Современное состояние малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – подробно проанализировать проблемы развития малого бизнеса в РК и его роль в обеспечении экономического роста для большего понимания нынешней ситуации в сфере малого бизнеса в Казахстане.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РК 2
1.1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 2
1.2. ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 2
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 2
2.1. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 2
2.2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Работа содержит 1 файл

Малый, средний бизнес как форма развития рыночных отнош РК, Гот, интервал 1,5.doc

— 441.00 Кб (Скачать)

План 
 
 
 
 
 

 

Введение

 

    Предпринимательство – специфический вид творческой, инициативной деятельности человека в рыночной экономике, сущность которой проявляется в ее основных чертах: предприниматель самостоятельно принимает управленческие решения по поводу своего экономического поведения, несет полную ответственность за результаты своей деятельности; целью предпринимательской деятельности является коммерческий успех, выступающий, прежде всего, в форме прибыли; предпринимательская деятельность имеет рисковый характер1.

      Экономисты  самых разных школ и направлений сходятся на том, что в нынешней ситуации одной из важнейших задач является активизация и развитие малого бизнеса. Да, несомненно, крупный бизнес определяет экономическую и техническую мощь страны, однако в условиях разразившегося кризиса неплатежей именно крупные предприятия стали основными неплательщиками в бюджет, что поставило в тяжелейшее положение органы власти. Малый же бизнес по своей природе мобилен, не требует больших инвестиций, быстро выходит на рентабельность. Основная задача на сегодняшний момент, которая стоит перед властями – сделать всё, чтобы люди, потерявшие работу, не скапливались в унылых очередях центров занятости, не выжидали пособия по безработице, а активно искали возможности с пользой для себя, для своей семьи распорядиться имеющимися знаниями, профессиональным мастерством, талантом, смекалкой; чтобы они работали и создавали новые рабочие места. Всё вышеперечисленное определяет актуальность данной темы курсовой работы.

      Цель работы – подробно проанализировать проблемы развития малого бизнеса в РК и его роль в обеспечении экономического роста для большего понимания нынешней ситуации в сфере малого бизнеса в Казахстане.

 

1 проблемы РАЗВИТИя малого бизнеса в РК

    1.1 Основные проблемы развития малого бизнеса

 

     К основным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства в Казахстане можно отнести:

  • недостаточная развитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • слабая дисциплина по исполнению действующего законодательства на местном уровне;
  • чрезвычайная усложненность систем налогообложения и налоговых проверок;
  • ограниченность доступа к кредитам на приобретение основных и пополнение оборотных средств;
  • сложность процедуры приобретения незадействованных производственных помещений, находящихся в коммунальной собственности, субъектами малого предпринимательства, занятыми в реальном секторе экономики и крайне высокая арендная плата;
  • отсутствие целостной системы подготовки кадров и информационной поддержки малого предпринимательства;
  • организационные проблемы взаимодействия малого предпринимательства с государственными структурами;
  • административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

     Одним из направлений формирования благоприятной  среды для развития предпринимательства  является преодоление препятствий в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, вызванных актами, действиями и бездействиями органов государственной власти, квалифицируемыми как административные барьеры. Во многом данные препятствия связаны с действиями исполнительной власти на местах.

     Важнейшим фактором ускорения развития малого предпринимательства и упорядочения взаимоотношений с бюджетом должно стать максимальное упрощение системы  налогообложения. Здесь самой острой проблемой являются неупорядоченность  налоговых проверок. Каждый субъект малого предпринимательства уплачивает в среднем 6-8 видов официальных налогов и сборов, причем по каждому из них существует своя методика расчета, налогооблагаемая база, порядок и сроки уплаты, реквизиты и формы отчетности.

     Слабо еще используются преимущества малого предпринимательства при проведении реструктуризации отраслей и реформировании предприятий. Одной из действенных мер поддержки государства в данной сфере является размещение государственного заказа среди субъектов малого предпринимательства, работающих в сфере производства и оказания услуг. Дальнейшее развитие подобной практики поддержки малого предпринимательства возможно путем расширения взаимодействия крупных компаний с субъектами малого предпринимательства в плане размещения у последних заказов по производству определенных видов продукции (работ, услуг).

     Одним из наиболее часто встречающихся  административных барьеров является несовершенство системы регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности. Упрощение системы регистрации и лицензирования позволит:

  • уменьшить операционные издержки ведения бизнеса, делая субъекты малого предпринимательства более конкурентоспособными, а организацию бизнеса менее дорогостоящей;
  • обеспечить создание благоприятной атмосферы для предприятий малого бизнеса и увеличить количество создаваемых субъектов малого предпринимательства;
  • упростить процедуру оформления земельных участков, документации в центрах недвижимости, сертификации продукции, перепланировки и реконструкции помещений. Особенно требует упорядочения стоимость оплаты и сроки оформления документов.

     Зарубежный  опыт демонстрирует, что особенно велика роль государственной поддержки  малого предпринимательства в кризисных  и пост кризисных условиях. С 1992 по 2009 годы в Казахстане было принято множество указов и программ, нацеленных на развития МСБ в стране. Самым последним на сегодняшний день является Указ Президента РК от 2008 г. об утверждении Программы Правительства по поддержке и развитию предпринимательства на 2008-2009 годы. Основной целью программы является формирование «среднего класса», являющегося основой стабильности общества, за счет создания социально-экономических условий для развития МСБ.

     Реализация  государственных мер позволит увеличить  количество действующих предприятий МСБ до 500 тысяч, численности занятых на них до 2 млн. человек, долю объемов произведенной ими продукции (работ, услуг) в ВВП до 25%.

      Одним из наиболее эффективных путей борьбы с монополизмом является достижение оптимального сочетания крупных, средних  и малых предприятий. При этом малые предприятия по сравнению с крупными имеют целый ряд преимуществ:

  • развитие предпринимательства и конкуренции в производстве товаров и услуг;
  • быстрая реакция на изменения потребительского спроса;
  • повышение качества продукции; и услуг;
  • использование естественного механизма ценообразования;
  • ликвидация монополизма;
  • ускорение научно-технического развития производства;
  • формирование и использование оптимальных управленческих структур;
  • рациональное использование кадров;
  • быстрое создание новых производственных мощностей на коммерческой основе без использования централизованных капитальных вложений2.

      Мелкие  фирмы действуют в условиях "естественного  отбора" и постоянного обновления: одни появляются, другие исчезают. По данным журнала "Экономист", с середины 80-х годов 40 % небольших фирм задерживались на рынке не более четырех лет. По другим оценкам через 5 лет существования в самостоятельном бизнесе закрепляются лишь 23 % фирм. Но для нормального развития экономики в целом этот процесс плодотворен. Выжившие фирмы отличаются высокой эффективностью использования ресурсов.

      Сегодня взаимодействие малого и крупного бизнеса  можно определить как гибкое партнерство. Создание и ликвидация хозяйственных комплексов осуществляются постоянно. Организационно-структурная стабильность, как средство выживания на рынке, уходит в прошлое. Только в движении, обновлении методов хозяйствования, партнеров, номенклатуры выпускаемой продукции – путь к устойчивости коммерческого успеха. Данное обстоятельство отражается на природе контрактных отношений небольших компаний с крупными корпорациями: субподрядчик становится участником налаживания взаимовыгодного совместного производства. Эти неизбежные изменения происходят на фоне растущей финансово-экономической самостоятельности другой группы малого бизнеса – небольших независимых компаний.

      В настоящее время как в традиционных, так и в передовых отраслях наблюдается устойчивая тенденция к количественному росту действующих небольших компаний. Часть из них отпочковывается от крупных корпораций, другая образуется как новый субъект хозяйствования, стремящийся встроиться в структуру сложившейся иерархии. По-разному возникают компании, но для всех жизненно важной является проблема финансового обеспечения.

      В рыночной системе механизм ее самонастройки основан на том, что громадное количество малых предприятий непосредственно борется между собой за максимально быстрое и эффективное удовлетворение нужд потребителя. Поэтому рыночная система, основанная на развитых товарно-денежных отношениях, настоятельно требует развития и наращивания сети малых предприятий.

      Опыт  ряда стран показал, что в осуществлении  экономических реформ и при выходе из кризисных ситуаций большую роль играет малое предпринимательство. В РК оно рассматривается Правительством как важный фактор реализации экономических реформ. Однако малое предпринимательство встречает на своем пути множество трудностей, преодолению которых прежде всего мешает отсутствие разработанной государственной концепции его развития. Остается недостаточно обоснованной также и методологическая сущность этой категории, что требует специального рассмотрения этого вопроса.

      В законе "О государственной поддержке  малого предпринимательства в РК" предлагается относить к малым предприятиям те, которые имеют численность занятых:

    • в промышленности - до 200 чел.;
    • в строительстве - до 100 чел.;
    • в оптовой торговле - до 50 чел.;
    • сельском хозяйстве - до 50 чел.;
    • в науке и непроизводственной сфере - до 25 чел.;
    • в розничной торговле - до 15 чел.

      Преобладание  в Республике Казахстан малых предприятий, специализирующихся на производстве продукции, товаров народного потребления, строительстве, бытовых услугах и торговле объясняется тем, что эти секторы экономики, кроме того, что они наиболее не насыщены, еще и наиболее подвержены колебаниям конъюнктуры рынка, т.е. изменяющимся запросам потребителей, на которые крупные и даже средние предприятия быстро реагировать просто не могут.

      Нынешнее  состояние малого предпринимательства  объясняется многими факторами и, прежде всего, отсутствием до последнего времени должной государственной поддержки малого предпринимательства, слабости экономических стимулов, а также общей дефицитностью экономики.

      Развитие  малого предпринимательства как  формы экономической деятельности, нацеленной на получение прибыли, шло в основном двумя путями:

    • за счет разукрупнения государственных организаций и предприятий;
    • за счет возникновения новых малых предприятий с участием юридических и физических лиц.

      Тенденции и формы становления малого предпринимательства в РК уже нашли отражение в некоторых аналитических исследованиях. Можно отметить четыре основных этапа становления малого предпринимательства в РК.

  1. 1986-1988 гг. Развитие кооперативов, главной сферой деятельности которых являлись мелкооптовая и розничная торговля и услуг. Последовала их эволюция в другие формы малого предпринимательства. Широкое развитие кооперативов при крупных государственных предприятиях и в сфере науки, распространение центров научно-технического творчества молодежи (НТТМ) и т.д.
  2. 1989-1991 гг. Аренда, акционирование и начало приватизации в государственном секторе промышленности. Выделение в составе заводов НИИ малых предприятий. Разукрупнение государственных заводов на группы малых предприятий.
  3. 1992-1993 гг. Широкое развитие малой приватизации в сфере торговли, услуг. Бурный рост количества малых предприятий, ограничение права собственности на основные фонды арендой (преимущественно).
  4. 1993-1995 гг. Рост предпринимательского сектора частной основе путем организации собственного дела, с помощью сформированных финансовых и иных ресурсов. Предприниматель является полным собственником. Резкий рост Числа предпринимателей, их крайне пестрый социально-профессиональный состав (по прежнему роду деятельности).

      К настоящему времени малое предпринимательство  заняло уже существенное место в  экономике РК.

      Однако  в настоящее время в развитии МБ назревает ряд негативных тенденций, связанных со снижением темпов роста числа МП, явной недостаточной их распространенностью в производственных областях, малой конкурентоспособностью их продукции по сравнению с импортной, уходом МП в сферу "теневой экономики". Еще не достигнут, к сожалению, необходимый уровень координации деятельности отраслевых и территориальных органов управления. Недостаточно полно учитываются интересы предпринимателей при подготовке и регулировании на городском уровне вопросов налогообложения, приватизации, аренды нежилых помещений и земельных участков, использования производственных мощностей и незавершенных строительством объектов, предоставление государственных гарантий и создания льготных условий для деятельности хозяйствующих субъектов. Это требует дальнейших усилий со стороны государственных и муниципальных органов. Однако каких-либо систематизированных и руководящих и методических материалов по этой проблеме пока нет.

Информация о работе Современное состояние малого бизнеса