Современное состояние образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:36, реферат

Описание работы

cистема образования, система образования РБ

Содержание

1. Мировые образовательные тенденции. Диалектика традиционных и инновационных педагогических практик в современных условиях. Кризисы и реформирование образования.

2. Система образования Республики Беларусь. Тенденции и особенности высшего образования в РБ. Роль и место идеологического воспитания в системе образования РБ.

Работа содержит 1 файл

Тема 12 сист образ беларуси.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

Тема 12. Современное состояние образования

    1. Мировые образовательные  тенденции. Диалектика  традиционных и  инновационных педагогических  практик в современных условиях. Кризисы и реформирование образования.

    2. Система образования  Республики Беларусь. Тенденции и особенности  высшего образования  в РБ. Роль и место идеологического воспитания в системе образования РБ.

 

 

 

 

      1. Мировые образовательные тенденции. Диалектика традиционных и инновационных педагогических практик в современных условиях. Кризисы и реформирование образования.

 

 

      Образование – ключевая сфера жизни общества, важнейший источник и ресурс его устойчивого поступательного развития. Именно качеством образования определяется уровень науки и культуры, интеллекта и духовности науки, состояние экономики и гражданского общества. А они, в свою очередь, обеспечивают мощь, суверенитет и независимость стран, их место и роль в мировом сообществе.

      В мире изменяется отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как ведущий  фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания – в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

      В середине 60-х гг. XX в. передовые страны пришли к заключению о том, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности. Например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния людей; глобальный характер НТП привел к экологическому кризису; безжалостное отношение к растительному и животному миру превращает человека в жестокое бездуховное существо. В последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличения технического могущества при понимании того, что в большей степени оно зависит от уровня культуры и мудрости человека. По мнению Эриха Фромма, развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, имеет.

      Мировые образовательные тенденции, изменения  в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими  в социально-политической и экономической  жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций попытаемся проанализировать основные тенденции мировых образовательных систем.

      Сегодня в качестве источника прибыли  все чаще выступают знания, инновации  и способы их практического применения. Знание начинает занимать ключевые позиции  в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни.

      Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько  раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.

      Становление образования как  важнейшего фактора  преодоления отсталости. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в передовых государствах мира, грозит обострить до предела проблему преодоления технологической отсталости в развитии многих стран. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия.

      От  решения проблем образования, которые  в развивающихся странах еще  более усугубились в последние  десятилетия в связи с бурным ростом информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решение глобальной проблемы преодоления отсталости в мире.

      Трансформация понятия образования. В современном мире образование все в большей степени перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.

      Функции образования выполняют не только школы и вузы, но и различные  социальные институты, предприятия.

      Неформальное  образование имеет целью компенсировать недостатки и противоречия, которые  не в состоянии удовлетворить  формальное образование. Его индивидуализированный характер позволяет учитывать возможности конкретного человека и способствовать его саморегуляции и развитию.

      Последние десятилетия характеризуются ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности. Среднего и даже высшего образования сегодня уже надолго не хватает. Президент корпорации "Дженерал Моторс" говорит об этом следующим образом: "Нам нужны специалисты не с четырех- и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием".

      Развитие  концепции непрерывного образования рассматривается сегодня как магистральный путь преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной современному обществу системы образования.

      Важной  чертой развития образования является его глобальность. Она отражает наличие  интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

      Мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования, поэтому сегодня интенсивно развивается международное образовательное пространство. В качестве примера можно привести Болонскую декларацию, принятую министрами образования двадцати девяти стран Европы 19 июня 1999 г., по которой к 2010 г. предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения возможностей трудоустройства выпускников вузов, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности.

      Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня.

      Типы  регионов выделяются по признаку взаимного  сближения и взаимодействия образовательных  систем.

      Первый  тип составляют регионы, которые являются генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером может служить Западная Европа, для которой идея единства стала стержнем образовательных реформ 1990-х гг. во всех западно-европейских странах.

      К данному типу можно также отнести  США и Канаду, но их интеграционные усилия в сфере образования реализуются в иной ситуации. Для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия) характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовке кадров.

      Ко  второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы. В первую очередь, это страны Латинской Америки.

      К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов. В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Сахары (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов.

      К концу XX в. выделились регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушилась последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.

      Системы образования практически всех развитых государств мира (США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция и др.) подверглись интенсивному реформированию. Несмотря на свою специфику реформ в каждой стране, проявились и общие тенденции в развитии и совершенствовании образовательных систем.

      Наиболее  существенными из них стали:

      • повышение роли образования в жизни общества, превращение его в реальную производительную и социально-культурную силу;
      • формирование целостной и гибкой системы обучения и воспитания, сочетание традиционного и альтернативного образования, государственного, общественного и частного;
      • модернизация учебно-материальной базы, обновление содержания образования, использование последних достижений научно-технического прогресса в педагогическом процессе;
      • массовая профессионализация обучающихся, поддержка одаренных детей;
      • демократизация и гуманизация организации и управления образования, гуманитаризация всех учебных дисциплин, развитие широкой и всесторонне культурной подготовки молодежи;
      •  
      • активизация работы учебных заведений в качестве социокультурных центров;
      • повышение фундаментальности и логизации содержания образования, становление современного педагогического мышления.

      Наиболее  близким по темпам преобразований в  Беларуси является опыт реформирования средней и высшей школы в восточно-европейских  странах, которые уже много лет  развиваются в условиях перехода к рыночной экономике, налаживают формы сотрудничества в рамках «общеевропейского дома», интегрируют смешанную многоукладную экономику с индустриально развитыми государствами, мировым рынком.

      Концепции общего образования стран Восточной  Европы базируются на том, что гуманистически ориентированное учение обеспечивает единство отношений, убеждений, знаний, то есть способно развивать интеллектуальный потенциал, нравственную сферу, воображение и творчество личности.

      Реформирование  образовательных структур в странах восточно-европейского региона проявляется в изменении сроков обязательного обучения, продолжительности обучения в полной средней общеобразовательной школе, организации новых типов учебных заведений, ликвидации монополии государства на образование и воспитание молодежи, деполитизации и деидеологизации содержания образования, усиление общечеловеческих ценностей в содержании образования, отрицание командно-административного принципа в управлении образованием, в дифференциации и свободе выбора форм и уровней образования.

      Активно разрабатывают проблемы образования  в странах Прибалтики, в Украине, в Российской Федерации. Реформы  учитывают новые политические и  социально-экономические реалии, упорядочивают  структуру и совершенствуют содержание образования, его научно-методическое, информационное и техническое обеспечение.

 

 

      В современной научной литературе встречаются различные попытки  классификации образовательных  реформ. Опыт реформирования мировых  образовательных систем позволяет  выделить следующие критерии: масштаб реформы, характер и способ её проведения, степень оригинальности, направленность, сфера реализации и др.

 

 

      Масштаб проведения:

      - локальные (ограничиваются пространственными  и временными рамками);

      - региональные (в масштабе геополитического  региона);

      - национальные (в масштабе всей  страны, всей национальной системы  образования).

 

 

      По  характеру и способу  проведения реформы:

      - радикальные (направлены на реорганизацию  ключевых аспектов функционирования  образовательных систем);

      - умеренные (носят односторонний характер, ограничены одним или несколькими аспектами).

 

 

      По  степени оригинальности:

      - подражательные (с ориентацией на  определенный удачный опыт реформирования);

      - адаптационные (адаптация образовательной  системы своей страны к новым  реалиям);

      - инновационные (сориентированы на социально-экономические потребности своей страны и имеют оригинальный характер).

 

 

      По  направленности:

      - системные (направленные на изменение  всей системы образования);

      - институциальные (совершенствование  и реорганизация отдельного образовательного звена);

      - структурно-организационные (изменение  сроков обучения, порядка приема  в учебные заведения и т.  п.);

      - учебно-программные (пересмотр учебных  планов, программ и т. п.).

 

 

      По  сферам реализации:

Информация о работе Современное состояние образования