Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.
Введение 4
1. История развития дошкольного образования от киевской Руси до 1917г. 6
2. Советская система дошкольного образования. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 11
2.3. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма. 13
3. Современное дошкольное образование 18
3.1. Преобразования конца XX начала XXI века 18
3.2. Новые стратегические ориентиры развития системы дошкольного образования в рамках Федеральных государственных образовательных требований (ФГТ) 28
3.3. Цели и задачи современного дошкольного образования 38
3.4. Современные программные, методологические, психологические, методические и технологические основы дошкольного образования 42
3.4.1. Программное обеспечение дошкольного образования 42
3.4.2. Психологические и методологические основы дошкольного образования. 45
3.4.3. Методики и технологии дошкольного образования 50
4. Анализ проблем дошкольного образования 56
4.1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей 56
4.1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации 56
4.1.2. Анализ ситуации в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей в Уральском федеральном округе и Свердловской области 64
4.1.3 Городской округ Ревда: состояние дошкольного образования, проблемы, задачи 67
4.2. Обзор развития национальной системы дошкольного образования. (Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей) 70
4.2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования. 70
4.2.2. Развитие альтернативных форм дошкольного образования 74
4.2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций 74
4.2.2.2. Семейные детские сады 80
4.2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады 83
4.2.3. Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ 86
4.2.3.1. Целевые потребительские субсидии 87
4.2.3.2. Муниципальный заказ 91
4.2.3.3. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии 95
4.2.4. Стимулирование частно – государственного партнерства 96
4.2.5. Выводы и рекомендации 99
5. Перспективы развития системы дошкольного образования 105
5.1. Новые законодательные акты об образовании 105
6. Основные направления развития дошкольного образования 113
7.Заключение 116
8. Список использованных источников 118
9. Приложения…………………………………………………………………..120
Таблица 5 Охват детей дошкольными учреждениями (на конец года, в процентах от численности детей соответствующего возраста)
Регион |
Всего, 2002 |
Всего, 2003 |
Всего, 2004 |
Всего, 2005 |
Всего, 2006 |
Город, 2002 |
Город, 2003 |
Село, 2002 |
Село, 2003 |
Российская Федерация |
54,9 |
56 |
57,2 |
58,1 |
57,6 |
63,6 |
64,8 |
35,5 |
36,4 |
Уральский федеральный округ |
62,2 |
63,3 |
64 |
65,4 |
64,4 |
67,8 |
68,9 |
42,6 |
43,2 |
Свердловская область |
63 |
64,1 |
64,6 |
66,7 |
64,7 |
65,4 |
67,3 |
48,4 |
45,1 |
Таблица 6. Ввод в действие дошкольных учреждений (мест)
|
Таблица 7. Техническое состояние и благоустройство зданий дошкольных учреждений на конец 2004 года
Регион |
Число дошк. Учр., треб. Кап. Рем. |
В % к общ. числу дошк. Учр. |
Число дошк. Учр., наход. В авар. Сост. |
В % к общ. числу дошк. Учр. |
Число дошк. Учр., имеющ. Все виды благ-ва |
в % к общ. числу дошк. Учр. |
Число дошк. Учр., не имеющ. Водопр. |
В % к общ. числу дошк. Учр. |
Число дошк. Учр., не имеющ. Центр. Отопл. |
В % к общ. числу дошк. Учр. |
Число дошк. Учр., не имеющ. Канализ. |
В % к общ. числу дошк. Учр. |
Российская Федерация |
16392 |
33,3 |
626 |
1,3 |
39991 |
81,2 |
4646 |
9,4 |
5347 |
10,9 |
6788 |
13,8 |
Уральский федеральный округ |
1224 |
25,7 |
38 |
0,8 |
3990 |
83,8 |
322 |
6,8 |
312 |
6,6 |
468 |
9,8 |
Свердловская область |
392 |
24 |
13 |
0,8 |
1462 |
89,7 |
74 |
4,5 |
118 |
7,2 |
107 |
6,6 |
Таблица 8. Техническое состояние и благоустройство зданий дошкольных учреждений на конец 2007 года
Регион |
Число дошк. учр., треб. кап. рем. |
в % к общ. числу дошк. учр. |
Число дошк. учр., наход. в авар. сост. |
в % к общ. числу дошк. учр. |
Число дошк. учр., имеющ. все виды благ-ва |
в % к общ. числу дошк. учр. |
Число дошк. учр., не имеющ. водопр. |
в % к общ. числу дошк. учр. |
Число дошк. учр., не имеющ. центр. отопл. |
в % к общ. числу дошк. учр. |
Число дошк. учр., не имеющ. канализ. |
в % к общ. числу дошк. учр. |
Российская Федерация |
14281 |
30,6 |
444 |
1 |
38139 |
81,7 |
4144 |
8,9 |
4716 |
10,1 |
5987 |
12,8 |
Уральский федеральный округ |
913 |
20,5 |
26 |
0,6 |
3816 |
85,6 |
374 |
8,4 |
349 |
7,8 |
505 |
11,3 |
Свердловская область |
349 |
23,5 |
10 |
0,7 |
1360 |
91,5 |
59 |
4 |
92 |
6,2 |
83 |
5,6 |
Таким образом, анализ статистических данных позволяет констатировать, с одной стороны, высокий спрос на услуги дошкольного образования и содержания и, с другой стороны, ограниченность предложения таких услуг. В силу невозможности резкого значительного увеличения предложения услуг дошкольного образования и содержания (в первую очередь в связи с жесткими бюджетными ограничениями, с которыми сталкиваются региональные и муниципальные власти) возникает острая необходимость в диверсификации этих услуг, как с точки зрения расширения оздоровительной и компенсирующей компоненты, так и появления новых образовательных форм, в большей степени подстроенных под возможности и пожелания родителей.
На 1997 год в городском округе Ревда действовало 54 детсада. Из них 38 детсадов было продано (передано) в другие, не образовательные структуры. До 2005 года действовало 16 детских садов.
За период с 2005 по 2012г было возвращено городу 2 детских сада, в которых открыто 10 групп для детей 5-6 лет. На реконструкцию этих садов затрачено 15 млн рублей. Заканчивается реконструкция еще 1 детсада, который планируется ввести в строй в январе 2013 года.
На сегодняшний день в городе
работает 18 детсадов, в том числе
2 – как структурные
В развития системы дошкольного образования наметилась тенденция снижения очередности в дошкольные учреждения (на 60 мест в год); в июле 2012 года прошло комплектование МДОУ; создаются и развиваются новые формы дошкольного образования (консультационные пункты для родителей, группы кратковременного пребывания детей при МКОУ «ЦПМСС» «Особый ребенок», индивидуальное обучение на дому, организация кратковременного пребывания детей в ДОУ).
Системой муниципального
дошкольного образования
Имеющаяся на сегодняшний день в городском округе Ревда сеть дошкольных учреждений не обеспечивает в полной мере спрос населения на услуги дошкольного образования; остро встают вопросы обеспеченности населения городского округа Ревда дошкольным образованием. Процент охвата детей дошкольным образованием на 01.07.2012 составил 60,7 % (2010 – 51,8%, 2011 – 54,6 %, 2012 – 60,7 %.).
Число детей, которые стоят в очереди на получение путевок в дошкольные образовательные учреждения на 06.07.2012, подлежащие комплектованию, составило 1147 человек; в том числе имеющих льготы на получение путевок в МКДОУ – внеочередная льгота - 27; первоочередная льгота - 82; на 06.06.2012 г. число детей в порядке общей очереди - 1620 человек, включая детей, не подлежащих комплектованию в 2012 году (дети до 1 года).
Анализ кадрового обеспечения д
Во многом решению задач инновационного развития системы дошкольного образования способствовала реализация приоритетного национального проекта «Образование»:
1) сформирован инновационный кадровый ресурс: количество лучших учителей - победителей муниципальных, региональных, всероссийских профессиональных конкурсов выросло за 3 года на 25%.
2) существенно изменились
условия, обеспечивающие
Проблемы городского округа Ревда.
Несмотря на высокое качество оказываемых услуг в деятельности Управления образования администрации городского округа Ревда, дошкольных образовательных учреждений имеются нерешенные проблемы.
6. МДОУ города не провели мониторинг соответствия условий, созданным в МДОУ, Федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Для решения проблем разработана Муниципальная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования городского округа Ревда на 2013-2015 годы», утверждена постановлением администрации городского округа Ревда от 08.10.2012 г. №3182.
Задачи городского округа Ревда
Обеспечение условий для увеличения количества групп и перечня альтернативных форм предоставления услуг по дошкольному образованию в группах, работающих в режиме кратковременного пребывания детей и полного дня.
Доведение информации о перечне и условиях организации альтернативных форм предоставления услуг по дошкольному образованию в до сведения населения города, руководителей и коллективов предприятий и организаций.
Обеспечение контроля деятельности муниципальных дошкольных учреждений по реализации нормативных правовых актов в сфере специального образования.
Открытие группы компенсирующей направленности для детей – инвалидов.
Организация квалифицированной помощи родителям детей-инвалидов.
Введение в действие детсада на 250 мест.
Повышение заработной платы работникам дошкольного образования до уровня средней заработной платы промышленного персонала региона.
Развитие инновационной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
4.2. Обзор развития национальной системы дошкольного образования. (Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей)
Участвуя в реализации
Комплекса мер по развитию дошкольного
образования в Российской Федерации
на 2007-2010 годы, субъекты Российской
Федерации целенаправленного
В данном разделе представлено
обобщение регионального и
Наиболее очевидным
способом разрешения проблемы доступности
дошкольного образование
Информация о работе Современное состояние и перспективы дошкольного образования