Учёт товарных операций на предприятих в торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

В последние годы значительно возросло количество организаций, осуществляющих товарные операции. Такие операции представляют собой факты хозяйственной деятельности, непосредственно связанные с товародвижением. К ним относятся операции по приобретению и продаже товаров, товарные потери и др.
Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату.
Поскольку торговля является деятельностью в сфере обращения, то не происходит изменения форм продукта, созданного в сфере производства. Таким образом, основным объектом торговой деятельности является продукт, потребительские свойства которого не изменяются в процессе осуществления данной деятельности.

Работа содержит 1 файл

бухучет в торговле.docx

— 47.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учет товарных операций на предприятиях торговли

В последние годы значительно  возросло количество организаций, осуществляющих товарные операции. Такие операции представляют собой факты хозяйственной  деятельности, непосредственно связанные  с товародвижением. К ним относятся  операции по приобретению и продаже  товаров, товарные потери и др.

Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату.

Поскольку торговля является деятельностью в сфере обращения, то не происходит изменения форм продукта, созданного в сфере производства. Таким образом, основным объектом торговой деятельности является продукт, потребительские  свойства которого не изменяются в  процессе осуществления данной деятельности.

В торговле товары – основной объект бухгалтерского учета. Поэтому  правильная его постановка должна находиться в центре внимания бухгалтерской  службы.

Торговля – это вид  предпринимательской деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также  обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже.

Различают два основных вида торговли – оптовую и розничную.

Существуют различные  подходы к определению оптовой  и розничной торговли. Основные критерии отнесения торговли к оптовой  или розничной – цель приобретения товара и способ оплаты.

Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей  перепродажи, а также организациям, закупающим товар (сырье, комплектующие) для производства иной продукции, то есть товар передается для использования  в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных  с личным (семейным, домашним и т. д.) использованием. Отношения продавца покупателя товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки.

Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными  документами, предусмотренными условиями  поставки товаров и правилами  перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом - фактурой). Накладная  в торговой организации может  выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.

Товарно-транспортную накладную  выписывают при доставке товаров  автомобильным транспортом.

При доставке товаров железнодорожным  транспортом в качестве сопроводительного  документа выступает железнодорожная  накладная. К железнодорожной накладной  могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем  делается отметка в накладной.

Счет-фактура выписывается в тех случаях, когда перечень отгруженных товаров велик. Кроме  того, счет-фактура является документом, необходимым для принятия вычета по НДС.

Для оплаты поступающих товаров  может быть использован счет, содержание которого аналогично счету-фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара.

Оприходование поступивших  товаров оформляется путем наложения  штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших  товаров.

Если товары получает материально  ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара.

Порядок приемки товаров  и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие  или отсутствие) и т.д.

Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает  проверку соответствия фактического наличия  товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных  документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям  к качеству товаров, предусмотренных  в договоре.

Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным  лицом по доверенности. Если товар  находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или  по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

Если количество и качество товара соответствует указанному в  товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет - фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное  лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой  печатью торговой организации.

При нарушении правил приема и сроков торговые организации лишаются возможности предъявления претензий  поставщикам или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует  сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально  ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем  порядке при согласии поставщика или его отсутствии).

При закупке товара или  его приемке руководителям торговых организаций необходимо следить  за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности  товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в договоре поставки.

Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками и  их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при  транспортировке).

Поступающие товары приходуются  в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме.

Среди многообразия хозяйственных  операций на торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач  бухгалтерского учета товарных операций в  состоит в правильной организации  учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о контроле за их сохранностью.

В отличие от предприятий  розничной торговли учет товаров  на предприятиях оптовой торговли ведется  по ценам приобретения, поэтому схема  отражения на счетах бухгалтерского учета операции по движению товаров  немного проще.

В общем различают две  основные формы оптовой реализации товаров со склада (складской оборот) и транзитом (транзитный оборот).

В случае реализации товаров  со склада торговая организация сама рассчитывается за товар с поставщиком, получает товар, отгружает его со своего склада покупателю и взимает  с него плату.

При реализации транзитом  товар не поступает на склад торгового  предприятия, а переправляется непосредственно  конечному покупателю. Реализация товаров  транзитом может осуществляться как с участием, так и без  участия оптового предприятия в  расчетах. В первом случае предприятие  оптовой торговли само рассчитывается с поставщиками за товар и взимает  плату с покупателя. При реализации товаров транзитом, без участия  в расчетах, оптовое предприятие  только организует доставку товара конечным покупателям, а расчеты за него проводятся между поставщиком и непосредственным получателем товара.

Оптовые торговые предприятия  осуществляют отгрузку товаров покупателям, как правило, на основании письменного  договора, в котором отвариваются все условия поставки (количество, качество, цена товара, условия транспортировки  и т.п.), а также момент перехода права собственности от продавца покупателю. Согласно статье 238 Гражданского кодекса Республики Казахстан право  собственности у приобретателя  имущества по договору возникает  с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором. Передачей  признается вручение вещей приобретателю, а равно сдача транспортной организации  для отправки приобретателю или  сдача на почту для пересылки  приобретателю вещей, отчужденных  без обязательства доставки, если иное не предусмотрено законодательством  или договором (статья 239 Гражданского кодекса Республики Казахстан).

В розничную торговлю товары поступают от производственных предприятий,оптовых  организаций, от фирм, ведущих внешнюю  торговлю, со складов ит.д. 

Товары должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, 
товарно-транспортные накладные, накладные и др. Если товар поступил на 
предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или их 
частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется 
приёмным актом.

Приёмка товаров на складе поставщика, на железнодорожной станции, 
пристани, в аэропорту осуществляется материально ответственным лицом по 
доверенности с предъявлением паспорта.

После получения товара, в бухгалтерию предприятия предоставляются 
документы, подтверждающие совершение торговой операции, и в книге 
(журнале) учёта доверенностей проставляются номер и дата 
сопроводительных документов.

Поступление товара оформляется  по-разному, в зависимости от близостиофиса  к месту нахождения склада. Если склад фирмы -поставщика расположенв  одном помещении с местом оформления документов на отпуск товаров, тооформления документов и выдача товара происходит фактически 
одновременно. Документом на отпуск в данном случае является накладная.

Если склад фирмы-поставщика расположен на значительном расстоянии отофиса, то материально ответственному лицу в представительстве фирмывыдаётся  документ на получение товара, по которому ему на складе могутбыть выданы данные ценности. В случае отсутствия затребованного товарана складе в необходимом количестве выписывается новый документ –расходная накладная, в которой указывается  фактически отпущенноеколичество товара. Кроме того, также возможно в накладной, оформленнойпокупателю в офисе, наряду с количеством товаров, предназначенного дляотпуска, на складе отражать также  фактически выданное количество товара.

Накладная выписывается в  четырех экземплярах, первый и второй из которыхостаются у предприятия-поставщика (в бухгалтерии предприятия и  наскладе), а третий и четвертый  передаются вместе с товаром покупателю (в 
бухгалтерию предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за хранение 
товара). 

Представитель предприятия-покупателя проверяет товар, наличие полнойдокументации к нему, сертификатов качества и  т. п., комплектацию в 
соответствии с данными сопроводительных документов и расписывается в 
получении ценностей на накладной. Если товар принимается в закрытой 
таре, то необходимо сделать запись: "Товар принят по массе нетто 
(количеству мест) без фактической проверки". После этого материально 
ответственное лицо доставляет товар на территорию склада своей 
организации и передает его кладовщику. 

Поставщик может оформить сопровождение товаров счетом-фактурой, а ненакладной, при этом в счете-фактуре, так же как и в накладной, отдельнойстрокой выделяется сумма НДС. 

Счет-фактура выписывается, как правило, в трех экземплярах. Первый 
остается у поставщика товара, два других направляются покупателю вместе 
с товаром.

Кроме того, следует помнить, что все плательщики НДС обязаны составлять счета-фактуры на реализацию продукции (работ, услуг). На основанииданных документов получатели товаров имеют право на зачет уплаченных поним сумм НДС при расчетах с бюджетом. 

Каждая отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг) оформляетсясоставлением  счета-фактуры. 

Получаемые покупателем  товаров счета-фактуры в отличие  от экземпляровпоставщика не являются бланками строгой отчетности, а относятся  кпервичным бухгалтерским документам. При этом учет их поступления будетлишь  дублировать книгу покупок. Покупатель заинтересован в полнойсохранности  счетов-фактур, их своевременном и  достоверном отражении. 

Информация о работе Учёт товарных операций на предприятих в торговли