Планирование товарных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Процессы производства, обращения и потребления в обществе происходят непрерывно. Однако в развитом обществе не происходит совпадения как в пространстве, так и во времени этих процессов. Поэтому для обеспечения их непрерывности и необходимы товарные запасы.
При создании запасов в сфере обращения решается вопрос удовлетворения разнообразных потребностей людей путем предоставления им выбора товаров из широкого ассортимента. Решить этот вопрос без необходимых запасов невозможно.

Содержание

Содержание
Введение 2-4
1. Понятие и классификация товарных запасов
1.1. Понятие и виды товарных запасов. Необходимость их создания 5-9
1.2 Структура товарных запасов 10-12
1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов 12-15
1.4. Эффективность использования товарных запасов 15-20
2. Планирование товарных запасов. Товарные излишки и дефицит
2.1. Планирование товарных запасов на ООО «Диалог» 20-28
2.2. Оптимизация управления товарными запасами 28-32
2.3. Средства автоматизации управления товарными запасами 32-35
3. Расчёт товарных запасов ООО «Диалог»
3.1. Методы анализа и учета товарных запасов на торговом предприятии 35
3.2. Анализ общих экономических показателей деятельности ООО «Диалог» 36-41
3.3. Анализ состояния товарных запасов в ООО «Диалог» 41-44
3.4. Анализ совокупного влияния факторов на время обращения 44-50
Выводы и предложения 51-53
Список использованной литературы 54-55

Работа содержит 1 файл

моя КУРСОВАЯ.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                                2-4                              

1. Понятие и  классификация товарных запасов

1.1. Понятие и  виды товарных запасов. Необходимость их создания            5-9

1.2 Структура  товарных запасов                                                                        10-12

1.3 Факторы,  влияющие на величину товарных  запасов                                 12-15

1.4. Эффективность использования товарных запасов                                    15-20

2. Планирование товарных запасов. Товарные излишки и дефицит

2.1. Планирование товарных запасов на ООО «Диалог»                                20-28

2.2. Оптимизация управления товарными запасами                         28-32

2.3. Средства автоматизации управления товарными запасами                    32-35

3. Расчёт  товарных запасов ООО «Диалог»

3.1. Методы анализа и учета товарных запасов на торговом предприятии    35

3.2.  Анализ общих экономических показателей деятельности ООО «Диалог» 36-41

3.3. Анализ состояния товарных запасов в ООО «Диалог»                             41-44

3.4. Анализ  совокупного влияния факторов  на время обращения                  44-50

Выводы  и предложения                                                                                       51-53

Список  использованной литературы                                                                  54-55 
 

Введение

 

     Процессы  производства, обращения и потребления  в обществе происходят непрерывно. Однако в развитом обществе не происходит совпадения как в пространстве, так и во времени этих процессов. Поэтому для обеспечения их непрерывности и необходимы товарные запасы.

При создании запасов  в сфере обращения решается вопрос удовлетворения разнообразных потребностей людей путем предоставления им выбора товаров из широкого ассортимента. Решить этот вопрос без необходимых запасов невозможно.

При увеличении объема спроса, возникающем под действием  различных, иногда случайных факторов, равно, как и сокращении его ввиду различных обстоятельств или изменений объемов предложения товаров, соответствие спроса и предложения достигается за счет товарных запасов. Случайные нарушения соответствия спроса и предложения должны выравниваться за счет изменения товарных запасов, которые в этом случае не только обеспечивают бесперебойную торговлю, но и в моменты изменений спроса дают возможность сохранить правильное соотношение между спросом и предложением за счет изменения своих размеров.

Наличие товарных запасов в обществе связано также с рациональной организацией товародвижения. Для народного хозяйства в целом является более экономичным движение товарных масс крупными транспортными единицами, например, целыми вагонами, контейнерами и маршрутами. При этом появляется возможность более эффективного использования различных видов транспорта. Для этого требуется образование определенных запасов.

Следует также  отметить, что доставка товаров до потребителей происходит с интервалами  во времени. Учитывая, что потребности в товарах являются постоянными, а на поставку товаров в места их реализации могут влиять случайные факторы, способные ее задержать, образование товарных запасов оправдано.

Рациональное  образование товарных запасов и  их регулирование - важнейшее условие для обеспечения расширенного воспроизводства товаров, в том числе бесперебойной продажи товаров, все более полного удовлетворения спроса населения при минимально возможных издержках производства и обращения.

Товарные запасы находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией движения является потребление, причем на место потребленных товаров производство поставляет новые.

     Важное  значение в рыночной экономике имеют  вопросы, связанные с регулированием товарных запасов торговых предприятий. Основное назначение товарных запасов торговых предприятиях - обеспечивать устойчивое предложение товаров с учетом покупательского спроса. Причем предложение товаров должно быть выражено в виде сформированного ассортимента для данного типа торгового предприятия. Следовательно, ассортимент товаров является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.

В соответствии с ассортиментными перечнями  должны образовываться и товарные запасы идентичные по своей структуре. Их необходимо возобновлять путем регулируемого завоза товаров.

     Поэтому в курсовой работе ставится вопрос об организации обеспечения торгового предприятия оптимальными товарными ресурсами.

     Цель  курсовой работы – оценка величины товарных запасов в эффективности развития торгового предприятия.

     В связи с этим в настоящей работе ставятся следующие задачи:

  1. Раскрыть содержание понятия “товарные запасы”, необходимость их создания на торговом предприятии.
  2. Изучить структуру, функции товарных запасов.
  3. Рассмотреть факторы, влияющие на величину товарных запасов.
  4. Выяснить цели и задачи анализа и планирования товарных запасов на торговом предприятии.
  5. Провести анализ обеспеченности товарными запасами предприятия, рассматриваемого в качестве объекта исследования.
  6. Дать оценку эффективности использования товарных запасов (товарооборачиваемости) на исследуемом предприятии, определить влияние факторов на товарооборачиваемость.
  7. Спланировать сумму товарных запасов на предстоящий год.
  8. Сделать соответствующие выводы и дать рекомендации по проделанной работе.

     В качестве объекта исследования выступает ООО «Диалог», которое функционирует с 1996 года, в г. Вольске, Саратовской области.

     Предметом исследования является механизм формирования товарных запасов на торговом предприятии  и показатели их характеризующие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и классификация  товарных запасов.

1.1. Понятие и виды товарных запасов. Необходимость их создания. 

     В условиях конкуренции в организациях потребительской кооперации возрастает значение товарных запасов, определения  их необходимой величины. Товарные запасы представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения и предназначена для продажи. Современный экономический словарь дает следующее определение понятию товарных запасов. Товарные запасы – это количество товаров определенного вида, находящихся в данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах. Наличие товарных запасов служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения товаров. В то же время запасы не должны быть избыточными, так как при этом увеличиваются издержки производства и обращения/13/. Цель создания товарного запаса – обеспечение бесперебойной торговли всем ассортиментом товаров, что является условием удовлетворения спроса населения, повышение качества обслуживания, развития розничного товарооборота и, в конечном итоге, повышения конкурентоспособности торговой организации.

     Товарные  запасы как категория товарного  обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и  выполняют определённые функции:

  • обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходование;
  • удовлетворяют платёжеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;
  • характеризуют соотношение между объёмом и структурой спроса и предложения.

     Товарные  запасы образуются на всех стадиях  товародвижения: на складах оптовых  и розничных предприятий, на складах  предприятий-производителей, в пути. Это обусловлено следующими факторами: сезонными колебаниями в производстве и потреблении; временем, необходимым для перевозки товаров от места производства до места продажи; необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый, что требует подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиками и торговым предприятием; звенностью товародвижения; возможностями для хранения товаров; необходимостью образования страховых резервов и другими.

     Товарные  запасы торговых предприятий классифицируют по следующим признакам /14/:

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     Рисунок 1 – Классификация товарных запасов.

  • по месту нахождения различают товарные запасы в предприятиях торговли, в промышленности, в пути. Товарные запасы на предприятиях торговли включают в себя товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети и на складах оптовых баз. Они необходимы для обеспечения ритмичной работы торговых предприятий, широкого ассортимента товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей;
  • по назначению товарные запасы делят на запасы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза. Товарные запасы текущего хранения составляют основную массу всех запасов торгового предприятия. Они предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в товарах и должны постоянно пополняться. Для товарных запасов сезонного накопления характерна сезонность производства и потребления отдельных видов товаров. К товарам сезонного накопления относят меховые товары, картофель, фрукты, овощи, ёлочные украшения и т.д. Товарные запасы досрочного завоза предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдалённых районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий. Кроме этих видов товарных запасов в эту группу относят некоторые авторы и товарные запасы целевого назначения. Они создаются на предприятиях торговли для обеспечения определённых целей, не связанных с текущей реализацией товаров. Например, для стимулирования сдачи населением вторсырья; для выдачи товарных выигрышей по лотереям; для стимулирования закупки у населения отдельных видов сельскохозяйственного сырья или продуктов и т.д.;
  • по срокам  различают товарные запасы на отчётную дату, входные или начальные, то есть на начало периода, выходные или конечные, то есть на конец периода;
  • по показателям – абсолютные в стоимостном и натуральном измерении и относительные в днях-оборотах. О них подробнее речь пойдёт в пункте 1.2;
  • по величине товарные запасы бывают максимальные, минимальные и средние. Масса товарных запасов в розничных предприятиях должна находиться в предельном соответствии с объёмом товарооборота. Малые товарные запасы иногда привлекают менеджеров низкими расходами по их содержанию. Однако малые запасы таят в себе угрозу. В условиях быстроменяющейся конъюнктуры торговли и под влиянием случайных факторов при малом запасе могут возникнуть перебои в торговле отдельными наименованиями товаров. Что в конечном итоге  приведёт  к утрате позиций в конкурентной борьбе, потерям в розничном товарообороте, потере возможных доходов и прибыли.

     Большие запасы позволяют привлечь покупателей  широким ассортиментом товаров, обеспечить регулярную, бесперебойную торговлю всеми наименованиями товаров. Вместе с тем большие запасы связаны с опасностями на предприятии: повышение расходов по их содержанию, замедление оборачиваемости средств, вложенных в товары. Возникает риск потери качества товаров при длительном хранении, устаревания фасона, модели, что в свою очередь может привести к трудностям сбыта, росту расходов, снижению прибыли.

     Таким образом, слишком малые и слишком  большие размеры товарных запасов  могут отрицательно сказаться на финансовых результатах торговой деятельности.

     Помимо  такой классификации товарных запасов, данной в учебниках по экономике  предприятия, существует и  другая, которая учитывает функции, выполняемые товарными запасами, и время их учета. Так, например, в логистике выделяют следующие признаки классификации товарных запасов:

  • по исполняемой функции товарные запасы подразделяют на текущие, подготовительные, страховые, сезонные и переходящие. Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения организаций торговли и потребителей. Текущие запасы составляют основную часть товарных запасов, и их величина постоянно меняется. Подготовительные запасы (или запасы буферные) формируются в случае необходимости подготовить товарную продукцию к отпуску потребителям. Например, доработка, подсортировка, фасовка, упаковка готовой продукции, придание ей товарного вида. Гарантийные запасы (или запасы страховые) предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения периодичности  и величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути из-за непогоды и т. д. В отличие от текущих  запасов размер гарантийных запасов – величина постоянная. Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства и их реализации. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу торговой организации во время сезонного перерыва в производстве и потреблении продукции. Переходящие запасы – это остатки товарных запасов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления товаров в отчетном и следующем за отчетным периодом до очередной поставки.
  • по времени учёта, такая классификация позволяет выделить различные количественные уровни запасов. Их соотношение показано на рисунке:

Информация о работе Планирование товарных запасов