Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:35, курсовая работа
Основной целью данной дипломной работы является исследование особенностей психологии поведения потребителей на рынке и влияние покупательского поведения на механизм принятия решений о покупке.
Для реализации данной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
Изучить влияние ценового фактора на поведение потребителей и на механизм принятия решения о покупке;
Проиллюстрировать методы анализа и оценки мотиваций покупателей для разработки маркетинговых мероприятий по завоеванию целевых сегментов рынка;
Ознакомиться с основными мотивационными подходами;
Показать взаимосвязь маркетинга с другими науками, такими как: социология, антропология, психология;
Выявить влияние внешних факторов на поведение потребителей;
Ознакомиться с общенаучными и методологическими приемами проведения исследований;
Показать особенности моделирования покупательского поведения;
Рассмотреть особенности маркетингового планирования на предприятии ОАО «Минскжелезобетон».
Введение……………………………………………………………...……3
Глава 1. Маркетинговое понимание потребителя и их группы
1.1 Группы потребителей и факторы, влияющие на потребность………..5
1.2 Мотивация потребителей. Основные мотивационные подходы…………………………………………………………………...…14
1.3 Влияние спроса на поведение потребителей. Теория эластичности………………………………………………………...………17
1.4 Моделирование покупательского поведения. Цена как фактор потребительского поведения…………………………………………..…. 21
1.5 Типы поведения потребителей……………………………………...…24
Глава 2.Методы исследования потребителей
2.1 Информация – как главный маркетинговый актив……………….…..33
2.2 Общенаучные и методологические приемы проведения исследований…………………………………………………………..……41
2.3Моделирование покупательского поведения.…………………….………………………………………………45
2.4. Влияние внешних факторов на поведение потребителей……………52
Глава 3.Практическая часть (Оценка степени удовлетворенности потребителей на ОАО «Минскжелезобетон»).
3.1Планирование маркетинга……………………………...………………65
2.2 Методика измерения степени удовлетворенности покупателей…….69
3.3 Отчет об удовлетворенности потребителей ………………………….78
Заключение………………………………………………………………….83
Список использованной литературы………
Источники, используемые потребителями при поиске информации[10,32]
Источник информации | Частота, % |
Собственное мнение | 50 |
Мнение членов семьи | 26 |
Мнение друзей | 18 |
Мнение продавца | 17 |
Реклама | 16 |
Информация в местах продаж | 5 |
Основным источником информации, влияющим на выбор продуктов питания, является собственный опыт потребителя. Это, прежде всего, связано с тем, что по поводу продуктов питания мнения и предпочтения большинства людей давно сформировались, поэтому потребители, вне зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе, в основном, опираются на собственный опыт. В то же время такой настойчиво навязываемый источник, как реклама, при выборе продуктов питания имеет далеко не самое большое значение. Однако при рассмотрении этих данных следует помнить, что потребитель иногда не способен понять причину собственного поведения, поэтому при поиске информации не всегда объективно воспринимает отдельные источники.
При оценке вариантов покупатель рассматривает различные альтернативы, соотнося их с ожидаемой выгодой в процессе потребления. В качестве важных критериев выбора различных продуктов питания (в порядке убывания значимости) респонденты отмечают следующие позиции:
1) качество товара;
2) цена;
3) польза для здоровья;
4) торговая марка;
5) страна-производитель;
6) упаковка;
7) реклама.
Степень
значимости выделенных критериев для
групп покупателей с различным
уровнем доходов отражена в таблице
2.
Значимость критериев выбора продуктов питания для
групп потребителей с различным уровнем доходов [18,37]
Группа | Степень значимости фактора | ||||||
упаковка | страна | марка | цена | польза | реклама | качество | |
1(с наименьшими ресурсами) | Х |
ХХ |
ХХ |
ХХХ |
ХХХ |
Х |
ХХХ |
2 | ХХ | ХХ | ХХ | ХХХ | ХХХ | ХХ | ХХХ |
3 | ХХ | ХХ | ХХ | ХХ | ХХ | ХХ | ХХХ |
4 | ХХХ | ХХХ | ХХХ | Х | ХХ | ХХ | ХХХ |
5 (с наибольшими ресурсами) | ХХХ |
ХХХ |
ХХХ |
Х |
ХХ |
ХХХ |
ХХХ |
Примечание: Х – фактор, имеющий решающее значение;
ХХ – фактор со средней значимостью;
ХХХ – фактор, имеющий наименьшую значимость.
На следующей стадии потребитель принимает решение о покупке, то есть решает, где, сколько и когда купить. Самыми значимыми характеристиками при выборе места покупки респонденты отмечают:
1) качество товара;
2) большой выбор;
3) цену;
4) удобство расположения;
5) общую атмосферу торговой точки;
6) работу персонала;
7) стимулирование продаж.
Чувствительность
потребителей с различным уровнем
дохода к факторам, относящимся к торговому
предприятию, приведена в таблице 3.
Значимость критериев выбора торгового предприятия
для групп потребителей с различным уровнем доходов [18,36]
Группа |
Степень значимости фактора | ||||||
удобство расположения | ассортимент | качество | цена | работа персонала | атмосфера | средства стимулирования | |
1 (с наименьшими ресурсами) | ХХ |
Х |
ХХХ |
ХХХ |
Х |
Х |
ХХ |
2 | ХХ | ХХ | ХХ | ХХ | Х | Х | Х |
3 | ХХ | ХХХ | ХХ | ХХ | ХХ | ХХ | Х |
4 | ХХХ | ХХХ | Х | Х | ХХ | ХХ | Х |
5 (с наибольшими ресурсами) | ХХХ |
ХХХ |
Х |
Х |
ХХХ |
ХХ |
ХХ |
Примечание: Х – фактор, имеющий решающее значение;
ХХ – фактор со средней значимостью;
ХХХ – фактор, имеющий наименьшую значимость.
Если говорить о разных товарных категориях, то рынки по-прежнему остаются самым популярным местом покупки свежих овощей и фруктов, мяса, птицы, рыбы. Обычные продовольственные магазины с обслуживанием через прилавок, посещаемые чаще, чем розничные торговые точки других форматов – каждый или почти каждый день (из-за удобного расположения), являются основным местом покупки хлеба (выпечки). Остальные продукты чаще покупаются в супермаркетах.
Кроме того, можно отметить, что поведение потребителей различных социальных групп связано с их полом. Складывается следующая тенденция:
- женщины при покупке товара стремятся получить двуединую выгоду «качество + цена» и готовы обойти множество торговых точек в поисках товара, соответствующего данным требованиям;
- мужчины, напротив, ищут качественный товар, стремясь минимизировать время, расходуемое на покупку, поэтому одним из важнейших факторов для них является удобное расположение торговой точки.
Данные
утверждения приобретают особое
значение, если учесть, что, согласно проведенным
исследованиям, покупкой продуктов
питания в семьях в 75% случаев
занимаются женщины и только 25% -
мужчины.
2.4.Влияние
внешних факторов на
поведение потребителей (перевод
оригинала текста).
Поведение
потребителей и маркетинговые
стратегии.
Изучение
потребителей способствует усовершенствованию
маркетинговых стратегий фирм и
организаций, что способствует лучшему
пониманию таких аспектов поведения
потребителей как:
Понимание
данных аспектов позволяет использовать
маркетинговые стратегии
Поведение потребителей – это изучение субъектов, групп, организаций и приемов, которые они используют при выборе, покупке и размещении товаров и услуг, а также изучение влияния, которое данные приемы оказывают на потребителей и общество в целом. Данное определение содержит ряд весьма значимых моментов:
Четыре главных сферы применения поведения потребителей:
Информация о работе Маркетинговое исследование поведения потребителей