Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.
Введение 4
1. История развития дошкольного образования от киевской Руси до 1917г. 6
2. Советская система дошкольного образования. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 11
2.3. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма. 13
3. Современное дошкольное образование 18
3.1. Преобразования конца XX начала XXI века 18
3.2. Новые стратегические ориентиры развития системы дошкольного образования в рамках Федеральных государственных образовательных требований (ФГТ) 28
3.3. Цели и задачи современного дошкольного образования 38
3.4. Современные программные, методологические, психологические, методические и технологические основы дошкольного образования 42
3.4.1. Программное обеспечение дошкольного образования 42
3.4.2. Психологические и методологические основы дошкольного образования. 45
3.4.3. Методики и технологии дошкольного образования 50
4. Анализ проблем дошкольного образования 56
4.1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей 56
4.1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации 56
4.1.2. Анализ ситуации в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей в Уральском федеральном округе и Свердловской области 64
4.1.3 Городской округ Ревда: состояние дошкольного образования, проблемы, задачи 67
4.2. Обзор развития национальной системы дошкольного образования. (Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей) 70
4.2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования. 70
4.2.2. Развитие альтернативных форм дошкольного образования 74
4.2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций 74
4.2.2.2. Семейные детские сады 80
4.2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады 83
4.2.3. Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ 86
4.2.3.1. Целевые потребительские субсидии 87
4.2.3.2. Муниципальный заказ 91
4.2.3.3. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии 95
4.2.4. Стимулирование частно – государственного партнерства 96
4.2.5. Выводы и рекомендации 99
5. Перспективы развития системы дошкольного образования 105
5.1. Новые законодательные акты об образовании 105
6. Основные направления развития дошкольного образования 113
7.Заключение 116
8. Список использованных источников 118
9. Приложения…………………………………………………………………..120
Диаграмма 4. Динамика ввода в строй мест в дошкольных образовательных учреждениях в Российской Федерации за период 1992-2007 гг.
В то же время многие регионы признают, что в силу ограниченности бюджетных средств решение проблемы доступности дошкольного образования за счет строительства новых учреждений им не под силу. «Насколько бюджеты наших муниципальных образований сегодня могут решить эту проблему? Нам сегодня нужно выложить 60 миллиардов рублей, для того чтобы, во-первых, построить новые детские сады, а во-вторых, реконструировать те нетиповые детские сады, которых у нас было 60% от общего количества, чтобы принять всех нуждающихся детей. Реально это? Нет, конечно! … Строить детские сады нет возможности ни у областного бюджета, и уж тем более нет у муниципалитета», – сказала министр образования Правительства Калининградской области Наталия Шерри. [22]
Мало муниципальных детских садов строится и в Екатеринбурге. По словам руководителя городского управления образования Екатеринбурга Евгении Умниковой строительство и реконструкция ДОУ – «очень дорогостоящая программа, поскольку строительство каждого детского сада обходится в более 100 миллионов рублей, а реконструкция детского сада варьируется от 30 до 50 миллионов рублей. Пока бюджет города Екатеринбурга эту проблему решает в одиночестве». Ее заместитель Владимир Крицкий уточнил: «Цена варьируется от 100 до 120 с небольшим миллионов рублей. Так, на садик на улице Полтавской было потрачено чуть более 100 миллионов рублей, на Ирбитской - почти 111 миллионов, на Крестинского - 116 с половиной миллионов, на Маневровой - почти 117 миллионов, на Сыромолотова - чуть более 121 миллиона рублей». [23]
В городе Кемерово муниципальные детские сады обходятся бюджету еще дороже. Так, по сообщениям новостных агентств, в марте 2008г. было открыто дошкольное учреждение "Центр развития ребёнка - детский сад № 240", рассчитанное на 180 мест. На строительство здания и приобретение оборудования из разных бюджетных источников выделено 159,5 млн. рублей. Этот центр представляет собой учреждение нового поколения, с современным спортивным и музыкальным залами, бассейном, столовой, медицинским кабинетом, зимним садом, планетарием, исследовательской лабораторией и т.д. Однако стоимость строительства одного места в таком саду очень высока – почти 890 тысяч рублей, и появление подобного рода учреждений проблему низкой доступности услуг муниципальных учреждений не решают, а в известной мере усугубляет.
В условиях экономического кризиса и сокращения бюджетных расходов актуальность данного тезиса дополнительно возрастает – значительных средств на масштабное строительство объектов социальной сферы у муниципалитетов в ближайшее время не появится.
В связи с эти необходимо изыскивать другие, менее затратные способы расширения муниципальной сети ДОУ, такие, например, как реконструкция зданий ДОУ с целью увеличения их мощности, открытие дополнительных групп в уже действующих ДОУ, использование пустующих помещений в образовательных учреждениях других типов, реструктуризация сети образовательных учреждений и перепрофилирование других образовательных учреждений.
В Калининградской области расширение сети дошкольных образовательных учреждений осуществляется в основном за счет использования внутренних резервов системы образования: открываются ранее закрытые детские сады (9 ДОУ), организуются дополнительные группы в действующих учреждениях (44 группы в 2006-2007 учебном году), создаются образовательные учреждения (11 учреждений в 2006-2007г.).
Реструктуризация сети
образовательных учреждения стала
важным инструментом решения проблемы
доступности дошкольного
Такой ресурс расширения сети муниципальных учреждений, как передача в муниципальную собственность ведомственных ДОУ, уже во многом исчерпан, хотя в некоторых регионах по-прежнему сохраняет актуальность, как например, в Мурманской области, где муниципальными становятся бывшие «военные» детские сады. В Курской области активное применение данного подхода позволило в 2006-2007г. увеличить муниципальную сеть на 22 учреждения.
Многие регионы используют
такой метод как возвращение
в систему ДОУ ранее
При планировании мощности системы ДОУ региональным и муниципальным властям необходимо учитывать особенности демографической структуры детского населения. Проблема нехватки мест в детских садах обострилась в последние годы в связи с повышением рождаемости, ставшим результатом мер демографической политики, направленных в первую очередь на относительное многочисленное поколение 1980-ых г. рождения. По прогнозам демографов в обозримом будущем абсолютные показатели рождаемости существенно сократятся, поскольку в репродуктивный возраст вступит малочисленное поколение первой половины 1990-ых. Вслед за показателями рождаемости снизится численность детей дошкольного возраста и нуждаемость населения в услугах дошкольного образования и содержания, что в свою очередь скажется на спросе населения на услуги дошкольного образования и содержания.
С 1999 года в связи с резким сокращением сети дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех детей дошкольного возраста, параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования в практику работы дошкольных образовательных учреждений стали активно внедряться новые модели: дошкольные группы кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, психолого-педагогических центров и других образовательных организаций, в том числе негосударственных. Развитие сети групп кратковременного пребывания преследовало следующие цели:
На сегодняшний день
в субъектах РФ функционируют
несколько видов групп
Работа групп кратковременного пребывания направлена на охват услугами дошкольного образования детей, не посещающих детский сад. В качестве причин, препятствующих посещению ребенком детского сада, могут выступать, в том числе, его ослабленное здоровье, повышенная утомляемость или другие медико-психологические противопоказания для длительного пребывания в коллективе; травматический опыт посещения государственного учреждения; негативный опыт самих родителей, связанных с детским садом; недовольство условиями организации быта и т.д. Создание гибкой системы образовательных услуг позволяет охватить дошкольным образованием детей, в противном случае лишенных необходимой подготовки к школьному обучению. Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 3 до 5 раз в неделю, от 3 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей). Следует отметить, что, несмотря на очевидную необходимость развития различных форм кратковременного пребывания детей, их следует рассматривать как дополнение, а не как не альтернативу традиционной форме оказания дошкольных образовательных услуг в виде групп полного дня.
Работа групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному перечню документации.
Для внедрения групп кратковременного пребывания необходимо провести утверждение следующих нормативных актов:
1. Нормативный правовой
акт субъекта РФ или органа
местного самоуправления, утверждающий
положение о группах
2. Нормативный правовой
акт органа местного
3. Локальный акт
Направление работы в группе кратковременного пребывания зависит от возраста и социальных характеристик детей. Так, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (до 3-х лет) способствуют, в том числе, всестороннему развитию детей, их ранней социализации и адаптации к условиям детского сада. Группы «ясли с мамой», адаптационные группы, группы выходного дня и другие, предполагающие нахождение ребенка вместе с родителем, активно развиваются как в рамках государственного сектора, так и на платной основе. Посещение детьми с родителями данных групп способствует развитию ребенка, повышению психолого-педагогической культуры родителей, развитию эмоциональной связи родителей с детьми. Работа таких групп организуется с учетом занятости родителей, в том числе в вечернее время или в выходные дни. Данные группы организуются на базе учреждений дошкольного образования, культурно–образовательных центров и центров дополнительного образования детей, способных обеспечить психолого-педагогическое и методическое сопровождение. Развитие групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста позволяет высвобождать места в дошкольных образовательных учреждениях для детей старшего дошкольного возраста и детей из семей группы риска и малообеспеченных семьей.
Адаптацией детей к детскому саду занимаются также центры игровой поддержки, осуществляющие психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.
Для детей с ограниченными
возможностями, которые не посещают
детский сад и нуждаются в
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи, организуются службы ранней помощи, консультативно-диагностические
центры, группы для детей с отклонениями
в развитии, группы «Особый ребенок»
и лекотеки. Целью указанных моделей является организованная
педагогическое и социальное сопровождение
семьи, поддержка развития личности детей,
их воспитания и обучения, коррекция отклонений
в развитии. Помощь семье оказывают психологи,
логопеды, дефектологи, социальные педагоги,
педагоги дополнительного образования,
медицинские работники. В задачу моделей
входит разработка индивидуальных планов
занятий для детей с ограниченными возможностями,
обучение родителей для работы с детьми
по составленным планам и обеспечение
их необходимыми методическими материалами. Данные
формы предоставления услуг в сфере дошкольного
образования играют важную роль в обеспечении
доступности дошкольного образования
для детей с ограниченными возможностями.
Организация указанных моделей осуществляется
на бесплатной или частично платной основе
на базе специализированных дошкольных
образовательных учреждений и медико-психолого-
Группы кратковременного пребывания для детей старшего дошкольного возраста призваны, в том числе обеспечить подготовку детей к школе. В настоящее время в регионах Российской Федерации существуют две основные модели организации предшкольного образования: на базе дошкольных образовательных учреждений и на базе средних общеобразовательных учреждений. Преимуществом организации предшкольной подготовки детей на базе ДОУ является традиционное существование в ДОУ подготовительных к школе групп, работающих по специальным апробированным программам. Достоинством предшкольной подготовки детей на базе средних общеобразовательных учреждений является возможность обеспечения мягкой адаптации будущих первоклассников к учебным программам и преемственности между дошкольным и начальным звеном общего образования. Кроме того, организация предшкольной подготовки детей на базе СОШ позволяет высвобождать места в дошкольных учреждениях для детей в возрасте от трех до шести лет. Важно подчеркнуть, что предшкольная подготовка детей, не посещающих детский сад, на базе кратковременных групп пребывания должна быть направлена не только на обучающие занятия, но и на обеспечение развитие тех социальных навыков и умений которые считаются неотъемлемой составляющей школьной готовности.
Достоинством групп кратковременного пребывания является удовлетворение потребности детей в общении ив получении новых знаний, умений и навыков, а также относительно низкая стоимость услуг дошкольного образования (в отличие от групп полного дня в стоимость услуги не входит организация питания, прогулок и дневного сна детей. Однако следует отметить, что данная форма предоставления услуг в сфере дошкольного образования не всегда является экономически доступной. Кроме того, в случае, если для группы кратковременного пребывания не выделяется специальное помещение, а зачисленные в нее дети посещают занятия в группах, функционирующих в режиме обычной работы детского сада (по два-три человека сверх списочного состава), то данная ситуация влечет за собой перегрузку педагогов и нарушению установленных санитарных нормативов по наполняемости групп. Существенным недостатком групп кратковременного пребывания является то, что при использовании данной формы предоставления услуг дошкольного образования не решается вопрос полноценной занятости родителей.
Информация о работе Современное состояние и перспективы дошкольного образования