Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.
Введение 4
1. История развития дошкольного образования от киевской Руси до 1917г. 6
2. Советская система дошкольного образования. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 11
2.3. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма. 13
3. Современное дошкольное образование 18
3.1. Преобразования конца XX начала XXI века 18
3.2. Новые стратегические ориентиры развития системы дошкольного образования в рамках Федеральных государственных образовательных требований (ФГТ) 28
3.3. Цели и задачи современного дошкольного образования 38
3.4. Современные программные, методологические, психологические, методические и технологические основы дошкольного образования 42
3.4.1. Программное обеспечение дошкольного образования 42
3.4.2. Психологические и методологические основы дошкольного образования. 45
3.4.3. Методики и технологии дошкольного образования 50
4. Анализ проблем дошкольного образования 56
4.1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей 56
4.1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации 56
4.1.2. Анализ ситуации в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей в Уральском федеральном округе и Свердловской области 64
4.1.3 Городской округ Ревда: состояние дошкольного образования, проблемы, задачи 67
4.2. Обзор развития национальной системы дошкольного образования. (Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей) 70
4.2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования. 70
4.2.2. Развитие альтернативных форм дошкольного образования 74
4.2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций 74
4.2.2.2. Семейные детские сады 80
4.2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады 83
4.2.3. Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ 86
4.2.3.1. Целевые потребительские субсидии 87
4.2.3.2. Муниципальный заказ 91
4.2.3.3. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии 95
4.2.4. Стимулирование частно – государственного партнерства 96
4.2.5. Выводы и рекомендации 99
5. Перспективы развития системы дошкольного образования 105
5.1. Новые законодательные акты об образовании 105
6. Основные направления развития дошкольного образования 113
7.Заключение 116
8. Список использованных источников 118
9. Приложения…………………………………………………………………..120
Некоторые регионы расценивают значительное сокращение очередности при устройстве детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования в качестве результата своей работы по развитию системы дошкольного образования (Таблица 1). В планах руководства этих регионов – ликвидация или существенное сокращение очереди.
Таблица 1. Выборочные показатели развития системы дошкольного образования ряда субъектов РФ.
Годы |
Показатели
развития системы дошкольного |
Субъекты Российской Федерации | |||||
Москва |
Волгоградская область |
Республика Мордовия |
Белгородская область |
Курская область |
Брянская область | ||
2007 |
Объем средств бюджета субъекта РФ, млн. руб. |
21 809 |
235 |
818 |
123 |
91,5 |
26,9 |
Строительство и ввод новых дошкольных образовательных учреждений, ед. |
100 |
16 |
5 |
3 |
11 |
7 | |
Организация групп детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений, ед. |
0 |
5 |
17 |
30 |
1 |
5 | |
Показатели очередности, чел. |
14 370 |
10 424 |
212 |
4464 |
9105 |
2120 | |
2008 |
Объем средств бюджета субъекта РФ, млн. руб. |
27 347 |
265 |
1214 |
139 |
110,5 |
36,6 |
Строительство и ввод новых дошкольных образовательных учреждений, ед. |
200 |
15 |
5 |
3 |
11 |
7 | |
Организация групп детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений, ед. |
0 |
5 |
9 |
30 |
3 |
5 | |
Показатели очередности, чел. |
0 |
5221 |
54 |
1800 |
6700 |
1800 | |
2009 |
Объем средств бюджета субъекта РФ, млн. руб. |
33 490 |
305 |
1366 |
248 |
145 |
30,7 |
Строительство и ввод новых дошкольных образовательных учреждений, ед. |
39 |
15 |
3 |
2 |
11 |
4 | |
Организация групп детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений, ед. |
0 |
5 |
6 |
26 |
3 |
6 | |
Показатели очередности, чел. |
0 |
870 |
0 |
950 |
4000 |
950 | |
2010 |
Объем средств бюджета субъекта РФ, млн. руб. |
41 040 |
331 |
1440 |
266 |
210 |
35,5 |
Строительство и ввод новых дошкольных образовательных учреждений, ед. |
35 |
15 |
3 |
5 |
14 |
3 | |
Организация групп детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений, ед. |
0 |
5 |
6 |
16 |
2 |
6 | |
Показатели очередности, чел. |
0 |
0 |
0 |
0 |
1500 |
130 |
В ряде регионов размер очереди при устройстве детей образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, рассматривается в качестве важнейшего показателя результативности деятельности системы дошкольного образования. Например, в Москве, Санкт-Петербурге, Белгородской, Волгоградской и Ростовской области, а также в Республике Мордовии к 2010г. планируется ликвидировать очередность, то есть предоставлять места в учреждениях дошкольного образования в соответствии с пожеланиями родителей дошкольников. В многочисленной группе регионов, в том числе в Брянской, Калужской, Курской, Томской, Тюменской и Челябинской областях, а также Ненецком автономном округе планируется сократить очередь более чем вдвое и уменьшить сроки предоставления мест в образовательном учреждениях с 1,5-2 лет до 3-6 месяцев.
Решить проблему оперативного информирования населения помогает использование современных технологий. Так, например, в Перми заработал дошкольный портал Департамента образования администрации Перми (http://permsad.ru). Благодаря порталу родителям больше не надо вставать в очередь в детский сад при рождении ребенка. Главное - до начала комплектования (апрель-май каждого года) подать заявление в режиме онлайн о желании получить место, и ребенок будет зарегистрирован в своей возрастной группе. Данный регистр будет формироваться по дате рождения ребенка, а не по дате постановки на очередь. На новом портале в разделе "Информация по детским садам" родители познакомятся со всеми дошкольными учреждениями города. Здесь размещена подробная информация – от адреса и телефона учреждения до перечня оказываемых им дополнительных услуг, сведений о наличии специалистов и педагогов.
Другим важным показателем доступности услуг дошкольного образования и воспитания является численность мест в дошкольных учреждениях в расчете на 1000 детей в возрасте 1-6 лет (Диаграмма 3).
Как видно из данных диаграммы, в последние годы наблюдается устойчивое сокращение мест в ДОУ относительно численности детей соответствующего возраста, хотя и не столь значительное, как в случае с размером очереди. Различия в динамике двух показателей объясняются тем, что численность мест в расчете на 1000 детей соответствующего возраста не учитывает территориальные особенности спроса на услуги дошкольного образования и воспитания, его неравномерность (например, в городах он в среднем выше, чем в сельских поселениях).
Анализ структуры учреждений
дошкольного образования и
Диаграмма 3. Динамика показателей доступности услуг системы государственного дошкольного образования в 2000-2007г вРФ Проблема доступности дошкольного образования присутствует и в городах, и в сельских районах, хотя причины ее различны. Если недостаточный доступ к услугах ДОУ в городах обусловлен физической нехваткой учреждений и мест в них, то проблемы села во многом вызваны структурой поселений – как правило, это малочисленные деревни с небольшим числом дошкольников. «Детский сад есть не в каждом населенном пункте, плохие дороги и отсутствие подходящего транспорта затрудняют подвоз детей в детские сады ближайших деревень, методик по организации детского сада на дому, либо кооперации с другими учреждениями образования и культуры практически нет - все это в значительной степени актуализирует проблемы равенства доступа к дошкольному образованию для сельских детей» [15]
Таблица 2. Распределение дошкольных учреждений по видам в РФ в 2002-2006 гг.
Наименование показателя |
2002 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Всего дошкольных учреждений,ед. |
48 232 |
46 675 |
46 076 |
45 696 |
в них детей, чел. |
4 267 260 |
4 422 568 |
4 530 356 |
4 713 192 |
Число детских садов, ед. |
31 623 |
28 855 |
27 939 |
27 381 |
в них детей, чел. |
2 009 819 |
1 891 563 |
1 896 084 |
1 962 091 |
Число детских садов компенсирующего вида, ед. |
1 638 |
1 648 |
1 656 |
1 604 |
в них детей, чел. |
128 623 |
133 782 |
137 162 |
134 790 |
Число детских садов ухода и оздоровления, ед. |
1 014 |
933 |
908 |
899 |
в них детей, чел. |
90 577 |
87 599 |
86 759 |
86 728 |
Число учреждений, имеющих компенсирующие группы, ед. |
8 716 |
8 838 |
8 818 |
8 935 |
в них детей, чел. |
290 296 |
308 924 |
310 025 |
322 895 |
Число учреждений, имеющих группы ухода, присмотра и оздоровления, ед. |
2 337 |
2 384 |
2 337 |
2 104 |
в них детей, чел. |
132 984 |
139 689 |
183 333 |
127 630 |
Число учреждений ухода и оздоровления и имеющих группы присмотра и оздоровления, ед. |
3 351 |
3 317 |
3 245 |
3 003 |
в них детей, чел. |
223 561 |
227 288 |
225 092 |
214 358 |
учреждения с группами для часто и длительно болеющих детей, ед. |
2 052 |
1 698 |
1 672 |
1 303 |
в них детей, чел. |
80 962 |
78 694 |
78 760 |
65 236 |
Число детских садов компенсирующего вида и учреждений, имеющих группы компенсирующего назначения, ед. |
10 354 |
10 486 |
10 474 |
10 539 |
в них детей, чел |
418 919 |
442 706 |
447 187 |
457 685 |
из них: |
||||
с нарушением слуха, ед. |
132 |
157 |
158 |
142 |
в них детей, чел. |
4 341 |
5 224 |
5 211 |
5 566 |
с нарушением речи (при сохранном слухе), ед. |
7 478 |
7 519 |
7 549 |
7 647 |
в них детей, чел. |
257 851 |
271 320 |
272 489 |
279 473 |
с нарушением зрения, ед. |
552 |
559 |
539 |
547 |
в них детей, чел. |
- |
- |
- |
37 774 |
с нарушением интеллекта (умственно-отсталых), ед. |
269 |
264 |
270 |
259 |
в них детей, чел. |
12 037 |
11 957 |
12 661 |
12 501 |
с нарушением опорно-двигательного аппарата, ед. |
559 |
570 |
586 |
588 |
в них детей, чел. |
33 815 |
36 033 |
39 285 |
40 889 |
санаторного типа с туберкулезной интоксикацией, ед. |
884 |
858 |
827 |
794 |
в них детей, чел. |
47 891 |
47 073 |
46 497 |
46 146 |
других профилей, ед. |
480 |
559 |
545 |
562 |
в них детей, чел. |
27 211 |
33 214 |
33 766 |
35 336 |
Включение в 2006г. в федеральную целевую программу развития образования (ФЦПРО) мероприятий, связанных с созданием системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе, дало импульс к развитию образовательных программ для детей старшего дошкольного возраста. Как видно из данных таблицы (Таблица 3), численность групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждения существенно выросла.
Таблица 3. Динамика развития форм кратковременного пребывания детей дошкольных образовательных учреждениях в РФ в 2002-2006 гг.
Наименование показателя |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Число ДОУ, имеющих группы кратковременного пребывания детей |
2270 |
3241 |
3912 |
4172 |
4423 |
Число групп кратковременного пребывания детей в ДОУ |
3258 |
4879 |
6150 |
7008 |
7858 |
Численность воспитанников в группах кратковременного пребывания, тыс. человек |
34,6 |
48,3 |
60,9 |
70,7 |
80,9 |
Негативные тенденции
последних десятилетий, прежде всего
сокращение сети ДОУ, привели к социальному
неравенству в обеспечении
Помимо обеспечения конституционных прав населения, расширение доступности услуг дошкольного образования и содержания имеет и чисто прагматическое обоснование. Женщины составляют 49 % всей рабочей силы, и в условиях дефицита трудовых ресурсов экономика страны остро нуждается в той их части, которую составляют неработающие матери детей дошкольного возраста. Кроме того, семьи с маленькими детьми имеют наиболее высокие риски бедности, снизить которые позволил бы своевременный выход женщин на работу. Также следует отметить, что снятие проблемы низкой доступности дошкольного образования стало бы важным фактором стимулирования рождаемости, поскольку репродукционное поведение населения существенным образом зависит от состояния социальной инфраструктуры страны, в особенности ее медицинской и образовательной компонентов.
4.1.2. Анализ ситуации в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей в Уральском федеральном округе и Свердловской области
Представленные в таблицах 4 – 8 данные по Уральскому региону и Свердловской области [14] имеет ту же отрицательную тенденцию по всем показателям, что и в целом по стране. Так, с 2002 по 2007 год в Свердловской области произошло снижение числа дошкольных учреждений с 1867 до 1507, на 19%, в Уральскому федеральному округу - с 5123 до 4519, на 12%, (по России – 12%).
Численность детей, получающих дошкольное образование в этих учреждениях повысилось, группы уплотнились, количество детей превысило наполняемость, определенную санитарными нормами. При этом охват детей дошкольными учреждениями (в % от численности детей соответствующего возраста) на конец 2006г составил по Уральскому федеральному округу – 64,4%, по - Свердловской области – 64,7%, немногим больше, чем по России – 57,6%, то есть не получали дошкольного образования более 35% детей.
За 2001 и 2002 год по Уральскому федеральному округу, а в Свердловской области за 2003, 2004 и 2006 год не было введено ни одного детского сада. Число дошкольных учреждений, требующих капитального ремонта и находящихся в аварийном состоянии уменьшилось, но снизилось и число учреждений имеющих все виды благоустройства.
Перед Уральским федеральным округом и Свердловской областью, стала проблема возврата проданных учреждений и их реконструкции, улучшение технического состояния и благоустройства имеющихся зданий. Поиск альтернативных решений по обеспечению права равных стартовых возможностей
Статистика российского образования 2002-2007годы [14]
Таблица 4. Число дошкольных учреждений и численность детей в них (на конец года)
Регион |
Число дошк. учр., 2002 |
Число дошк. учр., 2003 |
Число дошк. учр., 2004 |
Число дошк. учр., 2005 |
Число дошк. учр., 2006 |
Число дошк. учр., 2007 |
Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2002 |
Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2003 |
Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2004 |
Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2005 |
Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2006 |
Числ-ть детей в них, тыс. чел., 2007 |
Российская Федерация |
53917 |
51329 |
49981 |
48878 |
47835 |
47185 |
4224,9 |
4263 |
4246,3 |
4267,3 |
4321,27 |
4422,57 |
Уральский федеральный округ |
5123 |
4837 |
4763 |
4668 |
4575 |
4519 |
428,5 |
432,4 |
429,6 |
431,6 |
440,75 |
457,1 |
Свердловская область |
1867 |
1651 |
1660 |
1605 |
1526 |
1507 |
147,9 |
147,6 |
145,3 |
143,8 |
146,92 |
151,33 |
Информация о работе Современное состояние и перспективы дошкольного образования