Планирование товарного ассортимента предприятия торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 04:47, курсовая работа

Описание работы

Главная цель коммерческой деятельности – получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания – требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке. Продавать товары надо так, чтобы любая коммерческая операция обеспечивала предельно возможный уровень рентабельности, торговый риск был сведен к минимуму, постоянно укреплялось положение торгового предприятия на рынке и росло доверие к нему со стороны деловых партнеров.

Работа содержит 1 файл

курсовик по плпн (7).docx

— 181.89 Кб (Скачать)

Эi = ∆Орi / ∆Ор, (2.4) 

     где Эi – коэффициент эластичности по i-му товару, %;

     ∆Орi – прирост объема продаж по i-му товару в отчетном году по сравнению с прошлым годом, %;

     ∆Ор – прирост общего объема продаж организации в отчетном году по сравнению  с прошлым годом, %.

     Прирост продаж по видам продукции в планируемом  году по сравнению с отчетным годом  определяется умножением полученного  коэффициента эластичности (Эi) на общий прирост объема продаж в планируемом году (∆Ор п.г.) по формуле: 

∆Орi п.г. = ∆Ор п.г. • Эi (2.5) 

     А расчетное значение объема продаж по i-ому виду продукции определяется по следующему алгоритму: 

Орi п.г. = Орi о.г. + ∆Орi п.г., (2.6) 

     где Орi п.г. – объем продаж i-ого вида продукции в планируемом году;

     Орi о.г. - объем продаж i-ого вида продукции в отчетном году;

∆Ор п.г. – прирост  общего объема продаж в планируемом  году. 

Таблица 11.-Планирование структуры ассортимента на 2011г.

Товарная  группа О2008 О2009 ∆О Эi О20010 Доля группы, %
Саморезы 532506,5 635499,3 102992,8 0,03 635808,08 24
Шурупы 323562,3 332805,8 9243,5 0,11 332832,58 26
Дюбеля 312030,0 410356,2 98326,2 0,47 456569,51 21
Анкерная  техника 149847,9 151256,3 1408,4 0,01 151270,08 11
Специальный крепеж 271230,3 297356,3 26126,0 0,29 304932,54 8
Такепаж 84514,9 92930,9 8416,0 0,10 93772,5 10
Всего 1728322.0 1942798,0 214476,0 1 2280117,1 100
 
 

 
 

Рисунок 7. – Планируемая структура ассортимента торгового предприятия на 2011г.

     Согласно  рассчитанным плановым показателям  структуры ассортимента в нем  должны произойти следующие изменения: несколько увеличится доля саморезов, шурупов, дюбелей, при этом немного снизится доля анкерной техники, специального крепежа, такепажа в общих продажах.

Выше  была представлена методика планирования ассортимента на год. Аналогичная методика используется при составлении ежемесячных  прогнозов структуры ассортимента, которые в виде отчетов составляются экономистами отдела сбыта и предоставляются его руководителю.

На основе этих данных осуществляется планирование товарных запасов. В связи с этим точность прогнозирования объема продаж ассортиментных групп напрямую влияет на объем товарных запасов на складе.

     В рассматриваемой организации осуществляется только оперативный учет и управление поставками. Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этого в организации используется автоматизированная система управления товарными запасами на основе бухгалтерской программы 1С «Предприятие: Торговля. Склад».

     Определим эффективность использования товарных запасов в рассматриваемой организации. Она может быть определена как  по показателю розничного товарооборота, так и по показателю прибыли: 

      ; (2.7)

      , (2.8) 

     где Эф1, Эф2 – показатели эффективности  использования товарных ресурсов соответственно по товарообороту и прибыли;

     Преал – прибыль от реализации товаров;

     РТО – розничный товарооборот;

     П – объем поступления;

     ТЗср  – средняя величина товарного  запаса, руб. 
 

     Таблица 12. – Эффективность использования товарных запасов

Показатель 2009 г. 2010 г. Отклонение
Эффективность использования товарных запасов  по товарообороту, руб. 1,333 1,114 -0,219
Эффективность использования товарных запасов  по прибыли, руб. 0,266 0,223 -0,043
 

     Из  таблицы 12. видим, что эффективность использования товарных запасов снизилась. Если в 2009 году один рубль, вложенный в товарные ресурсы, приносил 1,333 руб. товарооборота и 26,6 копейки прибыли, то в 2009 году 1 рубль в товарных запасах принес 1,114 руб. объема розничной торговли и 22,3 копейки прибыли. Снижение эффективности использования товарных запасов говорит о необходимости улучшения процесса управления запасами в ООО «Крепторг».

     В процессе стратегического управления выделяются три основные стратегические групп ассортимента, которые в  совокупности и представляют собой  ассортиментный портфель предприятия:

  • основная, включающая товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли (саморезы, шурупы, дюбеля);
  • поддерживающая, состоящая из товаров, стабилизирующих доходы от продаж и находящиеся в стадии зрелости (анкерная техника);
  • тактическая, охватывающая товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии зрелости или упадка (специальный крепеж, такепаж).

     Таким образом видим, что вместо пяти групп, которые рекомендуют выделять исследователи  при управлении ассортиментом, в  организации выделяются только три  группы. Отсутствуют стратегическая группа, включающая товары, призванные обеспечить будущие доходы предприятия, а также снимаемая с продажи группа товаров, включающая товары, находящиеся в стадии насыщения и спада.

     3.Совершенствование процесса управления ассортиментом в ООО «Крепорг

   3.1.Организация  управления ассортиментной  политикой на    предприятии

   Эффективная ассортиментная политика в основном зависит от умения планировать ассортимент, прогнозировать с высокой вероятностью структуру потребительского спроса.

   В ООО «Крепторг» при планировании ассортимента опираются в основном на простые экономико-статистические методы (линейный, метод экстраполяции). В то же время наиболее точный прогноз структуры потребительского спроса, а значит и плановая структура товарного ассортимента, формируются только при одновременном использовании различных подходов и методов к прогнозированию (рис.8).

   Генетический  подход к прогнозированию потребительского спроса основывается на инерционном  характере его развития, т.е. на оценках  устойчивых тенденций развития потребительского спроса, перенесения зависимостей прошлого и настоящего на будущее. Он объединяет экономико-статистические модели: трендовые  и факторные модели оценки и прогнозирования  спроса.При использовании одних  трендовых моделей прогнозирования  спроса предприятие не сможет вскрыть  внутренние взаимосвязи процесса изменения  спроса и факторов, формирующих его  уровень и динамику. Поэтому они  должны быть дополнены использованием факторных моделей оценки и прогнозирования  спроса, при этом предпочтение лучше  отдавать именно многофакторным моделям. В качестве особого инструмента  моделирования и прогнозирования  потребительского спроса необходимо использовать коэффициенты эластичности спроса. При выполнении прогнозных расчетов спроса на товары на предстоящий год принятая величина коэффициента эластичности спроса умножается на прогнозируемый темп прироста денежных доходов на душу населения или другого фактора спроса.

   Нормативное прогнозирование необходимо для  определения стратегических задач  на основе заранее заданных критериев  и норм. Данным метод ориентирован на долгосрочную перспективу. Он заключается  в стохастическом программировании личного спроса, исходя из нормативных  предположений о склонности к  потреблению, уровня личных доходов, с  учетом прошлых и настоящих тенденций, рациональных норм потребления. Однако нестабильность развивающейся экономики  делает невозможным обоснование  нормы потребления.

   Для использования методов экспертных оценок необходимо рационально организовать проведение экспертизы проблемы прогнозирования  спроса и обработку результатов  индивидуальных экспертных оценок. Обобщенная оценка индивидуальных результатов  принимается в качестве прогноза спроса. Здесь можно применять  различные методы опросов: анкетирование, интервьюирование, метод Дельфи, «мозговую  атаку», дискуссию. Однако недостатком  этих методов является их субъективность. Поэтому их необходимо применять  только тогда, когда отсутствует  информация о прогнозируемом спросе. 

Рис.8. Подходы и методы прогнозирования товарной структуры потребительского спроса 

  Таким образом, существуют разнообразные  методы прогнозирования товарно-групповой  структуры потребительского спроса. Однако применение каждого метода в  отдельности, как правило, малоэффективно. Современная практика свидетельствует  об эффективности многовариантных  расчетов прогнозов структуры потребительского спроса на основе сочетания различных  методов. Этим достигается синтез генетических прогнозов, основанных на использовании  сложившихся закономерностей развития спроса, и нормативных прогнозов, ориентированных на рациональную структуру  потребления и спроса. В результате будет обеспечен комплексный подход и активная роль прогнозирования спроса, а значит и ассортимент, при котором предприятие будет функционировать устойчиво и эффективно.

      3.2.Расширение  и углубление  товарного  ассортимента

     Анализ   ассортиментной  политики, показателей  ассортимента и  управление им показал,  что  предприятию  необходимо  осуществить  расширение  ассортимента, чтобы  сделать  его  более  рациональным. Причинами,  способствующими  расширению ассортимента,  является  увеличение  спроса и усиление  конкуренции. С  помощью  широкого  ассортимента  предприятие  сможет завоевать   высокие  позиции  на  рынке  относительно  многочисленных  конкурентов, так как  в  современном  мире   широкий  ассортимент  товаров    имеет  решающее  значение  для  процветания.  В качестве  новых товаров предприятию можно предложить хомуты,  мебельный  и  перфорированный  крепежи,    гвозди  строительные,  скобы, круги, т.е. те  товары,  которые  всегда  пользуются  спросом  у  потребителей. 

  Также   необходимо  произвести  углубление  ассортиментных  наборов  и   параметрических  рядов  дюбельной   и  анкерной  техники,  винтов,   такепажа.  При  таком  углублении  высока   вероятность  того,  что  даже  самый  требовательный  покупатель  найдет  для  себя   оптимальный  вариант  закупки.  Кроме этого,  расширяя  и углубляя  ассортимент  крепежных  изделий,  предприятие  сможет  добиться  снижения зависимости  от  одного  товара,  наиболее  прибыльного,  такого  как  саморезы, который  в любое  время    с   учетом непредсказуемых  изменений  рынка   может  привести  организацию  к банкротству.

     Для  такого широкого и глубокого  ассортимента  предприятию  необходимо  искать  возможности   увеличения  торговых  площадей  в  целях  обеспечения  удобства  обслуживания  покупателей, так  как на  данной  площади  невозможно будет   поместить   такой   ассортимент.  Таким  образом, предприятию нужно  либо  увеличить  размер  арендованной  площади  у   магазина  Вегос-М,  либо искать  новую  торговую  площадь.

   В следующем  пункте   рассчитаем    показатели  широты и полноты  с  учетом  углубления  и  расширения ассортимента. 

      3.3.Расчет  экономической эффективности предлагаемых  мероприятий

     Произведем  расчет   всех  показателей  с  учетом  расширения  и углубления  товарного  ассортимента  на  предприятии  ООО «Крепторг».

   Во-первых, определим  показатель  полноты с  учетом  углубления  товаров  и  представим  его  в  таблице 8.

Таблица 13. -  Оценка  показателя  полноты при углублении  ассортимента 

Наименование  углубленного  ассортимента Действительный  показатель  полноты Базовый  показатель  полноты Коэффициент  полноты

Кп

настоящая С учетом изменений настоящий С  учетом изменений
1 2 3 4 5 6
Дюбель-гвозди 7 14 17 0,41 0,82
Анкерная  техника 27 49 58 0,46 0,84
Винт  с  потайной  головкой 10 52 64 0,15 0,81
Специальные  крепления 9 12 15 0,6 0,8
такепаж 4 15 18 0,22 0,83

Информация о работе Планирование товарного ассортимента предприятия торговли