
4.2.3.1. Целевые потребительские субсидии 87
4.2.3.2. Муниципальный заказ 91
4.2.3.3. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии 95
4.2.4. Стимулирование частно – государственного партнерства 96
4.2.5. Выводы и рекомендации 99
5. Перспективы развития системы дошкольного образования 105
5.1. Новые законодательные акты об образовании 105
6. Основные направления развития дошкольного образования 113
7.Заключение 116
8. Список использованных источников 118
9. Приложения…………………………………………………………………..120

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1,009.50 Кб (Скачать)

3.4.3. Методики и технологии дошкольного образования

Каждое образовательное  учреждение имеет право выбирать существующие методики и технологии дошкольного образования или  разрабатывать собственные. Если программа дошкольного образования формулирует цели и задачи воспитания, то методики и технологии направлены на достижение этих целей. Необходимо отметить, что понятия методика и технология дошкольного образования нельзя путать. Традиционно в педагогике выделяют определенные составляющие, рассматриваемые отдельно друг от друга. Так существуют различные методики физического развития, методики преподавания математики, методики стимулирования речевого развития и прочее.

Технологии дошкольного образования предназначены для того, чтобы объединить все методики в единое целое, обеспечив при этом комплексный воспитательный процесс. Кроме того, отличие технологии от методики дошкольного образования состоит в том, что технология гарантирует достижение определенного результата. Технология предполагает описание определенной последовательности действий, которые в итоге приведут к ожидаемому результату. Гарантией эффективности технологий дошкольного образования является их практическое происхождение. То есть, если методики имеют скорее теоретический характер, то технологии разрабатываются воспитателями и преподавателями на основе собственного, многократно повторенного, успешного опыта воспитания детей.

Технологии дошкольного образования  могут быть основаны на известных воспитательных методиках или использовать их отдельные элементы. Например, популярными среди российских детских садов являются методики Монтессори, Никитиных, Домана. Информацию о применяемых методиках и их особенностях можно найти на сайте дошкольного образования, который сегодня есть практически у каждого детсада. [1, с. 23]

Все существующие методики дошкольного  образования ориентированы на какую-либо одну сторону развития ребенка. Множество  разнообразных методик можно  также найти на сайтах дошкольного образования.

Методики физического воспитания детей направлены на развитие личности ребенка посредством проведения спортивных мероприятий. Целью данных методик является воспитание у детей  привычек, направленных на укрепление здоровья и совершенствование физической формы. К таким привычкам относится, например, ежедневная утренняя зарядка. В данных методиках дошкольного образования спортивные упражнения рассматриваются не только как способ поддержания здоровья, но и как фактор, способствующий формированию волевых качеств. Кроме того, физические упражнения могут стать одним из видов проявления творческой активности.

Современное дошкольное образование  немыслимо без методик формирования математических представлений. Целью  данных методик является ознакомление дошкольников с геометрическими фигурами, обучение их обследованию величины и формы предметов, формирование представлений о счете. Согласно данным методикам производится обучение детей сопоставлять формы окружающих предметов с определенными геометрическими фигурами, определять количество и величину предметов. Основным способом познания величины, формы и определения количества является сравнение. Предметы или совокупности предметов сравниваются по геометрической форме, величине, числу элементов и прочему. Дошкольное образование детей старших групп включает обучение измерению величины предметов с использованием условной мерки. [13, с. 22]

Детское дошкольное образование обязательно  включает в себя творческие занятия. Теоретическая часть методик  руководства изобразительной деятельностью включает в себя информацию об особенностях творческого мышления детей, определение понятия способностей, приемы и способы обучения, позволяющие развить творческие способности ребенка. Практическая часть технологии дошкольного образования содержит описания возможных форм организации творческих занятий.

Детям должны быть показаны обобщенные способы получения изображения: рисование, аппликации, лепка. Рисование  в детском саду подразумевает  обучение детей созданию рисунков карандашами, гуашью, акварельными красками, а также знакомство с техниками пальцевой живописи, набрызга, монотипии и других. В ходе занятий детям должны быть даны понятия о таких видах изобразительного искусства, как живопись, скульптура, графика, архитектура. Также в рамках методики дошкольного образования дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров.

Неотъемлемой частью дошкольного  воспитания в детском саду является знакомство детей с природой. Целью  методик ознакомления детей дошкольного  возраста с природой является формирование знаний о природных объектах и явлениях. Отношение детей к окружающей среде напрямую зависят от результатов экологического воспитания, поэтому данные методики крайне важны. Задачами, стоящими перед педагогами, являются воспитание бережного отношения к природе, освоение детьми навыков ухода за растениями, усвоение правил поведения на природе. Современное дошкольное образование помимо теоретических знаний должно давать практический опыт взаимодействия с объектами природы. Для этого в детсадах создаются уголки живой природы, цветники, огороды.

Традиционной частью образовательного процесса в дошкольных учреждениях  являются музыкальные занятия. Любая  методика музыкального дошкольного  образования включает в себя несколько  направлений. Первым направлением является знакомство дошкольников с фольклорными музыкальными произведениями, симфонической и инструментальной музыкой. Преподаватель должен дать детям понятие жанра, познакомить с различными музыкальными жанрами и примерами произведений. Другим направлением музыкального дошкольного образования являются игры с использованием различных музыкальных инструментов. Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкального слуха у детей, расширяют круг познаний, пробуждают интерес к музыке. Третьим направлением, безусловно, является пение. На подобных занятиях дошкольникам дается понятие распевки, объясняются основные правила пения. К тому же разучивание песен способствует развитию памяти.

Последним, и, пожалуй, наиболее интересным направлением, которое включает в себя музыкальное дошкольное образование, является организация детских праздников. Подготовка к проведению утренников включает в себя разучивание детских песен, постановку танцев, репетиции основной сюжетно-игровой составляющей. Участие в праздничных концертах позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, попробовать свои силы в качестве певца или актера, что, безусловно, повышает самооценку.

Методика дошкольного образования, направленная на развитие речи дошкольников, дает представление о приемах и упражнениях, предназначенных для формирования связной речи. В любой методике обязательно присутствует теоретическая часть, определяющая основные понятия, такие как связная речь, диалогическая и монологическая речь. Кроме того, методика должна давать понятие об особенностях контекстной речи детей младшего возраста. Методики развития речи, как правило, основываются на диалоге взрослых с детьми. Обязательным элементом подобной методики дошкольного образования являются требования к темам бесед с детьми, их форме и содержанию.

Развитие речи в дошкольном образовании  играет едва ли не ведущую роль, поэтому  на нем следует заострить свое внимание. Именно развитию речи посвящены  многие книги и сайты дошкольного  образования. Речевое развитие в дошкольном возрасте происходит стремительными темпами и зависит от интенсивности и качества общения с окружающими. Детское дошкольное образование дает множество стимулов для развития связной речи: это и общение с воспитателями, и совместные игры с детьми, и специальные развивающие занятие. При необходимости с ребенком занимается логопед.

Совершенствование логических способностей также стимулирует речевое развитие. Если ребенок в возрасте двух-трех лет говорит о том, что он видит  или делает в данный конкретный момент, то дошкольники пяти-шести лет способны рассуждать об отдаленных вещах. Дошкольное образование в плане развития речи в корне отличается от принципов школьного обучения. Дошкольники не учат правил грамматики, они не знают определений частей речи, особенностей построения предложений. Овладеть грамотной речью он должен практически, разговаривая с взрослыми, слушая их правильную речь. При правильной организации воспитательной работы дети на практике легко усваивают основные правила языка и используют их в своей речи. [3, с. 201]

Однако развитие речи в дошкольном образовании заключается не только в умении грамотно строить предложения, но и в существенном увеличении словарного запаса. Так, если в среднем словарный  запас ребенка 3-х лет составляет 1000 слов, то в возрасте 6-ти запас слов переваливает за 4000. При этом ребенок должен усваивать не только звучание новых слов, но и понимать их значение. Значения слов, являющихся названиями или характеристиками каких-либо предметов, дети понимают легко, зато с определениями отвлеченных понятий им приходится намного сложнее. Сложностью дошкольного образования в развитии речи является именно донесение до детей смысла сложных понятий. Например, как объяснить трехлетнему ребенку понятие совесть или ответственность? Нередки ситуации, когда ребенок запоминает услышанное слово, но трактует его исходя из своего малого жизненного опыта.

Кроме развития диалогической речи, что достигается путем общения, перед воспитателем стоит задача обучения детей монологической речи. Поэтому детское дошкольное образование должно включать в себя занятия, целью которых является обучение рассказу. Первым этапом дошкольного образования в развитии речи-монолога является обучение детей рассказу по картинке. Важным условием является то, чтобы на картинках были изображены знакомые детям предметы. Тогда речь становится более свободной. В процессе подготовки занятия воспитатель должен отбирать такие картины, сюжет которых способствует формированию нравственных переживаний. Тогда одновременно с составлением рассказа, дети учатся сопереживать, а это немаловажное умение в процессе становления личности.

В дошкольном образовании  развитие речи-монолога очень важно, еще и потому, что самостоятельный  рассказ стимулирует фантазию ребенка. И, если дети младшего возраста могут построить лишь описательный рассказ, то старшие дошкольники учатся додумывать сюжет, привносить в него свои элементы. Более совершенным инструментом развития речи в дошкольном образовании являются пересказы литературных произведений. Первые занятия обычно строятся на пересказе хорошо известных детям сказок. Первые сюжеты должны быть простыми, но со временем задания усложняются. Воспитатель должен предлагать дошкольникам придумать продолжение сказки, или изменить концовку, стимулируя развитие воображения. [3, с. 201]

Современное дошкольное образование детей включает работу над совершенствованием звукопроизношения. Младшие дошкольники, как правило, не выговаривают определенные звуки, или  заменяют их другими. К наиболее сложным  в русском языке относятся  звуки р, л, ж, ш. По мере совершенствования умения владеть голосовым аппаратом речь ребенка становится более правильной. Во многом этому способствует правильная организация воспитательного процесса, ежедневное общение со взрослыми, проведение развивающих игр и занятий. Если по достижении пятилетнего возраста детская речь не становится чистой, то дальнейшее дошкольное образование детей включает занятия с логопедом.

 

4. Анализ проблем дошкольного образования

4.1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей

4.1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации [19]

Статистические показатели в целом подтверждают распространенное мнение о снижении доступности дошкольного  образования и содержания в России. Если с 1932г. по 1990г. в России наблюдался непрерывный рост численности дошкольных образовательных учреждений – за данный период их количество утроилось, на 1990-ый год составив 88 тысяч – то затем началось резкое сокращение численности ДОУ, а также охвата детей дошкольным образованием. Как видно из данных диаграммы (Диаграмма 1), в которой представлены данные о динамики численности дошкольных учреждений, численность ДОУ на протяжении последних лет неизменно сокращалась. Сначала снижение численности было резким – с 88 тысяч учреждений в 1990г. до 51 тысячи в 2000г., затем падение замедлилось, и к 2007г. численность ДОУ составила менее 46 тысяч, сократившись по сравнению с 2000г.  еще на 10%.

Отчасти такому снижению численности ДОУ способствовали объективные обстоятельства, к числу  которых следует отнести в  первую очередь снижение рождаемости  и последующее уменьшение численности  детей дошкольного возраста и  ряд других причин, в частности, изменение родительских предпочтений в пользу более длительного домашнего воспитания детей (до трех лет и старше). Однако сокращение учреждений существенно опережало сокращение численности детей соответствующего возраста: если численность ДОУ в период 1990-2007 гг. сократилось в 1,9 раз, то численность детей в возрасте 1-6 лет – лишь в 1,6 раз. С учетом существующих колебаний численности различных возрастных групп, обусловленных в том числе и государственной политикой по повышению рождаемости, столь резкое снижение численности дошкольных учреждений не могло не привести к существенному снижению доступности услуг дошкольного воспитания.

Диаграмма 1. Численность дошкольных образовательных учреждений в 1990-2007 гг.

Результатом сокращения численности детских садов стал резкий рост размера очереди, измеряемой официальной статистикой с помощью  индикатора «численность детей, стоящих  на учете для определения в  ДОУ». В период с 2002 до 2007г. значение показателя увеличилось более чем в 5 раз, с 405 до 2232 тыс. человек.

Диаграмма 2. Численность воспитанников дошкольных образовательных учреждений и размер очереди на зачисление детей в ДОУ в РФ в 1990-2007 гг., тыс. человек.

Столь стремительному росту  очереди в дошкольные образовательные  учреждения способствует неудовлетворенный  спрос на их услуги, возникший вследствие нехватки мест. Так, например, во многих городах родители стараются как  можно раньше встать в очередь, чтобы гарантированно получить место к моменту достижения ребенком возраста 3-5 лет. Однако данное объяснение не может претендовать на всеобщность, и наблюдаемый рост очереди прежде всего является свидетельством существенного падения доступности услуг  дошкольного образования и содержания. Более того, существует мнение, что размеры очереди, напротив, являются заниженными, поскольку не учитывают наличие людей, по тем или иным причинам, не надеющихся в получении места в муниципальных ДОУ. «Как бы ни были высоки приведенные цифры об очередности, они никак в полной мере не отражают уровень сложившейся потребности, поскольку ведомственная статистика (независимо от отрасли) оперирует лишь удобными ей данными.  По мнению экспертов, размеры очереди на устройство в детский сад - это - количество людей, которые надеются, что в скором времени смогут получить место хоть в каком-то детском саду, даже отдаленном». [5]

Информация о работе Современное состояние и перспективы дошкольного образования