Современное состояние и перспективы дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.

Содержание

Введение 4
1. История развития дошкольного образования от киевской Руси до 1917г. 6
2. Советская система дошкольного образования. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 11
2.3. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма. 13
3. Современное дошкольное образование 18
3.1. Преобразования конца XX начала XXI века 18
3.2. Новые стратегические ориентиры развития системы дошкольного образования в рамках Федеральных государственных образовательных требований (ФГТ) 28
3.3. Цели и задачи современного дошкольного образования 38
3.4. Современные программные, методологические, психологические, методические и технологические основы дошкольного образования 42
3.4.1. Программное обеспечение дошкольного образования 42
3.4.2. Психологические и методологические основы дошкольного образования. 45
3.4.3. Методики и технологии дошкольного образования 50
4. Анализ проблем дошкольного образования 56
4.1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей 56
4.1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации 56
4.1.2. Анализ ситуации в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей в Уральском федеральном округе и Свердловской области 64
4.1.3 Городской округ Ревда: состояние дошкольного образования, проблемы, задачи 67
4.2. Обзор развития национальной системы дошкольного образования. (Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей) 70
4.2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования. 70
4.2.2. Развитие альтернативных форм дошкольного образования 74
4.2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций 74
4.2.2.2. Семейные детские сады 80
4.2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады 83
4.2.3. Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ 86
4.2.3.1. Целевые потребительские субсидии 87
4.2.3.2. Муниципальный заказ 91
4.2.3.3. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии 95
4.2.4. Стимулирование частно – государственного партнерства 96
4.2.5. Выводы и рекомендации 99
5. Перспективы развития системы дошкольного образования 105
5.1. Новые законодательные акты об образовании 105
6. Основные направления развития дошкольного образования 113
7.Заключение 116
8. Список использованных источников 118
9. Приложения…………………………………………………………………..120

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1,009.50 Кб (Скачать)

В современном дошкольном образовании указанная программа рассматривается в качестве нормативно-управленческого документа, целью которого служит обоснование выбранных методик и технологий дошкольного образования, а также формы организации воспитательного процесса. Назначение программы дошкольного образования - это мотивированное обоснование выбора общеобразовательной программы и содержания воспитательного процесса. Программа дошкольного воспитания в детском саду должна четко и доступно описывать особенности воспитательно-образовательной системы учреждения, а также набор образовательных услуг, представляющих интерес для законных представителей детей (родителей).

Как правило, с образовательной  программой учреждения можно ознакомиться на сайте дошкольного образования.

До недавнего времени каждое дошкольное образовательное учреждение в обязательном порядке разрабатывало учебные общеобразовательные (комплексные, парциальные) и коррекционные программы, реализация которых должна приводить к достижению заявленной цели и задач воспитательно-образовательного процесса и разработанной «модели» выпускника данного образовательного учреждения.

Каждая программа имела  свою направленность.

Основная и парциальные  общеобразовательные (учебные) программы, реализуемые в образовательном  учреждении, в зависимости от специфики выбранного содержания могли быть направлены, например:

- на коррекцию нарушений  и отклонений в развитии у  детей; 
- на формирование у них представлений об окружающем мире и самих себя в нем; 
- на воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе;

- на успешную адаптацию  к жизни в обществе;

- на формирование и  развитие социальной, коммуникативной  и интеллектуальной компетентности  воспитанников;

- на формирование готовности  к обучению на начальной ступени  образования и т.п.

Направленность программы (или программ) в целом должно было соответствовать предназначению дошкольного образовательного учреждения.

Большое внимание уделяется  методическим и дидактическим материалам, обеспечивающим реализацию содержания выбранных дошкольным образовательным учреждением основной, коррекционной и дополнительных (парциальных) учебных программ и достижение им прогнозируемого результата.

Например, содержание воспитательно-образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад компенсирующего вида» определяется:

1). Комплексной программой  дошкольного образования «Радуга».

2). Парциальными программами:

- «Наш дом  -  природа» (Н.Рыжова); 
- «Старт» (Л.Яковлева, Р.Родина) и др.

Парциальные программы  выбираются с целью «усиления» каких-либо наименее разработанных разделов комплексной программы.

3). Коррекционной программой  для специальных (коррекционных)  образовательных учреждений 4-го  вида (для детей с нарушением  зрения) под ред. Л.И. Плаксиной.

4). Методическими разработками:

Таблица 2

Направление развития (стандарт)

Название программ (методических разработок)

Ключевые положения программ (методических разработок)

Дидактическое обеспечение

Физическое развитие

Ю.Ф. Змановский «Воспитаем детей здоровыми»

Воспитание физичес-ких качеств у детей

Фонотека. Спортив-ное оборудование для выполнения цик-лических упражне-ний.

Познавательно – речевое развитие

Л.Е. Журова. «Обучение дошколь-ников  грамоте»

Введение дошколь-ников в звуковую систему родного языка

Предметные и сюжетные картинки, демонстрационный материал, картины серийные

Социально – личностное развитие

Л.Б. Баряева и др. «Родник»

Обеспечение социализации ребенка, становление  его самосознания, развитие целостной  и гармоничной личности

Диапозитивы, видео-материалы, слайды, подборка худ. произ-ведений, мифов, народных и автор-ских сказок, рекомен-дованных авторами

Художественно – эстетическое развитие

Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной  деятельности в д/с» (от 4 до 7 лет)

Введение разнообразных тем  рисования, лепки и занятий по аппликации.

Мольберты, краски, гуашь, акварель, кисти


5). Научно-методическими  материалами, обосновывающими содержание  коррекционной работы в детском  саду.

Например:

- А.В. Гришвина, Е.Я.  Пузыревская, Е.В. Сочеванова. «Игры-занятия  с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития»; 
- Н.Д. Шматко. «Дети с отклонениями в развитии» и т.п.

Сегодня все образовательные учреждения разрабатывают программы на основе требований ФГТ. [10]

3.4.2. Психологические и методологические основы дошкольного образования.

Немаловажное значение имеет то, каким придет выпускник  детского учреждения в школу. В связи  с этим целью дошкольного образования является развитие пяти основных личностных потенциалов: познавательного, коммуникативного, эстетического (художественного), ценностного (нравственного) и физического. Современное дошкольное образование подразумевает разработку "модели" выпускника, отражающей все основные качества, умения и навыки, которые должны быть привиты ребенку в процессе дошкольного образования.

Образование ребенка-дошкольника  должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не искусственное  ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей. В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.

Обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности определяют процесс его психического развития. Деятельность ребенка строит его психику. Это относится, прежде всего, к деятельности, ведущей в каждом психологическом возрасте (общение, орудийно-предметная, игра).

Деятельность ребенка  осуществляется в условиях определенной предметной среды. Предметный мир детства - это не только игровая среда, но шире - среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия.

Дети 5-6 лет, согласно возрастной периодизации, относятся к дошкольникам. Это - дети старшего дошкольного возраста, который в последнее время прямо связывается только с подготовкой к школе, причем чаще всего в узком ее понимании: либо как натаскивание на чтение (иногда и письмо) и математику, либо как интенсивное развитие отдельных психических функций (памяти, внимания, логического мышления) средствами "тетрадных упражнений". Ни то, ни другое не имеет никакого отношения к подлинному развитию ребенка, которое, собственно, и обеспечивает его дальнейшую успешность в школе. Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную.

Физическая готовность - это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность. [11, с. 90]

Личностная готовность - это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.

Интеллектуальная готовность - это развитие образного мышления, воображения и творчества, а также  основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); овладение элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр) - выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.

Все эти характеристики готовности к школьному обучению у ребенка формируются в течение  нескольких лет жизни в детском  саду и семье, в процессе воспитания и обучения, основанных на деятельностной парадигме.

Важнейшим условием успешного учения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов учения. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства желание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и умственной активности.

Формирование этих качеств  непосредственно связано с выделением познавательных задач, которые первоначально  не выступают для ребенка как  самостоятельные, вплетаясь в практическую деятельность. На занятиях в детском саду происходит постепенный переход от выполнения заданий, облеченных в форму игры или одного из продуктивных видов деятельности, к выполнению заданий собственно познавательного характера.

Не менее важное условие  успешности учения заключается в  достаточной произвольности, управляемости поведения, обеспечивающей реализацию мотивов учения. Произвольность поведения складывается, прежде всего, в игре, которая способствует переводу требований взрослого в потребности самого ребенка. Ребенок в игре учится подчиняться определенным правилам. Наряду с этим, он учится выстраивать свои отношения с партнерами, осваивает принятые в культуре нормы поведения, что способствует его социализации.

Начальная школа предъявляет  ребенку огромное количество формальных требований. И если у него не сформированы механизмы произвольного поведения, выполнение этих требований оказывается настолько трудным, что может полностью блокировать учебный процесс, вызвать у ребенка отвращение к школьному обучению.

Школа предлагает ребенку  систему обобщенных знаний, усвоить которые можно только при условии, что само мышление детей достигнет соответствующей степени обобщенности.

В старшем дошкольном возрасте мышление дошкольника, приобретая некоторые черты обобщенности, остается образным и опирается на реальные действия с предметами и их заместителями. Высшие формы образного мышления, формирующиеся в старшем дошкольном возрасте, являются итогом умственного развития дошкольника, который подводит его к порогу логики.

Все сдвиги, происходящие в старшем дошкольном возрасте, психологические новообразования являются результатом пути развития, который ребенок проходит в предыдущие годы. Наиболее важные из достижений этого периода - появление новых мотивов поведения, формирование иерархии мотивов - складываются в игре, ведущем виде деятельности ребенка - дошкольника. В недрах игры рождается учебный мотив. В игре ребенок познает новые области действительности. Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно сменяя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний. Потребность в знаниях является важнейшей составляющей учебной мотивации.

В игре формируется также  необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действия, то есть способность действовать  в уме. Опыт практического преобразования ситуаций, который ребенок приобретает в игре, приводит в дальнейшем к их теоретическим преобразованиям, что служит основой развития теоретического мышления. Целью же учебной деятельности, как известно, является усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта. [13, с.89]

Возможности детей старшего дошкольного возраста позволяют  проводить специализированное обучение началам грамоты и математики в рамках общего режима детского сада. Однако это обучение существенно отличается от школьного как по основной цели, так и по методам его проведения. Целью здесь является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу, и методы обучения опираются на характерные для дошкольников виды деятельности и формы мышления.

Таким образом, все эти  фундаментальные методологические и психологические положения  создают основу для разработки программно-методического  обеспечения образовательного процесса, направленного на выравнивание стартовых возможностей детей, приходящих в школу.

Информация о работе Современное состояние и перспективы дошкольного образования