Современное состояние и перспективы дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.

Содержание

Введение 4
1. История развития дошкольного образования от киевской Руси до 1917г. 6
2. Советская система дошкольного образования. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 11
2.3. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма. 13
3. Современное дошкольное образование 18
3.1. Преобразования конца XX начала XXI века 18
3.2. Новые стратегические ориентиры развития системы дошкольного образования в рамках Федеральных государственных образовательных требований (ФГТ) 28
3.3. Цели и задачи современного дошкольного образования 38
3.4. Современные программные, методологические, психологические, методические и технологические основы дошкольного образования 42
3.4.1. Программное обеспечение дошкольного образования 42
3.4.2. Психологические и методологические основы дошкольного образования. 45
3.4.3. Методики и технологии дошкольного образования 50
4. Анализ проблем дошкольного образования 56
4.1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей 56
4.1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации 56
4.1.2. Анализ ситуации в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей в Уральском федеральном округе и Свердловской области 64
4.1.3 Городской округ Ревда: состояние дошкольного образования, проблемы, задачи 67
4.2. Обзор развития национальной системы дошкольного образования. (Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей) 70
4.2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования. 70
4.2.2. Развитие альтернативных форм дошкольного образования 74
4.2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций 74
4.2.2.2. Семейные детские сады 80
4.2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады 83
4.2.3. Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ 86
4.2.3.1. Целевые потребительские субсидии 87
4.2.3.2. Муниципальный заказ 91
4.2.3.3. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии 95
4.2.4. Стимулирование частно – государственного партнерства 96
4.2.5. Выводы и рекомендации 99
5. Перспективы развития системы дошкольного образования 105
5.1. Новые законодательные акты об образовании 105
6. Основные направления развития дошкольного образования 113
7.Заключение 116
8. Список использованных источников 118
9. Приложения…………………………………………………………………..120

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1,009.50 Кб (Скачать)

 

Таблица  5  Охват детей дошкольными учреждениями (на конец года, в процентах от численности детей соответствующего возраста)

Регион

Всего, 2002

Всего, 2003

Всего, 2004

Всего, 2005

Всего, 2006

Город, 2002

Город, 2003

Село, 2002

Село, 2003

Российская Федерация

54,9

56

57,2

58,1

57,6

63,6

64,8

35,5

36,4

Уральский федеральный округ

62,2

63,3

64

65,4

64,4

67,8

68,9

42,6

43,2

Свердловская область

63

64,1

64,6

66,7

64,7

65,4

67,3

48,4

45,1


 

Таблица 6.  Ввод в действие дошкольных учреждений (мест)

Регион

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

На 10000 детей дошк. возр., 2001

На 10000 детей дошк. возр., 2002

На 10000 детей дошк. возр., 2003

На 10000 детей дошк. возр., 2004

На 10000 детей дошк. возр., 2005

На 10000 детей дошк. возр., 2006

Российская Федерация

7650

4405

6815

5676

7255

7653

8,9

5,4

8,6

7,3

9,5

9,9

Уральский федеральный  округ

730

700

765

525

285

640

   

11

7,7

3,8

9,3

Свердловская область

225

25

   

160

 

8,8

1

   

7

 


Таблица 7.  Техническое состояние и благоустройство зданий дошкольных учреждений на конец 2004 года

 

Регион

Число дошк. Учр., треб. Кап. Рем.

В % к общ. числу дошк. Учр.

Число дошк. Учр., наход. В авар. Сост.

В % к общ. числу дошк. Учр.

Число дошк. Учр., имеющ. Все виды благ-ва

в % к общ. числу дошк. Учр.

Число дошк. Учр., не имеющ. Водопр.

В % к общ. числу дошк. Учр.

Число дошк. Учр., не имеющ. Центр. Отопл.

В % к общ. числу дошк. Учр.

Число дошк. Учр., не имеющ. Канализ.

В % к общ. числу дошк. Учр.

Российская Федерация

16392

33,3

626

1,3

39991

81,2

4646

9,4

5347

10,9

6788

13,8

Уральский федеральный  округ

1224

25,7

38

0,8

3990

83,8

322

6,8

312

6,6

468

9,8

Свердловская область

392

24

13

0,8

1462

89,7

74

4,5

118

7,2

107

6,6


 

Таблица 8. Техническое состояние и благоустройство зданий дошкольных учреждений на конец 2007 года

 

Регион

Число дошк. учр., треб. кап. рем.

в % к общ. числу дошк. учр.

Число дошк. учр., наход. в  авар. сост.

в % к общ. числу дошк. учр.

Число дошк. учр., имеющ. все  виды благ-ва

в % к общ. числу дошк. учр.

Число дошк. учр., не имеющ. водопр.

в % к общ. числу дошк. учр.

Число дошк. учр., не имеющ. центр. отопл.

в % к общ. числу дошк. учр.

Число дошк. учр., не имеющ. канализ.

в % к общ. числу дошк. учр.

Российская Федерация

14281

30,6

444

1

38139

81,7

4144

8,9

4716

10,1

5987

12,8

Уральский федеральный  округ

913

20,5

26

0,6

3816

85,6

374

8,4

349

7,8

505

11,3

Свердловская область

349

23,5

10

0,7

1360

91,5

59

4

92

6,2

83

5,6


 

Таким образом, анализ статистических данных позволяет констатировать, с  одной стороны, высокий спрос  на услуги дошкольного образования  и содержания и, с другой стороны, ограниченность предложения таких услуг. В силу невозможности резкого значительного увеличения предложения услуг дошкольного образования и содержания (в первую очередь в связи с жесткими бюджетными ограничениями, с которыми сталкиваются региональные и муниципальные власти) возникает острая необходимость в диверсификации этих услуг, как с точки зрения расширения оздоровительной и компенсирующей компоненты, так и появления новых образовательных форм, в большей степени подстроенных под возможности и пожелания родителей.

4.1.3 Городской округ Ревда: состояние дошкольного образования, проблемы, задачи [21]

На 1997 год в городском округе Ревда действовало 54 детсада. Из них 38 детсадов было продано (передано) в другие, не образовательные структуры. До 2005 года действовало 16 детских садов.

За период с 2005 по 2012г было возвращено городу 2 детских сада, в которых открыто 10 групп для детей 5-6 лет. На реконструкцию этих садов затрачено 15 млн рублей. Заканчивается реконструкция еще 1 детсада, который планируется ввести в строй в январе 2013 года.

На сегодняшний день в городе работает 18 детсадов, в том числе 2 – как структурные подразделения  школ,  11 детсадов – общеразвивающего вида, 1 детсад комбинированного вида для детей с проблемами зрения, 1 детсад – присмотра и оздоровления детей с туберкулезной интоксикацией, 3 частных детских сада, с полной родительской оплатой за содержание детей. Количество детей в детсадах от 60 чел. до 245 чел. Все детские учреждения лицензированы, работают. Часть садиков перешли на основные и дополнительные образовательные программы, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиями, часть работает по основным и парциальным программам.

В развития системы дошкольного  образования наметилась тенденция снижения очередности в дошкольные учреждения (на 60 мест в год); в июле 2012 года прошло комплектование МДОУ; создаются и развиваются новые формы дошкольного образования (консультационные пункты для родителей, группы кратковременного пребывания детей  при МКОУ «ЦПМСС» «Особый ребенок», индивидуальное обучение на дому, организация кратковременного пребывания детей в ДОУ).

Системой муниципального дошкольного образования охвачено  2680 детей, что на 329 детей больше, чем в 2011 году. Муниципальные казенные дошкольные образовательные учреждения посещают 2237 детей; негосударственные дошкольные образовательные учреждения - 335 человек; группы кратковременного пребывания – 108.

Имеющаяся на сегодняшний день  в городском округе Ревда сеть дошкольных учреждений не обеспечивает  в полной мере спрос населения на услуги дошкольного образования; остро  встают вопросы обеспеченности населения городского округа Ревда дошкольным образованием. Процент охвата детей дошкольным образованием на 01.07.2012 составил 60,7 %  (2010 – 51,8%, 2011 – 54,6 %, 2012 – 60,7 %.).

Число детей, которые стоят в  очереди на получение путевок  в дошкольные образовательные учреждения на 06.07.2012, подлежащие комплектованию,  составило 1147 человек; в том числе  имеющих льготы на получение путевок  в МКДОУ – внеочередная льгота - 27; первоочередная льгота - 82; на 06.06.2012 г.  число детей в порядке общей очереди -  1620 человек, включая детей,  не подлежащих комплектованию в 2012 году (дети до 1 года).

Анализ кадрового обеспечения дошкольных образовательных учреждений городского округа Ревда показывает устойчивую тенденцию к улучшению качественного состава педагогических кадров. В учреждениях работают 192 педагога. Из них аттестовано – 163 (85% от педагогов дошкольного образования).

Во многом решению  задач инновационного развития системы дошкольного образования способствовала реализация приоритетного национального проекта «Образование»:

1) сформирован инновационный кадровый ресурс: количество лучших учителей - победителей муниципальных, региональных, всероссийских профессиональных  конкурсов выросло за 3 года на 25%.

2) существенно изменились  условия, обеспечивающие комплексную  безопасность обучающихся и воспитанников:  процент защищенности увеличился  за три года  на 27 % (в части  пожарной, санитарно – гигиенической,  технической,  антитеррористической и другой защищенности). Системой автоматизированной пожарной сигнализации оборудованы все дошкольные образовательные учреждения. Разработана и реализуется Муниципальная целевая программа «Обеспечение пожарной безопасности муниципальных образовательных учреждений городского округа Ревда на 2010-2014 годы».

Проблемы городского округа Ревда.

Несмотря на высокое  качество оказываемых услуг в  деятельности Управления образования администрации городского округа Ревда, дошкольных образовательных учреждений имеются нерешенные проблемы.

    1. Не утратила актуальности проблема недостаточного охвата детей услугами дошкольного образования, 30% от общего количества детей 2-6 летнего возраста не обеспечены образовательными услугами.
    2. Требуют развития альтернативные формы предоставления дошкольного образования.
    3. Из-за дефицита мест не все дети с ограниченными возможностями здоровья посещают дошкольное учреждение, группы компенсирующей направленности, в том числе с раннего возраста. Актуальным является вопрос создания группы для детей-инвалидов.
    4. В дошкольных учреждениях существует дефицит педагогических кадров, наиболее востребованы специалисты узких направлений: учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, тифлопедагоги), педагоги-психологи. Из-за низкой заработной платы – постоянный дефицит младшего обслуживающего персонала.
    5. В дошкольных учреждениях многие педагогические работники, участвующие в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, не прошли курсы повышения квалификации по основам коррекционной педагогики и специальной психологии.

6. МДОУ города не провели мониторинг соответствия условий, созданным в МДОУ, Федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Для решения проблем разработана Муниципальная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования городского округа Ревда на 2013-2015 годы», утверждена постановлением администрации городского округа Ревда от 08.10.2012 г. №3182.

Задачи  городского округа Ревда

Обеспечение условий  для увеличения количества групп  и перечня альтернативных форм предоставления  услуг по дошкольному образованию  в группах, работающих в режиме кратковременного пребывания детей и полного дня.

Доведение информации о перечне и условиях организации альтернативных форм предоставления услуг по дошкольному образованию  в до сведения населения города, руководителей и коллективов предприятий и организаций.

Обеспечение контроля деятельности муниципальных дошкольных учреждений по реализации нормативных правовых актов в сфере специального образования.

Открытие группы компенсирующей направленности для  детей – инвалидов.

Организация квалифицированной  помощи родителям детей-инвалидов.

Введение в  действие детсада на 250 мест.

Повышение заработной платы работникам дошкольного образования до уровня средней заработной платы промышленного персонала региона.

Развитие инновационной  деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.

 

4.2. Обзор развития национальной системы дошкольного образования. (Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей)

Участвуя в реализации Комплекса мер по развитию дошкольного  образования в Российской Федерации  на 2007-2010 годы, субъекты  Российской Федерации целенаправленного вкладывают средства в развитие дошкольного образования. Регионы РФ используют различные подходы для решения проблемы общедоступности дошкольного образования, в том числе за счет использования внутренних резервов системы образования и развития различных форм дошкольного образования

В данном разделе представлено обобщение регионального и муниципального опыта в сфере повышения доступности  услуг дошкольного образования  и содержания.

4.2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования.

Наиболее очевидным  способом разрешения проблемы доступности  дошкольного образование является строительство и открытие новых  ДОУ. Однако в силу существенных бюджетных  ограничений размеры строительства  существенно сократились в постсоветский период и лишь в 2006-2007 гг. демонстрировали тенденцию к росту. Также необходимо отметить и значительные региональные диспропорции: наиболее активно детские сады строятся в экономически сильных и динамично развивающихся регионах и муниципалитетах, прежде всего в Москве, где в 2007-2008 гг. ежегодно вводилось в эксплуатацию около 80 новых зданий дошкольных образовательных учреждений. Однако есть и другие примеры активного строительства ДОУ. Так, например, в Агинском Бурятском автономном округе к началу учебного года 2007–2008 сданы в эксплуатацию 10 детских садов. В Кемеровской области в 2006-2007 учебном году были открыты 12 детских садов на 1030 мест, в 2007-2008 учебном году в рамках региональной целевой программы «Образование Кузбасса» – еще 11 новых ДОУ. В Хабаровском крае в соответствии с муниципальными программами развития дошкольного образования с 2007 по 2010 гг. планируется открыть 24 новых ДОУ. В Алтайском крае краевой целевой программой «Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы» предусмотрено строительство 145 новых ДОУ на 16240 мест. В республике Саха (Якутия) за период с 2002 по 2008 год было построено 27 детских дошкольных учреждений на 1327 мест, в том числе 11 дошкольных образовательных учреждений за счет Инвестиционного бюджета Республики, а остальные – за счет республиканского движения «Моя Якутия в XXI веке».

Информация о работе Современное состояние и перспективы дошкольного образования