Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.
Введение 4
1. История развития дошкольного образования от киевской Руси до 1917г. 6
2. Советская система дошкольного образования. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 11
2.3. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма. 13
3. Современное дошкольное образование 18
3.1. Преобразования конца XX начала XXI века 18
3.2. Новые стратегические ориентиры развития системы дошкольного образования в рамках Федеральных государственных образовательных требований (ФГТ) 28
3.3. Цели и задачи современного дошкольного образования 38
3.4. Современные программные, методологические, психологические, методические и технологические основы дошкольного образования 42
3.4.1. Программное обеспечение дошкольного образования 42
3.4.2. Психологические и методологические основы дошкольного образования. 45
3.4.3. Методики и технологии дошкольного образования 50
4. Анализ проблем дошкольного образования 56
4.1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей 56
4.1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации 56
4.1.2. Анализ ситуации в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей в Уральском федеральном округе и Свердловской области 64
4.1.3 Городской округ Ревда: состояние дошкольного образования, проблемы, задачи 67
4.2. Обзор развития национальной системы дошкольного образования. (Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей) 70
4.2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования. 70
4.2.2. Развитие альтернативных форм дошкольного образования 74
4.2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций 74
4.2.2.2. Семейные детские сады 80
4.2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады 83
4.2.3. Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ 86
4.2.3.1. Целевые потребительские субсидии 87
4.2.3.2. Муниципальный заказ 91
4.2.3.3. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии 95
4.2.4. Стимулирование частно – государственного партнерства 96
4.2.5. Выводы и рекомендации 99
5. Перспективы развития системы дошкольного образования 105
5.1. Новые законодательные акты об образовании 105
6. Основные направления развития дошкольного образования 113
7.Заключение 116
8. Список использованных источников 118
9. Приложения…………………………………………………………………..120
Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние годы, приобрели обширный характер. Они требуют решения частных проблем, заложенных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы.
Анализ успешности реализации программы еще впереди, но уже сегодня можно сделать выводы о том, что сложится культурный образ дошкольного возраста. Однако, вопреки ожиданиям:
- инновационная система
- равные стартовые возможности для дошкольников, что должно было повысить их качество образования на последующих ступенях обучения не достигнуты;
- о консолидации родительской и образовательной общественности остается только мечтать.
Ключевыми нормативными
документами в сфере
С 1 января 2004г. согласно
Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.03 г.
«Об общих принципах
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 666 от 12.09.2008 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольное образовательное учреждение – тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которое обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Указанное постановление относит к дошкольным образовательным учреждениям следующих видов:
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении установлено, что группы для детей дошкольного возраста могут создаваться в образовательных учреждениях других типов, что нормативно закрепляет новые вариативные модели дошкольного образования.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» учредители дошкольных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, отныне имеют право устанавливать плату за содержание ребенка, взимаемую с его родителей или законных представителей. Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10 процентов указанных затрат (Закон РФ «Об образовании», ст. 52.1, п.2). В законе особо отмечается, что родительская плата не взимается за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях.
Согласно ст.52.2., п. 1 Закона РФ «Об образовании» одновременно с введением родительской платы за содержание ребенка в дошкольных учреждениях предусмотрены меры материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Материальная поддержка реализуется в форме следующей компенсации части родительской платы:
Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование указанных расходов путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, рассчитываемых в соответствии с настоящим пунктом исходя из среднего сложившегося в субъекте Российской Федерации размера родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Общий размер субсидий регионам на выплату компенсаций части родительской платы в 2008г. составил 7,735 млрд. руб., а количество получателей превысило, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации, 4 млн. семей. Данная программа впервые на федеральном уровне предполагает поддержку не поставщиков услуг, а их получателей, являясь, таким образом, разновидностью потребительской субсидии, способствующей развитию конкуренции, расширению потребительского выбора и росту заинтересованности учреждений к привлечению получателей услуг.
В январе 2009г. в Госдуму
России был внесен законопроект о
распространении компенсаций
С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. № Пр-2065 и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № МФ-П44-6344, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы. Правительство РФ одобрило Комплекс мер по развитию дошкольного образования и направило в федеральные органы исполнительной власти поручение от 22 июня 2007г. № ДМ-П44-3035 по реализации указанного Комплекса мер. Органам управления образованием субъектов РФ Министерством образования и науки России было рекомендовано принять участие в реализации данного Комплекса мер.
Результатами реализации комплекса мер по развитию дошкольного образования должны были стать:
Во исполнение Комплекса мер на федеральном уровне был разработан целый ряд нормативно-правовых документов, в том числе:
Развитие системы дошкольного образования в качестве отдельного пункта было включено в целый ряд различных нормативных документов. Так, в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007г. №265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства» содержится рекомендация органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать за счет средств бюджетов субъектов и местных бюджетов:
В целях повышения
доступности дошкольного
Информация о работе Современное состояние и перспективы дошкольного образования