Современное состояние и перспективы дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.

Содержание

Введение 4
1. История развития дошкольного образования от киевской Руси до 1917г. 6
2. Советская система дошкольного образования. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 11
2.3. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма. 13
3. Современное дошкольное образование 18
3.1. Преобразования конца XX начала XXI века 18
3.2. Новые стратегические ориентиры развития системы дошкольного образования в рамках Федеральных государственных образовательных требований (ФГТ) 28
3.3. Цели и задачи современного дошкольного образования 38
3.4. Современные программные, методологические, психологические, методические и технологические основы дошкольного образования 42
3.4.1. Программное обеспечение дошкольного образования 42
3.4.2. Психологические и методологические основы дошкольного образования. 45
3.4.3. Методики и технологии дошкольного образования 50
4. Анализ проблем дошкольного образования 56
4.1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей 56
4.1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации 56
4.1.2. Анализ ситуации в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей в Уральском федеральном округе и Свердловской области 64
4.1.3 Городской округ Ревда: состояние дошкольного образования, проблемы, задачи 67
4.2. Обзор развития национальной системы дошкольного образования. (Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей) 70
4.2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования. 70
4.2.2. Развитие альтернативных форм дошкольного образования 74
4.2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций 74
4.2.2.2. Семейные детские сады 80
4.2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады 83
4.2.3. Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ 86
4.2.3.1. Целевые потребительские субсидии 87
4.2.3.2. Муниципальный заказ 91
4.2.3.3. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии 95
4.2.4. Стимулирование частно – государственного партнерства 96
4.2.5. Выводы и рекомендации 99
5. Перспективы развития системы дошкольного образования 105
5.1. Новые законодательные акты об образовании 105
6. Основные направления развития дошкольного образования 113
7.Заключение 116
8. Список использованных источников 118
9. Приложения…………………………………………………………………..120

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1,009.50 Кб (Скачать)

Изменения, произошедшие в сфере  дошкольного образования за последние  годы, приобрели обширный характер. Они требуют решения частных проблем, заложенных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы.

Анализ успешности  реализации  программы еще впереди, но уже сегодня можно сделать выводы о том, что сложится культурный образ дошкольного возраста. Однако, вопреки ожиданиям:

- инновационная система дошкольного  образования, как первая ступень  общего образования начинает успешно и грамотно работать не во всей системе, а только в отдельных детских садах;

- равные стартовые возможности для дошкольников, что должно было повысить их качество образования на последующих ступенях обучения не достигнуты;

- о консолидации родительской и образовательной общественности остается только мечтать.

Ключевыми нормативными документами в сфере дошкольного  образования являются Конституция  Российской Федерации, в статье 43 которой  гарантируется общедоступность  и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, и Закон Российской Федерации от 10.07.92 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон РФ «Об образовании»), относящий обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного образования (ст.29, п.6.1) и организацию его предоставления (ст.29, п.6.2)  к полномочиям органов государственной власти субъектов федерации, которые выделяют субвенции местным бюджетам. Также в Законе РФ «Об образовании» закреплена норма о преемственности дошкольного и начального общего образование, когда последующая программа базируется на предыдущей.

С 1 января 2004г. согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.03 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» «организация … общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района» относится (пункт 11 статьи 15) к числу вопросов местного значения муниципального района. Следует подчеркнуть, что действующее российское законодательство гарантирует лишь бесплатное дошкольное образование, предоставляемое государственными и муниципальными учреждениями. Таким образом, государственные гарантии не распространяются на содержание детей дошкольного возраста, составляющее значительную часть функций традиционного детского сада.

Согласно постановлению  Правительства Российской Федерации  № 666 от 12.09.2008 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном  учреждении» дошкольное образовательное  учреждение  – тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которое обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Указанное постановление относит к дошкольным образовательным учреждениям следующих видов:

  • детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
  • детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
  • детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
  • детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
  • детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
  • центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

Типовым положением о  дошкольном образовательном учреждении установлено, что группы для детей дошкольного возраста могут создаваться в образовательных учреждениях других типов, что нормативно закрепляет новые вариативные модели дошкольного образования.

В соответствии с Законом  РФ «Об образовании» учредители дошкольных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу   дошкольного образования, отныне имеют право устанавливать плату за содержание ребенка, взимаемую с его родителей или законных представителей. Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10 процентов указанных затрат (Закон РФ «Об образовании», ст. 52.1, п.2). В законе особо отмечается, что родительская плата не взимается за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях.

Согласно  ст.52.2., п. 1 Закона РФ «Об образовании» одновременно с  введением родительской платы за содержание ребенка в дошкольных учреждениях предусмотрены меры материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Материальная поддержка реализуется в форме следующей компенсации части родительской платы:

    • 20 процентов размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении – на первого ребенка;
    • 50 процентов размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении – на второго ребенка;
    • 70 процентов размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении – третьего и каждого ребенка.

Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование указанных расходов путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, рассчитываемых в соответствии с настоящим пунктом исходя из среднего сложившегося в субъекте Российской Федерации размера родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Общий размер субсидий  регионам на выплату компенсаций части родительской платы в 2008г. составил 7,735 млрд. руб., а количество получателей превысило, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации, 4 млн. семей. Данная программа впервые на федеральном уровне предполагает поддержку не поставщиков услуг, а их  получателей, являясь, таким образом, разновидностью потребительской субсидии, способствующей развитию конкуренции, расширению потребительского выбора и росту заинтересованности учреждений к привлечению получателей услуг.

В январе 2009г. в Госдуму  России был внесен законопроект о  распространении компенсаций части  родительской платы за содержание ребенка  в негосударственных детских  садах. По данным Росстата, негосударственные  образовательные учреждения, реализующие  основную образовательную программу дошкольного образования, посещают около 160 тысяч детей (около 3% от общей численности детей дошкольного возраста, охваченных услугами дошкольного образования). По данным Правительства Российской Федерации, для выплаты компенсации части родительской платы за содержание и образование детей дошкольного возраста в негосударственных образовательных учреждениях в 2009-2011 годах потребуется6 в 2009 году 265 млн. 867,2 тыс. рублей, в 2010 году – 290 млн. 347,9 тыс. рублей, в 2011 году – 319 млн. 064,0 тыс. рублей.  В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что реализация закона будет осуществляться за счет экономии бюджетных средств, предназначенных для выплаты в 2009-2011 годах компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных детских садах.

С целью координации  действий по развитию системы дошкольного  образования в соответствии с  поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. № Пр-2065 и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № МФ-П44-6344, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы. Правительство РФ одобрило Комплекс мер по развитию дошкольного образования и направило в федеральные органы исполнительной власти поручение от 22 июня  2007г. № ДМ-П44-3035 по реализации указанного Комплекса мер. Органам управления образованием субъектов РФ Министерством образования и науки России было рекомендовано принять участие в реализации данного Комплекса мер.

Результатами реализации комплекса мер по развитию дошкольного  образования должны были стать:

  • обеспечение территориальной доступности качественного дошкольного образования;
  • снижение очередности при устройстве детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, к 2009году - более чем в два раза, к 2011году - ликвидация очередности, то есть предоставление места в дошкольном образовательном учреждении в срок не более месяца со дня обращения родителей;
  • обеспечение доступного размера родительской платы и предоставление льгот по родительской плате малообеспеченным категориям граждан;
  • выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и групп населения для получения дальнейшего образования.

Во исполнение Комплекса  мер на федеральном уровне был  разработан целый ряд нормативно-правовых документов, в том числе:

  • методические рекомендации по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 30 июля 2007г. N 03-1883 в органы Управления образованием субъектов РФ);
  • методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста (Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2006г. N 03-2998);
  • методические рекомендации по внедрению различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения (письмо Министерства образования и науки РФ от 31 января 2008г. N 03-133);
  • методические рекомендации «О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях в 2008 – 2009 годах систем оплаты труда, принципы которых апробированы в некоторых субъектах Российской Федерации в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2008г. N 03-599).

Развитие системы дошкольного  образования в качестве отдельного пункта было включено в целый ряд различных нормативных документов. Так, в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007г. №265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства» содержится рекомендация органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать за счет средств бюджетов субъектов и местных бюджетов:

  • финансирование строительства объектов дошкольного образования;
  • осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке выкупа этих объектов, построенных за счет юридических лиц, осуществляющих реализацию проектов.

В целях повышения  доступности дошкольного образования  в субъектах РФ принимаются региональные программы развития дошкольного образования; наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений внедряются инновационные организационно-педагогические модели, размещаются муниципальные заказы на услуги дошкольного образования, что позволяет привлечь к оказанию этих услуг негосударственные учреждения, а также осуществлять контроль их качества.

Информация о работе Современное состояние и перспективы дошкольного образования