Планирование товарного ассортимента предприятия торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 04:47, курсовая работа

Описание работы

Главная цель коммерческой деятельности – получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания – требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке. Продавать товары надо так, чтобы любая коммерческая операция обеспечивала предельно возможный уровень рентабельности, торговый риск был сведен к минимуму, постоянно укреплялось положение торгового предприятия на рынке и росло доверие к нему со стороны деловых партнеров.

Работа содержит 1 файл

курсовик по плпн (7).docx

— 181.89 Кб (Скачать)

Таблица 8. – Оценка  рациональности  ассортимента  на предприятии

Наименование  товара Коэффициент  рациональности
1 2
Саморезы 0,15
Шурупы 0,15
Дюбеля 0,14
Дюбель-гвозди 0.06
Рамный  дюбель  металлический 0,08
Анкерная  техника 0,08
Заклепки 0,05
Гайки, шайбы 0,08
Болт  с 6-ти гранной  головкой 0,18
Винт  с потайной  головкой 0,03
Специальные  крепления 0,05
такепаж 0,03

  Из  данной таблицы  делаем  вывод   о  том,  что   наиболее  рациональный  ассортимент  по  саморезам,  шурупам и  дюбелям,  потому  что  в  идеале  он  должен  быть   как   можно ближе  к  0,25,  а   ассортимент  остальных  товаров   не  достаточно  рациональный.

Товарный ассортимент  фирмы на сегодняшний день является сложным, т.е. имеет внутреннюю классификацию  и включает различные товарные группы, товарные подгруппы, виды товаров и  их разновидности

Таблица 9.-Основные экономические показатели по укрупненным товарным группам за 2010 г.

Показатель Саморезы Шурупы Дюбеля Анкерная  техника Специальные  крепления Такепаж
1. Закупная  цена изделия.руб.2 11,7 26,5 35,5 13,8 20,3 12,5
2. Количество  проданных товаров 2560 12340 9800 3500 8340 3300
3. Переменные  издержки, тыс. руб. 0,148 0,180 0,188 0,123 0,165 0,148
В том  числе:  
- транспортные  расходы 0,48 0,55 0,5 0,38 0,44 0,4
- оплата  труда работников склада 0,7 0,8 0,9 0,5 0,8 0,7
- расходы  на хранение 0,3 0,45 0,48 0,35 0,41 0,38
4. Постоянные  издержки, тыс.руб. 4112
5. Продажная цена изделия, руб. 15,82 33,96 44,86 18,04 26,34 16,78
6. Выручка,  тыс. руб. 400,56 500,23 400,14 200,12 250,36 213,56
7. Себестоимость  товаров, тыс. руб. 321,64 400,21 300,21 156,23 175,56 166,12
8. Общие  переменные издержки, тыс. руб. 710,4 1764 2319,92 1025,82 1857,9 819,92
9. Валовая  маржа, тыс. руб.  1265,3 5546,8 9225,38 2506,98 4943,1 1548,98
10. Постоянные  издержки, тыс. руб. 685,33 685,33 685,33 685,33 685,33 685,33
11. Прибыль,  тыс. руб. (порог рентабельности) (стр.9-10) 78,92 100,02 99,93 43,89 74,8 47,44
Доля  в прибыли 18 23 22 10 16 11
рентабельность 20 25 20 13 9 13
 
 

Таким образом, видим, что наибольшую часть прибыли торгового предприятия составляет прибыль от реализации шурупов(23%). Также существенную часть прибыли приносят продажи дюбелей и  саморезов (22 и 18% соответственно). Рассматривая показатель рентабельности по анализируемым товарным группам, получаем тот же результат (рис.4.): наиболее рентабельными группами товаров являются шурупы, саморезы и дюбеля.(рис 5.) 
 
 
 

     Рисунок 4. Долевое соотношение различных товарных групп в объеме прибыли 

 
 
 

Рисунок 5. Рентабельность отдельных групп товаров 

 
 
 

     Применяя  АВС- анализ к данному ассортименту, получаем следующее распределение  групп:

     группа  А (20+25+20=65%) –шурупы, саморезы, дюбеля

     группа  В (13+13=26%) –анкерная техника и такепаж

     группа  С (9%) – специальный крепеж

В соответствии с данным распределением, товары группы А подлежат более тщательному  учету и более частой инвентаризации. Группы В и С могут иметь  менее жесткий управленческий контроль.

     Общая тенденция для всего ассортимента торгового предприятия – рост объемов продаж (выручки) по всем товарным группам ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Это объясняется усилением  конкурентной борьбы на ювелирном рынке  в связи со значительным увеличением  количества новых конкурирующих  фирм-производителей и торговых посредников.

     Снижение  рентабельности вызвало необходимость  снижения цены продукции до конкурентоспособного уровня, а также повышение расходов на маркетинговые мероприятия. Тем  не менее, продукция компании остается конкурентоспособной, совокупный товарооборот из года в год увеличивается.

Выявим наиболее стабильные товарные подгруппы ассортимента. Для этого проведем его XYZ- анализ.

Первый шаг - определение объектов анализа: товарные подгруппы ассортимента ООО «Крепторг»»: саморезы, шурупы, дюбеля, анкерная техника. специальный крепеж, такепаж

Второй шаг - определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта: объем продаж, тыс. руб.

Третий шаг - определение периода, по которому будет проводиться анализ:  3 года (2008-2010 гг.).

Четвертый шаг: определение коэффициента вариации для каждого объекта анализа (табл.10.).

Таблица 10.-Расчет коэффициента вариации для XYZ-анализа ассортимента ООО «Крепторг»

Показатель,

год

соморезы шурупы дюбеля Анкерная техника Специальный крепеж такепаж
Объем продаж, тыс. руб.  
2008 71240,2 312540,2 463260,0 146520,0 235662,0 71250,0
2009 73250,5 323560,3 512030,0 149840,0 271230,0 84510,0
2010 75910,3 332800,8 553520,3 150420,0 296580,8 92930,9
Средний объем продаж, тыс. руб. 72290,4 325967,1 509603,43 141250,0 247950,8 82200,99
Отклонение  от средней, тыс. руб.  
2008 -1050,9 13426,9 -46343,43 5290,0 -7680,171 -28230,0
2009 940,8 2406,8 2426,57 85270,0 37700,17 2309,01
2010 3620.0 -6833,7 43916,87 11171,0 73270,17 10729,91
Коэффициент вариации, % 30,13 36,13 27,74 26,68 24,42 22,72
 

Пятый шаг - сортировка объектов анализа по возрастанию значения коэффициента вариации:

22,72 –такепаж

24,42 –специальный  крепеж

26,88 –  анкерная техника

27,74 –  дюбеля

30,13 –саморезы

36,13 –  шурупы

Шестой  шаг – определение групп X, Y и Z.

Рекомендуемое распределение:

Группа  X – объекты, коэффициент вариации значение по которым не превышает 10%.

Группа  Y – объекты, коэффициент вариации по которым составляет 10% - 25%.

Группа  Z – объекты, коэффициент вариации по которым превышает 25%.

Видим, что продажи всех товарных групп  ассортимента отличаются значительной вариабельностью. Ни одну из них нельзя отнести к группе Х.

На рис.6 представлено распределение ассортимента на группы X, Y, Z по показателю стабильности продаж.

Наиболее  стабильными группами (Y-класс) являются такепаж и специальный крепеж; операционный анализ показал, что это наименее рентабельная и наименее значимая ассортиментная группа в общем объеме выручки. Относительная стабильность этой группы в общей динамике продаж объясняется относительным постоянством спроса, предъявляемого со стороны небольшой группы потребителей на данную продукцию ООО «Крепторг». Спрос на саморезы, шурупы, дюбеля и анкерную технику(Z-класс) более значителен по объему, а также более чувствителен к качественным характеристикам продукции (требования со стороны покупателей), ко времени года (сезону), поэтому он подвержен большим колебаниям, чем спрос на другие группы ассортимента продукции ООО «Крепторг». Так как это наиболее значимая и прибыльная часть ассортимента, продажи по которой составляют наибольшую часть товарооборота, функции управления ассортиментом должны быть в первую очередь сконцентрированы на ней. 

 

             Рис 6. XYZ-анализ ассортимента торгового предприятия

     Важно отметить, что анализ ассортимента необходимо проводить не только по укрупненным товарным группам, как  было представлено выше, но и по видам  и разновидностям товаров. Внутри каждой товарной подгруппы виды и разновидности  товаров можно также классифицировать на АВС, XYZ-группы, выделить наиболее весомые, прибыльные или стабильные тов Таким образом, анализ ассортимента предприятия ООО «Крепторг» показал, что он является достаточно широким, глубоким, устойчивым. Общая тенденция для всего ассортимента торгового предприятия – рост объемов продаж по всем товарным группам ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Это объясняется усилением конкурентной борьбы на  рынке в связи со значительным увеличением количества новых конкурирующих фирм-производителей и торговых посредников.

     Снижение  рентабельности вызвало необходимость  снижения цены продукции до конкурентоспособного уровня, а также повышение расходов на маркетинговые мероприятия. Тем  не менее, продукция компании остается конкурентоспособной, совокупный товарооборот из года в год увеличивается.

     Наиболее  стабильными группами являются такепажи, анкерная техника,  которые наименее рентабельны и весомы в объеме выручки. Относительная стабильность этой группы в общей динамике продаж объясняется относительным постоянством спроса, предъявляемого со стороны небольшой группы потребителей на данную продукцию Спрос саморезы, дюбеля, шурупы  специальный крепеж более значителен по объему, более чувствителен к качественным характеристикам продукции, ко времени года, поэтому он подвержен большим колебаниям, чем спрос на другие группы ассортимента продукции .Это наиболее весомая и прибыльная часть ассортимента, поэтому она должна подвергаться более тщательному контролю управления.

2.3 Организация управления  ассортиментной политикой  на предприятии

 

     Планирование  ассортимента в организации заключается  в определении количественного  соотношения отдельных видов  изделий параметрического ряда продукции  в плане продаж. Соотношение определяется на основе прогноза объема продаж отдельных  ассортиментных групп.

Прогноз объема продаж по отдельным ассортиментным группам осуществляется на основе анализа  данных за предыдущие годы и их экстраполяции  на прогнозируемый год (рис.16)

R – коэффициент достоверности аппроксимации. Он рассчитывается по формуле: 

, (2.1) 

, (2.2) 

. (2.3) 
 

     Планирование  объема продаж по товарным группам  ассортимента и, соответственно, структуры  ассортимента в организации осуществляется также с использованием коэффициента эластичности по общему объему продаж. Под эластичностью понимается относительное  изменение результата (объема реализации) под влиянием различных факторов, например, денежных доходов покупателей, цен на продукцию, достигнутого уровня потребления, обеспеченности товарами длительного пользования, рода занятий  населения, возраста и др3.

     Коэффициент эластичности от общего объема продаж определяется по формуле: 

Информация о работе Планирование товарного ассортимента предприятия торговли