Планирование товарных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:05, контрольная работа

Описание работы

В теоретической части данной контрольной работы освещены теоретические основы экономических процессов, имеющих прямое отношение к управлению товарными запасами торговых предприятий.

Содержание

Теоретическая часть (Планирование товарных запасов в предприятии торговли)…………………………... 3
Введение………………………………………………………………………… 3
1 Понятие и экономическая сущность товарных запасов……………. 6
2 Классификация товарных запасов…………………………………. 7
3 Показатели, используемые при анализе, учете и планировании товарных запасов……………………………………………………. 8
4 Факторы, определяющие величину, уровень товарных запасов и товарооборачиваемость……………………………………………… 10
5 Методы анализа и учета товарных запасов на торговом предприятии………………………………………………………….. 12
6 Управление товарными запасами…………………………………… 13
Заключение……………………………………………………………………... 18
Библиографический список…………………………………………………… 19
Практическая часть……………………………………………………………. 20
Исходные данные……………………………………………………………… 20
Задача 1…………………………………………………………………………. 25
Задача 2…………………………………………………………………………. 26
Задача 3…………………………………………………………………………. 28
Задача 4………………………………………………………………………….. 29
Задача 5………………………………………………………………………… 30
Задача 6………………………………………………………………………… 32
Задача 7…………………………………………………………………………. 34
Задача 8………………………………………………………………………….. 39
Задача 9…………………………………………………………………………. 40
Задача 10………………………………………………………………………… 41

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 369.50 Кб (Скачать)

   Содержание

Теоретическая часть (Планирование товарных запасов в предприятии торговли)………………………………………………………………………...  
3
Введение………………………………………………………………………… 3
1 Понятие и экономическая  сущность товарных запасов……………. 6
2 Классификация товарных запасов…………………………………. 7
3 Показатели, используемые при анализе, учете и планировании товарных запасов……………………………………………………. 8
4 Факторы, определяющие величину, уровень товарных запасов  и товарооборачиваемость……………………………………………… 10
5 Методы анализа  и учета товарных запасов на торговом предприятии………………………………………………………….. 12
6 Управление  товарными запасами…………………………………… 13
Заключение……………………………………………………………………... 18
Библиографический список…………………………………………………… 19
Практическая  часть……………………………………………………………. 20
Исходные данные……………………………………………………………… 20
Задача 1…………………………………………………………………………. 25
Задача 2…………………………………………………………………………. 26
Задача 3…………………………………………………………………………. 28
Задача 4………………………………………………………………………….. 29
Задача 5………………………………………………………………………… 30
Задача 6………………………………………………………………………… 32
Задача 7…………………………………………………………………………. 34
Задача 8………………………………………………………………………….. 39
Задача 9…………………………………………………………………………. 40
Задача 10………………………………………………………………………… 41
 

2 

   Теоретическая часть

    (Планирование товарных запасов в предприятии торговли)

   Введение 

   Процессы  производства, обращения и потребления  в обществе происходят непрерывно. Однако в развитом обществе не происходит совпадения, как в пространстве, так и во времени этих процессов. Поэтому для обеспечения их непрерывности и необходимы товарные запасы.

     При создании запасов в сфере  обращения решается вопрос удовлетворения  разнообразных потребностей людей  путем предоставления им выбора  товаров из широкого ассортимента. Решить этот вопрос без необходимых запасов невозможно.

   При увеличении объема спроса, возникающем  под действием различных, иногда случайных факторов, равно, как и  сокращении его ввиду различных  обстоятельств или изменений  объемов предложения товаров, соответствие спроса и предложения достигается  за счет товарных запасов. Случайные нарушения соответствия спроса и предложения должны выравниваться за счет изменения товарных запасов, которые в этом случае не только обеспечивают бесперебойную торговлю, но и в моменты изменений спроса дают возможность сохранить правильное соотношение между спросом и предложением за счет изменения своих размеров.

   Наличие товарных запасов в обществе связано  также с рациональной организацией товародвижения. Для народного хозяйства  в целом является более экономичным  движение товарных масс крупными транспортными единицами, например, целыми вагонами, контейнерами и маршрутами (вагонными составами). При этом появляется возможность более эффективного использования различных видов транспорта. Для этого требуется образование определенных запасов.

   Следует также отметить, что доставка товаров  до потребителей происходит с интервалами  во времени. Учитывая, что потребности  в товарах являются

   3

постоянными, а на поставку товаров в места  их реализации могут влиять случайные  факторы, способные ее задержать, образование товарных запасов оправдано.

   Рациональное  образование товарных запасов и  их регулирование - важнейшее условие  для обеспечения расширенного воспроизводства  товаров, в том числе бесперебойной  продажи товаров, все более полного  удовлетворения спроса населения при минимально возможных издержках производства и обращения. 
Товарные запасы находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией движения является потребление, причем на место потребленных товаров производство поставляет новые. Товары в продолжении большего и меньшего времени образуют запас, пока их не заменят новые экземпляры того же рода. Только посредством такого образования запаса обеспечивается постоянство и непрерывность процесса обращения.

   Важное  значение в рыночной экономике имеют вопросы, связанные с регулированием товарных запасов торговых предприятий. Основное назначение товарных запасов торговых предприятий - обеспечивать устойчивое предложение товаров с учетом покупательского спроса. Причем предложение товаров должно быть выражено в виде сформированного ассортимента для данного типа торгового предприятия. Следовательно, ассортимент товаров является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов. 
В соответствии с ассортиментными перечнями должны образовываться и товарные запасы идентичные по своей структуре. Их необходимо возобновлять путем регулируемого завоза товаров.

   Товарные  запасы на торговых предприятиях должны служить реальным предложением товаров, обеспечивающим их бесперебойную продажу. 
В ходе реализации товарные запасы расходуются и взамен выбывающих должны завозиться новые, соразмерные по своей структуре и количеству необходимому ассортименту. В противном случае нарушается устойчивость сформированного

ассортимента  и создаются неблагоприятные  условия, следствием которых

   4

будет являться недополучение прибыли  предприятием, ухудшение обслуживания покупателей.

   В теоретической части данной контрольной работы освещены теоретические основы экономических процессов, имеющих прямое отношение к управлению товарными запасами торговых предприятий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

1 Понятие и экономическая сущность товарных запасов

   Товарные  запасы - это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.

   Товарные  запасы образуются на всех стадиях  товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых  и розничных товарных предприятий. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:

  • время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку;
  • сезонные колебания в производстве и потреблении товаров; 
    несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковки и подработки;
  • особенности в территориальном размещении производства;
  • условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;
  • звенность товародвижения;
  • возможности хранения товара и др.

       Вообще  существование товарных запасов  как категории товарного обращения  вызвано необходимостью обеспечения  нормального процесса обращения товаров.

       Любой товар до момента продажи относится  к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер - они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно

       6

       возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует  в зависимости от конкретных хозяйственных условий. 
    Экономическое содержание процесса товарооборачиваемости составляют процессы кругооборота товаров, смены статичной формы запаса динамичной формой товарооборота.
     

       2 Классификация товарных запасов

   Товарные  запасы торговых предприятий классифицируются по:

  • местонахождению (в предприятиях торговли, промышленности, в пути);
  • срокам (запасы на начало и конец периода);
  • единицам измерения: абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные (в днях товарооборота);
  • назначению: текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий), сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения), досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между сроками завоза товаров), целевые товарные запасы (для осуществления определенных целевых мероприятий).

   Размер  товарных запасов в основном определяется объемом и структурой товарооборота  торгового предприятия. Поддержание  оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. В противном случае из-за недостатка запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий. Поэтому вопрос количественного измерения величины товарных запасов торгового предприятия и определения соответствия величины

   7

потребностям  товарооборота является весьма актуальным. 

   3 Показатели, используемые при анализе, учете и планировании товарных запасов

   Анализ, планирование и учёт товарных запасов производятся в абсолютных и относительных показателях.

   Абсолютные  показатели, представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, достаточно удобны и используются при  проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный их недостаток - невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота.  
Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.

   Первым  относительным показателем, применяемым  при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующей формуле:

Утз = Товарный запас на конец анализ. периода * кол-во дней / Товарооборот за период

   Уровень товарных запасов характеризует  обеспеченность торгового предприятия  запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при  сложившемся товарообороте) хватит этого запаса. 
Вторым важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.

   Размеры товарных запасов непосредственно  связаны со скоростью обращения  товаров. При неизменном объеме товарооборота  ускорение оборачиваемости товаров  приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов. 
Скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются

   8

товарные  запасы, называется товарооборачиваемостью.

   Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.

   Время товарного обращения, или товарооборачиваемость  в днях товарооборота, рассчитывается по следующей формуле:

Об  дн =         Средний товарный запас * кол-во дней /  Товарооборот за этот период

Информация о работе Планирование товарных запасов