Анализ современного состояния и перспективы развития системы дошкольного образования в Красноярском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:32, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - анализ состояния и перспектив развития дошкольного образования в Красноярском крае.
Задачи:
Провести анализ современного состояния дошкольного образования системе образования Красноярского края;
Выявить проблемы дошкольного образования;
Обозначить перспективы развития в г.Зеленогорске Красноярского края.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….-3
1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ…………………………………-4
2. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г. ЗЕЛЕНОГОРСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ………..-7
2.1 СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВЕНИЯ В Г.ЗЕЛЕНОГОРСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ………………………...-7
2.2 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г.ЗЕЛЕНОГОРСКЕ………………………………………………………-11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………-15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………-16

Работа содержит 1 файл

КР ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ.docx

— 42.53 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования 

«Сибирский  государственный аэрокосмический  университет

им. Академика  М.Ф. Решетнева»

Филиал  в г. Зеленогорске. 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ

     ТЕМА: Анализ современного состояния и перспективы развития системы дошкольного образования в Красноярском крае 
 
 
 
 

                                                     Выполнил:

                                                     студент гр. ЭЗУ-93

                                                     Хасанов Е.С. 

                                                          Проверил:

                                                          преподаватель

                                           Цветцых А.В. 
       
       
       
       
       
       
       

     Зеленогорск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….-3 

1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ…………………………………-4  

2. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г. ЗЕЛЕНОГОРСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ………..-7

      2.1 СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВЕНИЯ В    Г.ЗЕЛЕНОГОРСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ………………………...-7

      2.2 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ  ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В  Г.ЗЕЛЕНОГОРСКЕ………………………………………………………-11 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………-15 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………-16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Дошкольное  детство является одной из наиболее теоретически разработанных и экспериментально разработанных областей. Здесь существуют сложившиеся традиции, как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях  по изучению проблематики начальных  этапов онтогенеза развития человека (Ж. Пиаже, М. Мид, З. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.). Однако, парадоксальность ситуации состоит в том, что общение  ребенка со взрослым, как правило, рассматривается в рамках изучения «детско-родительских отношений». Что  является существенной недостаточностью освещения вопроса. Это только одна из позиций «общественного взрослого». Не менее значимы и важны отношения  с другой позицией «общественного взрослого»: воспитателем. Но, последние десятилетия  практически не дают нам работ  по изуче6нию матрицы отношений  «воспитатель детского сада – ребенок». Однако, именно здесь взрослый занимает совершенно особую позицию. Следующий  важный момент: практически нет работ, изучающих воспитателей детских  садов как особой социально-профессиональной группы. Таким образом, несмотря на декларации о значимости сферы дошкольного  воспитания и постоянные «подчеркивания»  в различных концепциях по дошкольному  воспитанию роли педагога, воспитатели  находятся на периферии изучения. Таким образом, данная тема исследования является особо актуальной.

     Цель  работы - анализ состояния и перспектив развития дошкольного образования  в Красноярском крае.

     Задачи:

  • Провести анализ современного состояния дошкольного образования системе образования Красноярского края;
  • Выявить проблемы дошкольного образования;
  • Обозначить перспективы развития в г.Зеленогорске Красноярского края.

     Работа  состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 16 страниц.

 

     

1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ  

      По  законодательству в России дошкольные образовательные учреждения реализуют  общеобразовательные программы  дошкольного образования различной  направленности, обеспечивают уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев  до 7 лет.

     В 1991 году по России году было 87.6 тыс. дошкольных образовательных учреждений, а к 2007 их осталось всего 47.8 тыс. При этом сокращение численности детей в  дошкольных образовательных учреждениях  происходило более интенсивно, чем  уменьшение числа этих учреждений.

     Сокращение  числа детей, посещающих детские  сады, обусловлено действием двух факторов: демографического и социально-экономического. Всплеск рождаемости, наблюдавшийся  в первой половине 80-х годов и  достигший пика в 1987 году, сменился ее резким падением, начавшимся в 1988 и  закончившимся в 2000 году, что привело  к естественному снижению численности  детей дошкольного возраста в  целом по стране.

     Однако  основной причиной является общий спад экономической активности в стране. Другая причина сокращения охвата в 90-е годы – дифференциация доходов  в обществе и формирование прослойки  богатых людей. Этот факт иллюстрирует табл. 1, где представлены результаты репрезентативного опроса семей  дошкольников, осуществленного в 2005 году Фондом «Общественное мнение».

       В системе образования Красноярского  края функционирует 982 дошкольных  образовательных учреждения, которые  обеспечивают дошкольный уровень  образования для 103,4 тыс. детей  в возрасте от 1,5 до 7 лет.

     В системе дошкольного образования  Красноярского края действуют филиалы  дошкольных образовательных учреждений:

  • 19 обособленных структурных подразделений;
  • 26 в общеобразовательных учреждениях;
  • 40 групп дошкольного образования, организованных в общеобразовательных учреждениях.

     Сеть  дошкольных образовательных учреждений характеризуется следующими видами:

  • детский сад (65,13%),
  • детский сад комбинированного вида (16,28%),
  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития воспитанников (6, 92%),
  • детский сад компенсирующего вида (4,74%),
  • центр развития ребенка – детский сад (1,92%),
  • детский сад присмотра и оздоровления (1.15%).

     В крае представлены как формальные виды дошкольного образования, так и  неформальные. Среди формальных видов  представлены муниципальные дошкольные образовательные учреждения различных  видов, группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, функционирующие  на базе дошкольных образовательных, общеобразовательных  учреждений, учреждений дополнительного  образования, ведомственные дошкольные образовательные учреждения. Кроме  того, проходит апробацию такой вид  дошкольного образования как  семейный детский сад.

     Среди неформальных видов дошкольного  образования представлены частные  формы: негосударственное дошкольное образовательное учреждение, семейные образовательные центры, детские  клубы, центры развития детей, центры досуга и творчества, детские академии, детские анимационные площадки и  др.

     Проблема  доступности дошкольного образования  является актуальной в течение последних 5 лет. Рост рождаемости детей с 2004 года (средний уровень рождаемости 90-х годов – 29,3 тысяч детей, 2004 год – 32,4 тысяч детей, 2007 год – 34,2 тысяч детей) обострил проблему дефицита мест в дошкольных образовательных  учреждениях.

     В настоящее время охват детей  от 1 года до 6 лет дошкольными образовательными учреждениями составляет 56,5%. Охват  детей дошкольным образованием составляет 68%.

     По  демографическим показателям рост рождаемости ожидается до 2011 года, что значительно актуализирует  на данный период проблему дефицита мест в действующих дошкольных образовательных  учреждениях.

     По  состоянию на 1 января 2008 года дошкольные образовательные учреждения укомплектованы на 130 %: средняя наполняемость в  группах детских садов города – 25 детей при норме 20 человек, средняя  наполняемость в компенсирующих группах – 15 при норме 6 – 12 человек.

     Число детей, занятых в системе дошкольного  образования, составляет 76 % (31199 детей) от общего числа детей в возрасте от полутора до семи лет. При этом дефицит  мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях остается самой острой проблемой.

     Общее количество детей, состоящих на учете  в качестве нуждающихся в устройстве в детский сад, составляет 15366 человек (55 % от числа детей, не посещающих дошкольные учреждения), из них 46 % – дети раннего  возраста от полутора до трех лет.

     В целях решения проблемы реализуется  краевая целевая программа «Дети» до 2010 года.

     Увеличению  доступности дошкольного образования  способствуют два мероприятия указанной  программы – это выделение  субсидий на создание новых мест в  системе дошкольного образования  через капитальный ремонт, реконструкцию  имеющихся дошкольных образовательных  учреждений, строительство новых  дошкольных образовательных учреждений и выплата компенсации за непредоставленное  место в детском саду родителям  детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

     Более 29000 детей от 1,5 до 3 лет, нуждающихся  в устройстве в дошкольные образовательные  учреждения, получают ежемесячную компенсацию  в размере 3000 рублей за непредоставленное  место в дошкольном образовательном  учреждении.

     В рамках краевой целевой программы  «Дети» из средств краевого и муниципального бюджетов в 2007 – 2008 годах введено  дополнительно в системе дошкольного  образования 6985 мест. Отметим, в программы  муниципалитетам выделено свыше 300 млн. рублей на создание новых мест в системе дошкольного образования.

     В 2009 году для создания новых мест в системе дошкольного образования  предусмотрено 139766 тыс. рублей. Ожидается  введение около 1199 мест.

     За  период 2007-2008 г.г. 236 дошкольных образовательных  учреждений получили гранты в размере 300 тыс. и 500 тыс. рублей, 1000 воспитателей получили денежное поощрение в размере 40 тыс. рублей.

     В дошкольных учреждениях края реализуются  комплексные, парциальные образовательные  программы и программы коррекционной  направленности. Наиболее распространены в практике работы дошкольных образовательных  учреждений комплексные образовательные  программы: «Программа воспитания и  обучения в детском саду» (М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова); «Детство»; «Истоки»; «Радуга»; «Развитие».

     Педагоги  ДОУ осуществляют работу по формированию здорового образа жизни, 59% ДОУ имеют  физкультурные залы, 7% ДОУ плавательные бассейны, 4% ДОУ медико-оздоровительные  центры.

     В детских садах реализуются физкультурно-оздоровительные  технологии.

     Технологии  направлены на физическое развитие и  укрепление здоровья ребёнка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная  гимнастика, массаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в  водной среде (бассейне) и на тренажерах, формирование элементов здорового  образа жизни.

     Для удовлетворения потребности населения  в образовательных услугах в  крае функционируют дошкольные образовательные  учреждения разных видов:

  • 625 - детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;
  • 127 - детский сад комбинированного вида (в состав могут входить общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочитании) с приоритетным направлением в развитии воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического, экологического);
  • 8 - детские сады присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  • 44 - компенсирующего вида для детей с различными нарушениями: слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией.
  • 109 - комбинированного вида с компенсирующими группами, с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
  • 20 - детские сады-центры развития ребенка с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Реализует образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающие временные примерные требования по всем направлениями относится к первой категории.

Информация о работе Анализ современного состояния и перспективы развития системы дошкольного образования в Красноярском крае